Семёрка часть 8
Шесть дней творения (1:3–2:3)
Сотворение мира происходило в течение шести дней. Творческие акты были организованы таким образом, что в первые три дня создавались условия, необходимые для процветания творений последних трёх дней. Например, в первый день Бог создаёт свет, а на четвёртый день — небесные тела, излучающие свет.[67]
Дни творения[67]
День 1 Свет
День 2 Море, небесный свод
День 3 Земля, растения
Day 4 Celestial bodies
Day 5 Birds and fish
Day 6 Land animals, humans
День 7 1. Седьмой день — Бог прекратил Свои дела творения, поэтому седьмой день назван «субботой», что в переводе с еврейского языка означает «покой».
Семь дней сотворения мира описаны в начале книги Бытия. Согласно буквальному церковному пониманию, Бог поэтапно сотворил мир:
Первый день — небо и землю, свет.
Второй день — твердь, или видимое небо.
Третий день — вместилища вод на земле, сушу и растения.
Четвёртый день — солнце, луну и звёзды.
Пятый день — пресмыкающихся, рыб и птиц.
Шестой день — живущих на суше животных, и, наконец, человека — венец творения.
Седьмой день — Бог прекратил Свои дела творения, поэтому седьмой день назван «субботой», что в переводе с еврейского языка означает «покой».
Однако эти «дни» творения не были обыкновенными днями в 24 часа. Скорее, это были периоды времени, которые могли длиться несколько миллионов привычных нам лет.
В Библии есть упоминания о сотворении мира, которые содержатся в разных местах Ветхого и Нового Заветов. Основные тексты о сотворении мира — в первой и второй главах книги Бытия.
Ветхий Завет
Первое повествование о сотворении занимает всю первую главу книги Бытия и начало второй главы. Оно описывает процесс творения в виде рабочей недели и выходного (субботнего) дня. В тексте говорится, что: в первый день Бог создал небо, землю и свет, отделил свет от тьмы;
• на второй день — создал твердь посреди воды, отделил воду над твердью от воды под твердью, назвал твердь небом;
• на третий — сушу, моря и растения;
• на четвёртый — светила на тверди небесной;
• на пятый — рыб, пресмыкающихся и птиц;
• на шестой — зверей земных, скот, гадов земных и человека.
Второе повествование о сотворении содержится во второй главе книги Бытия начиная с четвёртого стиха. В тексте сказано о создании райского сада и двух деревьев в нём: древа жизни и древа познания добра и зла, о первой данной человеку заповеди — не вкушать плодов от древа познания добра и зла, а также содержится рассказ о сотворении Евы из ребра Адама (Быт. 2:4–25).
Новый Завет
Рассказ о творении в Бытии 1 был хорошо известен авторам Нового Завета и принимался ими как авторитетное описание начала мира. В некоторых местах Нового Завета есть упоминания о сотворении мира, например,
Деян. 4:24 — верующие обратились к Богу как к Творцу: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море и всё, что в них!».
• Деян. 14:15 — Павел использовал формулу: «Чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них».
Древние израильтяне и другие народы Ближнего Востока считали, что мир окружён водой. Верхние воды удерживаются твёрдым куполом или небосводом (небом). Купол поддерживают горы.[94]
И сказал Бог: «Да будет твердь посреди вод, и да отделяет она воды от вод». И создал Бог твердь, и отделил воды, которые под твердью, от вод, которые над твердью. И стало так. Бог назвал твердь Небом. И был вечер, и было утро: день второй.
— Бытие 1:6–8
На второй день Бог создаёт твердь (r;q;a), которая называется ;amayim ('небо' или 'небеса'),[96] чтобы разделить воды. В языческой мифологии вода была «первородной созидательной силой». Однако в Книге Бытия первозданный океан не обладает никакой силой и полностью подчиняется Богу.[97]
Ракия происходит от раки', глагола, обозначающего процесс раскатывания металла в тонкие пластины.[98] Древние люди во всём мире считали небо твёрдым, а твердь в Бытие 1 понималась как сплошной купол.[99] В древней ближневосточной космологии Земля представляет собой плоский диск, окружённый водами сверху и снизу. Небосвод представляет собой прочный купол, опирающийся на горы по краям земли. Он прозрачен, что позволяет людям видеть голубизну вод над головой, а также имеет «окна», через которые выпадает дождь. Солнце, луна и звёзды находятся под небосводом. Глубоко под землёй находится подземный мир или Шеол. Земля держится на столпах, погружённых в воды внизу.[100]
Воды, находящиеся над землёй, являются источником осадков, поэтому функция ракии заключалась в том, чтобы контролировать или регулировать погоду.[101] В повествовании о Всемирном потопе «все источники великой бездны вырвались» из-под земли и из «окон» неба.[102]
Третий день (1:9–13)
И сказал Бог: «Да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша». И стало так. Бог назвал сушу Землёй, а собравшуюся воду — Морями. И увидел Бог, что это хорошо. Тогда Бог сказал: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, и плодоносящие деревья, приносящие по роду своему плод, в котором семя их». И стало так. Земля произрастила зелень, растения, дающие семя, и деревья, дающие плод с семенами. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро, день третий.
