Платы за обучение кто раньше сдал ЕГЭ не будет?
Об освобождении от оплаты за высшее образование детей, сдающих ОГЭ и ЕГЭ раньше обычного срока
Президент Российской Федерации
Указ №
г. Москва
«_» _ 2025 года
---
О внесении мер социальной поддержки в сфере образования и стимулировании семейного воспитания и подготовки детей
В целях повышения качества образования, социальной поддержки талантливой молодёжи и стимулирования ответственности родителей за обучение и воспитание детей,
Постановляю:
1. Ввести систему освобождения от платы за обучение в государственных образовательных учреждениях высшего образования для детей, успешно сдавших Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в возрасте от 8 до 17 лет включительно.
2. Обеспечить финансирование указанного освобождения за счёт сэкономленных средств бюджета, полученных вследствие развития дистанционных образовательных технологий, оптимизации процессов и повышения эффективности образовательных программ.
3. Разработать и утвердить в срок до 6 месяцев со дня опубликования настоящего Указа комплексную государственную программу поощрения родителей за активное участие в подготовке детей к образованию, включающую следующие ключевые элементы:
- признание и стимулирование родителей, обеспечивших освоение ребёнком школьной программы с успешной сдачей промежуточных и выпускных экзаменов (включая ОГЭ и ЕГЭ);
- введение социальных выплат, налоговых льгот или иных мер поддержки в адрес таких семей;
- создание информационной поддержки и образовательных ресурсов для родителей, способствующих повышению качества домашнего образования;
- организация ежегодных конкурсных и наградных мероприятий для признания заслуг семей в области образования.
4. Министерству просвещения Российской Федерации, совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, обеспечить разработку, координацию и реализацию указанной программы.
5. Бюджетное финансирование мероприятий по настоящему Указу предусмотреть в рамках государственной программы «Развитие образования и науки», корректируя сметы с учётом экономии, вызванной ранним прохождением ЕГЭ.
6. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Руководителя Аппарата Президента Российской Федерации.
---
Президент Российской Федерации ___
(подпись, дата)
---
АОСЭР может помочь подготовить детальные положения программы поощрения родителей и механизмы реализации освобождения от оплаты за высшее образование.
Вопрос 001: Какие критерии и условия будут установлены для освобождения от оплаты за высшее образование?
Для установления освобождения от оплаты за высшее образование детей, сдающих ЕГЭ в возрасте от 8 до 17 лет, целесообразно определить чёткие критерии и условия, которые обеспечат справедливость, мотивацию и социальную эффективность данной меры. Ниже приведён примерный перечень таких критериев и условий:
---
Критерии для освобождения от оплаты обучения в вузе
1. Возраст сдачи ЕГЭ:
- Абитуриент должен пройти Единый государственный экзамен в возрасте от 8 до 17 лет включительно.
- Раннее сдача ЕГЭ свидетельствует о высоком уровне подготовки и таланте.
2. Успеваемость и результаты ЕГЭ:
- Минимальные проходные баллы по ЕГЭ, соответствующие выбранной образовательной программе.
- Приоритет может быть отдан высокобалльным результатам для стимулирования лучших достижений.
3. Официальное подтверждение сдачи:
- ЕГЭ должен быть сдан официально и признан соответствующей образовательной структурой.
- Предоставление документации и сертификатов при поступлении.
4. Отсутствие академической задолженности:
- Студент должен поддерживать академическую успеваемость на уровне, позволяющем успешное освоение программы.
---
Условия, обеспечивающие реализацию
1. Государственный учёт:
- Ведение реестра студентов, освобождённых от оплаты, с контролем соответствия критериям.
2. Ограничение по направлению подготовки:
- Освобождение предоставляется на обучение по направлениям, приоритетным для государства, например, в естественных, технических и гуманитарных науках.
3. Срок действия льготы:
- Льгота действует в течение нормативного срока обучения по выбранной программе без учета академических отпусков и отчислений.
