Учим вместе письмо Татьяны к Онегину
Татьяна просит прощения
и выражает надежду на понимание
(девушке полагалось только отвечать,
да и то, чаще, отвечали за нее родители!).
_____________
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
2.
Татьяна объясняет свой поступок:
не напиши она первой,
Любимый
просто исчез бы из ее жизни,
так ни о чем и не догадавшись.
_______________
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
3.
Татьяна продолжает мысль:
Онегин, в ее понимании,
не простой человек:
он не желает общаться
с простыми дворянами,
потому что он
столичная штучка,
и ему скучно с провинциалами,
людьми не его уровня, —
предполагает Таня,
наведя некоторые справки о нем.
_________________
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
4.
Трогательный упрек Тани
или, скорее, жалоба на судьбу,
вечный вопрос:
"Раз не для счастья,
тогда "зачем?!""
__________________
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
5.
Таня,
не знавшая в ее время Гегеля,
уже отрицает
только что
высказанное отрицание: "Не надо было" —
утверждением: "Нет! Надо!"
__________________
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
6.
Таня трогательно и убедительно
доказывает Серьезность
Происходящего с ней:
Онегин вышел из сна!
Разве сны бывают просто так?
Нет, не бывают:
Земля от Неба!
Любовь от Ожидания Любви!
_____________
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно… нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? Я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
7.
Опять, еще до появления
диалектики Гегеля,
Таня предполагает
две возможности:
Хорошего и Плохого,—
которые непримиримо борются,
но Хорошее, Надежда на Хорошее
побеждает.
______________
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…
8.
Решение принято:
письмо будет отправлено,
а не пойдет
в корзину для мусора.
_______________
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…
9.
Таня объясняет здесь,
почему
считает Онегина защитником:
ей одиноко;
Близкие кажутся ей далекими;
мысли не разделенными;
Жизнь
не полной, напрасной,
не настоящей, чужой,
не из ее пьесы.
_________________
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
10.
Я не кукла,
которой все равно.
Не могу
жить в неопределенности.
Ты мужчина,
поэтому дай ответ,
которому я поверю:
или так, или так:
Либо Счастье!
Либо опять Пустота!
________________
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
11.
Эти четыре строчки
похожи на постскриптум.
Все здесь: и страх, и стыд,
и Вера, что Онегин хороший!
_________________
Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
...Письмо
простодушное, умное,
трогательное.
Ты будешь читать его так,
как прочитала бы
сама Татьяна!
Или Ты на ее месте:
Искренно, чисто, не нарочито;
с великой надеждой на Хорошее!
...Ритм чтения должен быть четким;
читать нужно спокойно,
не стараясь "показывать":
слова здесь говорят сами за себя,
поэтому у артистки одна забота:
не сюсюкать, не пересластить!
Свидетельство о публикации №225111300585