— Бытие 1:9–13
К концу третьего дня Бог создал основу мироздания: свет, небеса, моря и землю.[104] Бог не создаёт деревья и растения, а повелевает земле производить их. Основной богословский смысл, по-видимому, заключается в том, что Бог наделил ранее бесплодную землю способностью производить растительность, и теперь она делает это по его велению. «По роду (своему)» — это, по-видимому, отсылка к законам, которые позднее были изложены в Пятикнижии и в которых большое внимание уделялось святости через обособление.[105]
В первые три дня Бог создал время, климат и растительность — всё, что необходимо для правильного функционирования космоса. Для древних народов, живших в аграрном обществе, климатические или сельскохозяйственные катаклизмы могли привести к массовым страданиям из-за голода. Тем не менее в первой главе Книги Бытия говорится, что изначальное творение Бога было «хорошим» — мир природы изначально не представлял угрозы для выживания человека.[106]
Три уровня космоса заселяются в том же порядке, в котором они были созданы: небеса, море, земля.
На четвёртый день появляется слово «править». Небесные тела будут «править» днём и ночью и определять времена года, годы и дни. Это было крайне важно для авторов Священного Писания, поскольку три праздника паломничества были организованы вокруг циклов Солнца и Луны в лунно-солнечном календаре, в котором могло быть 12 или 13 месяцев.[112]
В Книге Бытия 1:17 говорится, что звёзды установлены на тверди. В вавилонском мифе небеса были сделаны из различных драгоценных камней, а звёзды были выгравированы на их поверхности (сравните Исход 24:10, где старейшины Израиля видят Бога на сапфировом полу небес).[113]
Пятый день (1:20–23)
И сказал Бог: «Да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной». И создал Бог больших пресмыкающихся, и всякую душу живую, которая движется, — животных, и гадов, и птиц небесных, — и увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день шестой. Бог благословил их, сказав: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и да размножаются птицы на земле». И был вечер, и было утро, пятый день.
— Бытие 1:20–23
На пятый день Бог создаёт морских и воздушных животных. В Книге Бытия 1:20 впервые используется древнееврейский термин nepe; ;ayya ('живые существа'). Они имеют более высокий статус, чем всё, что было создано до этого, и получают Божье благословение.[69]
Еврейское слово танин (переводится как «морские существа» или «морские чудовища») в Бытие 1:21 используется в других местах Библии для обозначения чудовищ хаоса по имени Раав и Левиафан (Псалом 73:13, Исаия 27:1 и 51:9). В египетской Повести о Мерикаре и месопотамской Энума Элиш бог-творец должен сразиться с морскими чудовищами, прежде чем он сможет создать небо и землю. Однако в Книге Бытия нет и намека на битву, а танин — это просто существа, созданные Богом. Таким образом, Книга Бытия — это явная полемика против мифологий древнего мира.[115]
Шестой день (1:24–31)
И сказал Бог: «Да произведёт земля живых существ, скотов и гадов, и зверей земных по роду их». И стало так. Бог сотворил зверей земных по роду их, и скот, и гадов, и все, что движется по земле, по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
Тогда Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всеми зверями земными, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
So God created humans in his image,
in the image of God he created them;
male and female he created them.
