Семёрка часть 9
Семь небес
В древней ближневосточной космологии семь небес — это семь тверди или физических слоёв, расположенных над открытым небом. Это понятие встречается в древней месопотамской религии, иудаизме и исламе. В некоторых традициях семь небес дополняются идеей о семи землях или семи подземных мирах. Эти небеса или подземные миры считались царствами божеств или небесных тел (таких как классические планеты и неподвижные звёзды).
Существовали различные варианты традиции о семи небесах. В древней ближневосточной космологии число небес и земель чаще описывалось как три, а не семь. Число семь как количество небес было наиболее популярным в еврейской космологии, но в зависимости от текста число варьировалось от трёх до 365.
Происхождение
Представление или вера в то, что космос состоит из семи небесных сфер, вероятно, восходят к семи видимым небесным телам (Меркурию, Венере, Марсу, Юпитеру, Сатурну, Луне и Солнцу).[1]
Древняя ближневосточная космология
Основная статья: Древняя ближневосточная космология
Концепция семи небес была разработана в древней Месопотамии, где она приобрела символическое или магическое значение, а не буквальное.[2] В шумерском языке слова, обозначающие небеса (или небо) и Землю, — это Ан и Ки.[3] Древние жители Месопотамии считали, что небо состоит из нескольких куполов, обычно трёх, но иногда и семи, которые покрывают плоскую Землю.[4]: 180
Каждый купол был сделан из драгоценного камня определённого вида.[4]: 203 Самый нижний купол небес был сделан из яшмы и служил домом для звёзд.[5] Средний купол небес был сделан из камня саггилмут и служил обителью для Игиги.[5] Самый высокий и дальний купол небес был сделан из лулуданиту камня и олицетворял Ана, бога неба.[6][5]
Небесные тела отождествлялись с определёнными божествами.[4]: 203 Планета Венера считалась Инанной, богиней любви, секса и войны.[7]: 108–109 [4]: 203 Солнце было её братом Уту, богом справедливости,[4]: 203 а Луна — их отцом Нанна.[4]: 203
Простые смертные не могли попасть на небеса, потому что это была обитель одних лишь богов.[8] Вместо этого после смерти человека его душа отправлялась в Кур (позже известный как Иркалла), тёмный и мрачный подземный мир, расположенный глубоко под поверхностью Земли.[8][9] Шумерские заклинания конца второго тысячелетия до нашей эры упоминают семь небес и семь земель. Одно из таких заклинаний звучит так: «ан-имин-би ки-имин-би» (небес семь, земель семь.) [10][11]
Представление о том, что небеса могут влиять на происходящее на Земле, наделило число семь небесными, магическими свойствами, как в историях о семи демонах, семи церквях, семи духах или семи престолах. Число семь часто встречается в вавилонских магических ритуалах.[12] Возможно, семь еврейских и семь исламских небес берут своё начало в вавилонской астрономии.[10]
В целом в месопотамской религии небеса не были местом для людей. Как говорит Гильгамеш своему другу Энкиду в Эпосе о Гильгамеше: «Кто может подняться на небеса, друг мой? Только боги вечно пребывают с Шамашем». Наряду с идеей о семи небесах в древней Месопотамии была распространена идея о трёх небесах.[13]
Религиозные космологии
Иудаизм
Иудаизм Второго Храма
Вторая книга Еноха, также написанная в I веке н. э., описывает мистическое восхождение патриарха Еноха через иерархию десяти небес. Енох проходит через Эдемский сад на третьем небе по пути к Господу, чтобы встретиться с ним лицом к лицу на десятом небе (глава 22). По пути он встречает ярко описанные группы ангелов, которые мучают грешников; он видит дома, оливковое масло и цветы.[14]
Сефер ха-Разим, написанный в IV веке н. э., описывает семь небес и обитающих на них ангелов.[15][16]
Талмуд
В Талмуде говорится, что верхняя часть Вселенной состоит из семи небес (иврит: шамаим):[17]
1. Вилон (;;;;;), см. (Исаия 40:22)
2. Ракиа (;;;;), см. (Бытие 1:17)
3. Шехаким (;;;;;), см. (Пс 78:23, Мидр. Тох. к Пс. xix. 7)
4. Зебул (;;;;), см. (Исаия 63:15, 3 Царств 8:13)
5. Маон (;;;;), см. (Втор 26:15, Пс 41:9)
6. Махон (;;;;), см. (3 Царств 8:39, Второзаконие 28:12)
7. Аработ (;;;;;) — седьмое небо, где находятся офаним, серафимы, хайот и Престол Божий. [18]
Христианство
Новый Завет не упоминает о семи небесах. О человеке, вознесённом в видении на «третье небо" говорится в Втором послании апостола Павла к Коринфянам (2 Коринфянам 12:2–4). Это описание обычно воспринимается как косвенное указание автора на самого себя.[19]
Некоторые христианские авторы упоминали о семи небесах, например, епископ II века Ириней (Доказательство апостольской проповеди 9; ср. Против ересей 1.5.2). Вариант с десятью небесами приобрёл некоторую популярность среди схоластов в Средние века и наиболее ярко проявился в Божественной комедииДанте Алигьери. Идея о семи небесах нашла отражение в эзотерической христианской каббале.[20]
Ислам
Исламская миниатюра, изображающая визит Мухаммеда на одно из Семи Небес
«Рай в исламе» перенаправляется сюда. О последнем пристанище праведников в исламе см. Джанна. О космологии Корана см. Космология Корана.
