Ложная надежда
Любые благие намерения становятся напрасными, покуда эти внутренние демоны имеют власть над желаниями человека. Они питаются страхом перед бедами и от этого производят в человеке ещё большие беды. Побеждает этих демонов Христос, но только тогда, когда человек осознаёт свою беду, видит своих демонов и отделяет их от своего внутреннего «я». Это происходит в тот миг, когда наконец приходит понимание, насколько грех — даже незначительный — искривляет сознание, делает человека недостойным, а вернее, «достойным» презрения даже в собственных глазах. И на что тогда надеяться? Как-то прожить без Бога? Это самая разрушающая ложная надежда, внушающая человеку, что проблемы не в нём.
Пока в душе жива хоть микроскопическая вера на то, что проблема не внутри, а снаружи, — покаяние не состоялось. Пока теплится капля ложной надежды, что люди изменятся, наука найдёт лекарства от всех болезней, общество научится бороться с преступностью, человечество победит нужду, обретёт бессмертие или построит наконец справедливое государство — до тех пор подлинного переворота в духе не произойдёт и спасительного покаяния не наступит.
Когда человек надеется на человека, а значит, на силу разума, на прогресс, на общественные институты, — покаяния нет. Это — фундаментальная духовная ошибка. Наука, медицина, законы — это инструменты, благие сами по себе, но бессильные исцелить сердце от греха и победить смерть. Строительство вавилонской башни земного рая без Бога — древняя и тщетная попытка.
Апостол Павел с болезненной точностью описывает это состояние раба своих «внутренних демонов»: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»
Аналогично Пророк Иеремия произносит суровый приговор всякой надежды на свои силы: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа».
Это кажется жестоким и выглядит как призыв к отчаянию. Но это не так. Это — горькое, но единственное лекарство. Это «нищета духом», о которой Христос сказал, что их есть Царство Небесное. Это момент, когда рушатся все человеческие опоры, чтобы открылась единственная Истинная.
Когда человек достигает дна и говорит: «Я бессилен. Люди бессильны. Знание бессильно. Я не могу спасти ни себя, ни близких, ни этот мир», — только тогда в его жизни возникает пустота, достаточная для того, чтобы в неё вошёл Христос. Как писал русский философ Семён Франк: «Христианство начинается с ощущения крушения всех человеческих надежд».
Это смирение, в котором рождается подлинная сила. Труд, любовь к ближним, забота о мире — всё это остаётся, но теперь это не попытка собственными силами построить рай на песке, а соработничество с Богом. И тогда, когда умирает последняя надежда на человека, рождается та Надежда, которая «не постыжает». «На Тебя, Господи, уповаю я; да не постыжусь вовек».
И ответ на отчаянный вопрос Павла «кто избавит меня?» наконец-то находит Того, кому можно его адресовать. Ответ — Иисус Христос.
«Итак нет ныне никакого осуждения тем,которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». (Послание к Римлянам 8:1-2)
Свидетельство о публикации №225111300589