Бог благословил их, и Бог сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю, покоряйте её и властвуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всеми земными зверями». Бог сказал: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу». И всякой плоти, которая на земле, и всем птицам, которые в небе, и всем зверям, которые ползают по земле, имеющим дыхание жизни, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. Бог увидел всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
На шестой день Бог создаёт наземных животных и людей. Как и морские и воздушные животные, наземные животные называются nepe; ;ayya ('живые существа'). Они делятся на три категории: домашние животные (behema), дикие травоядные животные, которые служат добычей (reme;), и дикие хищники (;ayya). Земля «производит» животных так же, как на третий день она произвела растения.[117]
В Книге Бытия 1:26 Бог говорит: "Сотворим человека ..." Это породило несколько теорий, из которых две наиболее важные заключаются в том, что "мы" - это величественное множественное число,[118] или что оно отражает обстановку на божественном совете, когда Бог восседает на троне как царь и предлагает сотворение человечества низшим божественным существам.[119] Традиционная интерпретация заключается в том, что "мы" относится к множеству личностей в Божестве, что отражает тринитаризм. Некоторые оправдывают это тем, что множественное число указывает на «двойственность внутри Божества», которая напоминает о «Духе Божьем», упомянутом во втором стихе: «И двинулся Дух Божий по лицу вод» [120]
Сотворение человечества является кульминацией повествования о сотворении мира и подразумеваемой целью Бога при сотворении мира. Все, что было создано до этого момента, было создано для использования человечеством.[72] Человек был создан по "образу Божьему". Значение этого неясно, но предложения включают:[121][122]
1. Обладание духовными качествами Бога, такими как интеллект, воля и т. д.;
2. Обладающий физической формой Бога;
3. Сочетание этих двух факторов;
4. Быть воплощением Бога на Земле и иметь возможность вступить с ним в отношения;
5. Быть представителем Бога или наместником на Земле;
6. Обладая властью над творением, подобно ангелам из Псалма 8:5;[123]
7. Нравственное совершенство и возможность прославления.[124]
Когда в Бытие 1:26 Бог говорит: «Сотворим человека», на иврите используется слово адам; в этой форме оно является общим существительным, обозначающим «человечество», и не подразумевает, что это творение мужского пола. После этого первого упоминания слово всегда появляется как ха-адам, "мужчина", но, как показывает Бытие 1: 27 ("И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил Он его; мужчину и женщину сотворил Он их".), слово все еще не является исключительно мужским.[125]
Бог благословляет человечество, повелевая ему размножаться, «покорять» (kb;) землю и «властвовать» (rdh) над ней в соответствии с так называемым культурным мандатом. Человечество должно распространить Царство Божье за пределы Эдема и, подражая Богу-Творцу, трудиться над тем, чтобы поставить землю на службу человеку, до тех пор, пока не будет выполнен мандат.[126] Это включает в себя продолжение рода, подчинение и восстановление земли (например, использование природных ресурсов), господство над существами (например, одомашнивание животных), труд в целом и брак.[127][128] Бог говорит животным и людям, что он дал им «зелёные растения в пищу» — творение должно быть вегетарианским. Только позже, после Потопа, человеку было позволено есть мясо. Автор Книги Бытия, по-видимому, оглядывается на идеальное прошлое, в котором человечество жило в мире как с самим собой, так и с животным миром, и это состояние могло быть восстановлено через праведную жертвенную жизнь в гармонии с Богом.[129]
По завершении творения Бог видит, что «всё, что Он сотворил... было очень хорошо». По мнению Израэля Кноля, это означает, что материалы, существовавшие до сотворения мира (тоху ва-боху, «тьма», техом), не были «очень хорошими». Таким образом, он выдвинул гипотезу, что священнический источник создал эту дихотомию, чтобы смягчить проблему зла.[130] Однако, по мнению Коллинза, поскольку сотворение человека является кульминацией повествования о первом творении, «очень хорошо» должно означать, что человек является венцом Божьего творения и призван служить Богу.[131]
Эти три стиха относятся к повествованию в первой главе и дополняют его.[133] За сотворением следует «покой».[134] В древней ближневосточной литературе божественный покой обретается в храме в результате наведения порядка в хаосе. Покой — это одновременно и освобождение, поскольку работа по сотворению завершена, и вовлечение, поскольку божество теперь пребывает в своём храме, чтобы поддерживать безопасный и упорядоченный космос.[135]
Сравните с Исходом 20:8–11: «Помни день субботний, чтобы свято хранить его. Шесть дней ты труда, и сделать все дела твои; а День седьмой-суббота Господу лОРД твои гОД, в ней не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал лОРД сотворил небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему лОРД благословил день субботний и освятил его."
