Бестолковые усилия?..

     Человек что-то пишет, публикует и вдруг начинает ощущать бестолковость этих своих, сочинительских, усилий. Ему, чтобы оценить какие-то усилия бестолковыми, надо сначала установить, что такое толк в его деятельности, например, сочинительской.

     А толк может быть ожидаемым и неожиданным. Ожидаемый толк - это получение итога, в удовлетворительной степени соответствующего какому-то, заранее выработанному, образу достигавшейся и достигаемой цели.

     Неожиданный толк - это итог деятельности, который заставляет пересмотреть или необходимость достижения какой-то цели, или образ достигаемой цели.

     В сочинительстве литературно-художественных текстов установление необходимости достижения какой-то цели - это то, что находится в области человеческих чувств.

     А образ цели, достигаемой сочинителем литературно-художественных текстов, может быть больше отнесён не к области человеческих чувств, а к области человеческого интеллекта или ума, или разума.

     Установление необходимости достижения цели человеком, например,  сочинителем  литературно-художественных текстов, может быть, как направляющим к точному определению образа достигаемой цели, так и сбивающим человека с пути к точному определению образа достигаемой цели.

     Вдохновение - это очень сильное ощущение необходимости достижения цели, помогающее или удовлетворительно точно, или в наибольшей, оптимальной степени точно определить образ достигаемой цели.

      Противоположным вдохновению "ощущением" является растерянность человека, часто называемая "творческим кризисом". 

     Вдохновение может быть как соответствующим прежнему образу цели, так и разрушающим его. У сочинителей, которых обычно называют поэтами, чаще, чем у прозаиков, вдохновение именно разрушает прежний образ цели сочинительства.

     Растерянность человека также может привести и к разрушению прежнего образа его цели, и к восстановлению его. - прежнего образа цели.

     Интересным может быть рассмотрение итога столкновения вдохновения, разрушающего прежний образ цели и растерянности, возвращающей сочинителя к прежнему образу его цели.  Из такого столкновения может возникнуть разочарование сочинителя в силе своих творческих способностей. У настоящего  поэта такого разочарования почти не бывает, потому что ветреность для поэта, в отличие от прозаика-сочинителя, может оказаться полезной для поэта.

      Там, где в творчестве поэта находится его ветреность, то есть его скачкообразное перемещение от одного образа своей цели к совершенно другому её образу, у прозаика-сочинителя должно находиться творческое открытие. Или сочинительская изобретательность.

      Творческое открытие или сочинительская изобретательность прозаика-сочинителя порождается столкновением вдохновения, возвращающего сочинителя к прежнему образу достигаемой им цели и растерянности, разрушающей прежний образ достигаемой сочинителем цели.

     Без осуществления творческих открытий или без сочинительской изобретательности прозаик не может выработать свою личную авторскую манеру. Или свой уникальный стиль в создании литературно-художественных текстов.

      Прозаику-сочинителю не рекомендуется разбрасываться, то есть быстро и легкомысленно, лихорадочно   перелетать от одного образа цели к другому образу цели, ему нужно быть сосредоточенным на осуществлении какого-то одного образа достигаемой цели.

     Легкомысленное, лихорадочное "перелетание" прозаика от одного образа достигаемой цели к другому образу может привести его к разочарованию в силе своих творческих способностей. А сосредоточенность прозаика на осуществлении одного конкретного образа достигаемой им цели может развить в нём сочинительскую изобретательность.

     Чем точнее, чем менее туманным является образ достигаемой прозаиком цели, тем больше возникает у прозаика-сочинителя  возможностей осуществить подлинное сочинительское изобретательство.

      Искусственно и целенаправленно выращивать (культивировать) в себе поэтическую ветреность невозможно, к тому же есть слушатели,  читатели поэзии, которых привлекает наличие в стихах того, что должно присутствовать в прозе  - точности образа достигаемой цели, то есть чётких  итогов-следов  применения ума, разума (интеллекта) человека.

     Но поэтическая ветреность вполне может вызывать зависть у тех, которые со звероподобным рвением-усердием прилагают значительные усилия к своему сочинительству, а того толка, который они ожидали получить, они так и не могут ощутить. 

       P.S. Персонаж, который всё это наговорил автору данного текста, не владеет философским языком, но так как умные люди сказали персонажу, что данный текст нельзя размещать в разделе литературоведения, и, автор, не желая спорить с живым, подлинным интеллектом, размещает данный текст не в литературоведении, а именно в разделе философии, хотя и наговоривший всё это персонаж не является профессиональным философом.               
         


Рецензии
Мне ужасно понравилась эта статья, Борис! И я даже вечером её ещё перечитаю, получше. Литературный процесс - дело деликатное и не всем поддающееся. А многим смерть как хочется быть поэтом! Но...

"Но поэтическая ветреность вполне может вызывать зависть у тех, которые со звероподобным рвением-усердием прилагают значительные усилия к своему сочинительству, а того толка, который они ожидали получить, они так и не могут ощутить".

"Звероподобное рвение" меня особенно рассмешило. Вот только интересно, понимают ли они бестолковость своих опусов или же искренне гордятся ими? Я на этот счет всегда говорю, что не сыграешь на балалайке, коли сковородка в руках.

Очень хорошо написали, спасибо
С уважением,

Федя Заокский   13.11.2025 09:54     Заявить о нарушении
Звероподобное рвение - это выражение, придуманное не моим персонажем, а наговаривал он этот текст для того, чтобы столкнуть друг с другом вдохновение, как разрушающее, так и возвращающее сочинителя к старому образу достигаемой цели и растерянность, которая также может и разрушать старый образ достигаемой в сочинительстве цели, и возвращать сочинителя к нему. Вдохновение и растерянность прозаика-сочинителя, сталкиваясь друг с другом, могут дать или разочарование сочинителя в силе своих творческих способностей, или сочинительскую изобретательность. Огромное спасибо Вам, Фёдор, за желание перечитать данное и небольшое моё эссе!

Светлан Туголобов   13.11.2025 14:58   Заявить о нарушении