В Коране и хадисах часто упоминается существование семи самават (;;;;;;), множественного числа от сама; (;;;;), что означает «небеса, небо, небесная сфера» и родственно еврейскому шамаим (;;;;). Некоторые аяты Корана, в которых упоминаются самааты[21], — это 41:12, 65:12 и 71:15. Семь небес - это не конечное место назначения умерших после Судного дня, а регионы, отличные от земли, охраняемые ангелами и населенные душами, чье пребывание зависит от их добрых дел (пост, джихад, хадж, благотворительность), с самым высоким слоем, наиболее близким к Богу.[22][23] Согласно Корану и хадисам, на каждом из небес есть своя Киблы или структура, ставшая направлением молитвы, подобная Каабе мира смертных, где обитает Бог. Киблу высших небес называют Байт аль-Ма'мур, в то время как здание Киблы низших небес называется Байт аль-Изза.[24][25][26]
В других источниках это понятие представлено в метафорическом ключе. Каждое из семи небес состоит из разного материала, и на каждом из них обитают исламские пророки. Названия взяты из книги Суюти «Аль-Хай’а ас-самья фи л-хай’а ас-сунмя»:[27]
1. Ракиа (;;;;;;): первое небо описывается как состоящее из воды и являющееся домом для Адама и Евы, а также ангелов каждой звезды. Согласно некоторым преданиям, Мухаммед встретил здесь ангела Хабиба.[28]
2. Араклун (;;;;;;): Второе небо описывается как состоящее из белого жемчуга и являющееся домом для Яхьи (Иоанна Крестителя) и Исы (Иисуса).
3. Кайдум (;;;;;): третье небо описывается как состоящее из железа (или жемчуга, или других ослепительных камней); Иосиф и ангел смерти (по имени Азраил) обитают там.[29]
4. Мауна (;;;;;;): Четвёртое небо описывается как сделанное из латуни (или белого золота); там обитают Идрис (которого традиционно отождествляют с Енохом) и «Ангел Слёз».
5. Ди'а (;;;;): Пятое небо описывается как состоящее из серебра; Аарон правит этим небом. Иногда в этом месте помещают хранителя адского пламени.[28]
6. Дакуа (;;;;;): Шестое небо описывается как состоящее из золота (или гранатов и рубинов); Моисей находится здесь.[30]
7. ;Ариба (;;;;;): Седьмое небо, позаимствовавшее некоторые понятия у своего еврейского аналога, изображается состоящим из божественного света, непостижимого для смертного человека (или изумрудного). Авраам обитает там, а Сидрат аль-Мунтаха, большое загадочное дерево лотос, отмечает конец седьмого неба и предел для всех Божьих созданий и небесных знаний.[31]
Существует два толкования числа «семь». Согласно одной точке зрения, число «семь» здесь просто означает «много» и не должно восприниматься буквально (в арабском языке это число часто используется в таком значении).[32]
Одна из современных интерпретаций «небес» заключается в том, что все звёзды и галактики (включая Млечный Путь) являются частью «первого неба», а «за ним находятся ещё шесть миров», которые учёным ещё предстоит открыть.[32]
Гностицизм
В гностическом тексте «О происхождении мира» говорится, что семь небес были созданы в ХаосеЯлдабаотом под высшими сферами, и каждым из них правит Архонт. В конце времён эти небеса обрушатся друг на друга, а небо Ялдабаота расколется надвое, и его звёзды упадут на Землю, из-за чего она погрузится в Бездну.[33]
В Коптском Апокалипсисе Павла апостол Павел возносится через семь низших небес. На седьмом небе он встречает старца, который открывает врата в царство за пределами материальной вселенной, и тогда Павел возносится на восьмое, девятое и десятое небеса.[34]
Мандаизм
В мандаизме ряд матарта, или "домов взимания платы", расположены между Миром Света (алма-нура) и Тибилом (Землей). Термин матарта переводится по-разному: как «сторожевой пост», [35] «сборный пункт», [36] «промежуточная станция» или «чистилище». Матарты охраняются различными утрами (небесными существами из Мира Света) и демонами. В Гинзе Рабба семь матартов перечислены и описаны в Главе 3 Книги 5Правой Гинзы.
Однако число матартов не всегда равно семи. Книга 6Правой Гинзы (также известной как «Книга Динанухта») перечисляет шесть. Глава 4 в книге 1Левой Гинзы перечисляет восемь.[37] С другой стороны, Семь Небес можно рассматривать как соответствие Семи Планетам, которые входят в окружение Рухи в Мире Тьмы.[37]
Индуизм
Согласно всем Пуранам, Брахманда разделена на четырнадцать миров, известных как локи. Семь — это высшие миры: Бхулока (Земля и небо), Бхуварлока, Сваргалока, Махарлока, Джанарлока, Тапалока и Сатьялока; и семь — это низшие миры: Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала.[38]
Свидетельство о публикации №225111300440