Второе повествование: Бытие 2:4б–25
История Эдемского сада, которая занимает оставшуюся часть книги Бытия 2, вероятно, была написана около 500 г. до н.э. как "рассуждение об идеалах в жизни, опасности человеческой славы и фундаментально неоднозначной природе человечества, особенно человеческих умственных способностей".[136] Сад, в котором происходит действие, находится на мифологической границе между человеческим и божественным мирами, вероятно, на дальней стороне космического океана, недалеко от края мира; следуя общепринятой древней ближневосточной концепции, река Эдем сначала образует этот океан, а затем разделяется на четыре реки, которые текут от четырех углов земли к ее центру.[136] Согласно Мередит Клайн, которая представляет теологию завета и рамочную интерпретацию, повествование устанавливает место проведения "кульминационного испытания", которое также является где происходит "кризис завета" из книги Бытия 3.[137]
Перикоп, составляющий вторую часть повествования, обычно начинается с Бытия 2:4б («В день, когда Господь ЯХВЕ Бог сотворил землю и небо»). Меньшинство исследователей считают, что Бытие 2:4 — это цельный отрывок, в основном состоящий из хиазмы со структурой:[138]
Вот поколения
(а) небес
(б) и земли
(в), когда они были созданы
(в;) в тот день, когда Господь Бог сотворил
(б;) землю
(а;) и небеса.
Происхождение человечества и растительного мира (2:4b–7)
Бытие 2:4б — это вступление, похожее на те, что встречаются в вавилонских мифах.[139] До сотворения человека земля была бесплодной пустошью, орошаемой ';; (;;). В версии короля Джеймса это слово переводится как "туман",[140] следуя еврейской практике – с середины 20 века гебраисты в целом приняли его реальное значение как "источник подземных вод".[141]
В Книге Бытия 1 характерным словом для деятельности Бога является бара, "сотворенный"; в Книге Бытия 2 слово, используемое при сотворении человека, - яцар ( йишер), "вылепленный", слово, используемое в таких контекстах, как гончар, лепящий горшок из глины.[142] Бог вдыхает свое собственное дыхание в глину, и она становится нефеш (;;;;;;;), слово, означающее "жизнь", "жизненная сила", "живая личность"; человек разделяет нефеш со всеми созданиями, но текст описывает этот животворящий акт Бога только по отношению к человеку.[143]
Эдемский сад (2:8–14)
Слово "Эдем" происходит от корня, означающего "плодородие": первый человек должен работать в чудесном плодородном саду Бога.[144] Древо жизни - мотив из месопотамского мифа; в Эпосе о Гильгамеше (ок. 1800 г. до н.э.)[i] герою дается растение, название которого "человек становится молодым в старости", но змей крадет у него растение.[145] Клайн относится с уважением. древо жизни как символ или печать награды в виде вечной жизни за успешное выполнение человечеством завета.[146] Вопрос о том, какие знания даёт второе дерево, является предметом многочисленных научных дискуссий. Среди возможных вариантов — человеческие качества, половое самосознание, этические знания и универсальные знания, причём последняя интерпретация является наиболее распространённой.[147] В Эдеме человечество стоит перед выбором между мудростью и жизнью и выбирает первое, хотя Бог предназначил им второе.[148]
Мифический Эдем и его реки могут символизировать реальный Иерусалим, Храм и Землю обетованную. Эдем может представлять божественный сад на Сионе, горе Божьей, которая также была Иерусалимом; в то время как настоящий Гихон был источником за пределами города (отражающим источник, орошающий Эдем); и образы Сада с его змеем и херувимами рассматривались как отражение реальных образов Храма Соломона с его медным змеем (нехуштан) и херувимами-хранителями.[149] Бытие 2 - единственное место в Библии, где Эдем фигурирует как географическое местоположение : в другом месте (особенно в Книге Пророка Иезекииля) это мифологическое место, расположенное на святой горе Божьей, с отголосками месопотамского мифа о царе как изначальном человеке, помещенном в божественный сад для охраны древа жизни "посреди сада" (стих 9).[150]
После того как Бог в 18-м стихе заметил, что «нехорошо быть человеку одному» [155], но до того, как он погрузил Адама в сон и создал женщину из ребра Адама в 21–22-м стихах, Адам совершил своё первое записанное действие в одиночку: он дал имена всем остальным существам, которых Бог привёл к нему. [156] По-видимому, это проявление власти и господства, данных Адаму в Бытие 1:28.[157][158] В стихе 20 также говорится, что среди всех животных не нашлось подходящего помощника для него, что приводит нас к рассказу о сотворении женщины (в следующей главе названной Евой).[159]
Первая женщина была «создана» из одного из рёбер Адама, чтобы быть для него эзер кенгдо (;;; ;;;;; 'эзер кенгдо)[160] — эту фразу особенно сложно перевести. K;ne;d; означает "рядом", "напротив" или "двойник его", а "эзер" относится к активному вмешательству от имени другого человека.[161] Божьи наименования элементов космоса в Книге Бытия 1 иллюстрируют его власть над творением; мужские наименования животных иллюстрируют власть Адама в творении.[162] Женщину зовут иша (;;; 'иш-шах), "женщина", с объяснением, что это потому, что она была взята из иш (;;;;; 'иш), "мужчина",[160] но эти два слова не связаны.[163] Адам радуется тому, что ему дана помощница, и восклицает (или поёт), что она «кость от костей моих и плоть от плоти моей»[164] Анри Блоше называет слова Адама «поэзией»[165] Алистер Уилсон предполагает, что их следует рассматривать как песню[166]
Согласно повествованию об Эдеме, в Бытие 3 женщина получает имя Хавва (;;;, Ева).[167] На иврите это означает "живая", от корня, который также может означать "змея".[168] Ассириолог Сэмюэл Ноа Крамер связывает сотворение Евы с древним шумерским мифом об Энки, которого исцелила богиня Нин-ти, "владычица ребра"; это стало "Владычицей, оживляющей" благодаря игре слов ти, что в переводе с шумерского означает и "ребро", и "оживлять".[169] Еврейское слово, которое традиционно переводится на английский как «ребро», может также означать «сторона», «комната» или «балка». [170] Согласно давней экзегетической традиции, использование ребра со стороны мужчины подчёркивает, что и мужчина, и женщина обладают равным достоинством, поскольку женщина была создана из того же материала, что и мужчина, и обрела жизнь в результате тех же процессов. [171]
Интерпретации
Шестиугольная литература
Библейское повествование о сотворении мира легло в основу жанра еврейской и христианской литературы, известного как гекзамеральная литература. Эта литература представляла собой комментарии, проповеди и трактаты, посвящённые толкованию библейского повествования о сотворении мира в античные и средневековые времена. Первым христианским образцом этого жанра стал «Шестоднев» богослова IV века Василия Кесарийского, а затем появилось множество других произведений, написанных такими авторами, как Августин Блаженный, Иаков Серугский, Иаков Эдесский и Бонавентура.[172]
Интерпретация фреймворка
Рамочная интерпретация (также известная как «литературная рамка», «теория рамки» или «гипотеза рамки») представляет собой описание структуры первого повествования о сотворении мира (точнее, Бытия 1:1–2:4а).[173] Библеисты и богословы рассматривают эту структуру как доказательство того, что первое повествование о сотворении мира представляет собой символическое, а не буквальное описание сотворения мира.
Две триады и три царства
Согласно анализу Клайна, шесть дней творения, описанные в Книге Бытия, делятся на две группы по три («триады»). Во вступлении, Бытие 1:1–2, говорится: «В начале... земля была безвидна и пуста, и тьма была над бездною...» Здесь описывается изначальная Вселенная, в которой есть тьма, водная «бездна» и бесформенная земля, над которой парит дух Божий. Следующие три дня описывают первую триаду: сотворение света и его отделение от изначальной тьмы (Бытие 1:3–5); сотворение «тверди» в изначальных водах, чтобы могли появиться небеса (пространство между твердью и поверхностью морей) и «воды под твердью» (Бытие 1:6–8); разделение вод под твердью на моря и сушу с её растениями и деревьями. Вторая триада описывает заселение трёх элементов первой триады: солнца, луны и звёзд — днём и ночью (Бытие 1:14–19), рыб и птиц — небесами и морями (Бытие 1:20–23) и, наконец, животных и людей — землёй, покрытой растительностью (24–31).[174] Эта структура представлена в следующей таблице.[175]
Первая триада — Царства Творения Вторая триада — Виды существ
День 1 (Свет) Да будет свет (1:3). Да будет свет (1:14). День 4 (Светила)
День 2 (Небо/Вода) Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды (Бытие 1:6). Пусть в воде кишат живые существа, а над землёй летают птицы (1:20). День 5 (Птицы/Рыбы)
День 3 (Земля/Растительность) Пусть появится суша (1:9).
Пусть на суше появится растительность (1:11). Да произрастит земля, что в ней, живое (1:24).
Да произведёт земля душу живую (1:26).
Я даю тебе всякое растение, приносящее семя... и всякую плодовую ветвь с семенами... в пищу (1:29). День 6 (Наземные животные/Люди)
The Creator King
Day 7 (Sabbath)
Концепция фреймворка оказалась успешной в современную эпоху, поскольку рассматривается как решение традиционного конфликта между библейским повествованием о сотворении мира и современной наукой. Она представляет собой альтернативу буквальным толкованиям библейских повествований, которые на популярном уровне отстаивают некоторые консервативные христиане и креационисты. Креационисты, придерживающиеся буквального подхода, отвергают символические или аллегорические толкования библейского повествования о сотворении мира, поскольку они уступают научному авторитету в ущерб авторитету библейскому.[179] Сторонники теории фреймов в ответ на это отмечают, что Священное Писание подтверждает Божье общее откровение в природе (см. Псалом 19; Римлянам 1:19–20); поэтому в поисках истины о происхождении Вселенной мы должны учитывать как «книгу слов» (Священное Писание), так и «книгу дел» (природу). Поскольку Бог является автором обеих «книг», мы должны ожидать, что при правильном толковании они не будут противоречить друг другу.[180][требуется страница]
Противниками рамочной интерпретации являются исследователи Ветхого Завета Джеймс Барр и Эндрю Стейнманн, Роберт Маккейб,[кто?] и Тин Ван.[кто?][181] Кроме того, некоторые консервативные систематические богословы, такие как Уэйн Грудем и Миллард Эриксон, раскритиковали рамочную интерпретацию, посчитав ее неподходящим прочтением текста Книги Бытия.[182] Грудем заявляет, что "в то время как ' рамочный взгляд не отрицает правдивость Священного Писания, он принимает толкование Священного Писания, которое при ближайшем рассмотрении кажется очень маловероятным".[183]
Буквальные толкования
Смысл, который можно извлечь из повествования о сотворении мира в Книге Бытия, будет зависеть от понимания читателем её жанра, литературного «типа», к которому она относится (например, миф о сотворении мира, историческая сага или научная космология).[184]
В то время как библейская критика подвергла сомнению многие традиционные взгляды на Библию, консервативные евангелические традиции склонны интерпретировать повествование о сотворении мира в Книге Бытия буквально, но при этом они также ведут (иногда жаркие) споры о толковании Книги Бытия.[185]
По мнению библеиста Фрэнсиса Андерсена, непонимание замысла авторов и культуры, в которой они творили, приведёт к неверному толкованию.[186] Реформатско-евангелический учёный Брюс Уолтке предостерегает от одного из таких неверных толкований: «буквального» подхода, который приводит к «креационной науке", а также к таким «неправдоподобным интерпретациям», как «теория разрыва", предположение о «молодости Земли" и отрицание эволюции.[187] Специалист по иудаике Джон Д. Левенсон идёт ещё дальше, ставя под сомнение историчность Книги Бытия в целом:
Сколько исторических фактов скрывается за Книгой Бытия? Поскольку действие этой древней истории происходит не в плоскости обычной человеческой истории и имеет много общего с античной мифологией, говорить о её повествованиях как об исторических событиях вообще весьма натянуто.[188]
Историк Конрад Хайерс также писал: «Буквальное толкование Книги Бытия неуместно, вводит в заблуждение и неосуществимо [потому что] оно предполагает наличие такого рода литературы и замысла, которых на самом деле нет». [189] Тем не менее, по мнению Джона Дэя, нет никаких оснований утверждать, что авторы Книги Бытия не верили в то, что изложено в ней. История сотворения мира перекликается с другими древними ближневосточными представлениями о космосе и является этиологической, поэтому не обязательно прибегать к поэзии и метафорам.[190]
Библеист Джон Дж. Коллинз утверждает, что попытки согласовать современные научные данные с Книгой Бытия наносят ущерб Библии. Он считал, что не стоит навязывать текстам современные и чуждые им представления, особенно если они описывают мир совершенно иначе.[191]
Свидетельство о публикации №225111300439