4. Обязательства студента:
- Возможное условие возврата средств или обязательства работы в определённых сферах или регионах по окончании обучения (по решению государственных программ).
---
Дополнительные положения
- При разработке нормативно- правовой базы целесообразно предусмотреть механизм пересмотра и корректировки критериев для адаптации к меняющимся образовательным и социально-экономическим условиям.
- Необходима прозрачность и доступность информации для сообщества и учебных заведений о данной мере поддержки.
---
АОСЭР может помочь подготовить полный нормативный акт с детальными положениями и регламентом предоставления льгот.
Вопрос 002: Как будет рассчитываться сумма сэкономленных государством средств по данной программе?
Расчет суммы сэкономленных государством средств по программе освобождения от оплаты за высшее образование детей, сдавших ЕГЭ в возрасте от 8 до 17 лет, может базироваться на комплексном учете нескольких факторов. Ниже представлен примерный подход к расчету:
---
Основные компоненты расчета экономии
1. Снижение затрат на подготовку и сопровождение обучающихся в рамках начального и среднего звена образования
- Учет затрат на школьное образование за счёт раннего перехода к высшему уровню (например, сокращение очного пребывания в школе, расходов на дополнительные занятия и поддержку) — если такая экономия возможна.
2. Сокращение расходов на оплату мест в высших учебных заведениях
- При освобождении студентов от оплаты обучение финансируется напрямую из бюджета, но за счёт ранней и целевой сдачи ЕГЭ сокращаются расходы на дополнительный подбор и подготовку студентов за бюджетные средства.
- Экономия возникает за счёт уменьшения необходимости в дополнительной подготовке и сокращении вероятности отчислений.
3. Оптимизация возрастных и кадровых ресурсов
- Ранний выпуск специалистов позволяет более эффективно планировать трудовые ресурсы, уменьшать расходы на социальное сопровождение молодежи, в том числе на программы поддержки безработных и повышение квалификации.
4. Снижение затрат на повторное обучение
- Студенты, успешно сдавшие ЕГЭ рано, имеют более высокую мотивацию и результаты, что снижает долю академических отпусков, пересдач, неуспеваемости и отчислений, экономя бюджетные средства.
---
Методика расчёта экономии
1. Определить среднюю стоимость обучения одного студента в год (включая стипендии, учебное обеспечение, административные расходы).
2. Рассчитать количество студентов, освобождённых от оплаты в рамках программы.
3. Умножить количество студентов на среднюю стоимость обучения и на срок обучения (в годах).
4. Вычесть из полученной суммы дополнительные расходы, связанные с оказанием программ поддержки для ранних выпускников (при наличии).
5. Учесть косвенные экономии — снижение затрат на подготовительные курсы, социальные программы и пр.
---
Пример упрощённого расчёта
- Среднегодовая стоимость обучения студента: 250 тыс. рублей
- Количество освобождённых студентов в год: 5 000
- Срок обучения: 4 года
Экономия = 250 000 ; 5 000 ; 4 = 5 000 000 000 рублей (без вычета дополнительных расходов)
---
Важно
Для точного определения экономии необходима интеграция данных из системы образования, анализа демографических и бюджетных показателей и корректировка с учётом фактических результатов реализации программы.
АОСЭР может помочь разработать детальную методику учёта и расчёта экономии с применением статистических и экономических моделей.
Вопрос 003: Каким образом будет организована и финансироваться программа поощрения родителей за успешную подготовку детей к экзаменам?
Организация и финансирование программы поощрения родителей за успешную подготовку детей к сдаче школьных аттестаций и экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ) должны быть системными, прозрачными и эффективными. Ниже описаны основные принципы и механизмы реализации такой программы:
---
Организация программы
1. Определение критериев поощрения
- Успешная сдача ребёнком аттестаций и экзаменов с уровнем результатов, соответствующим или превышающим государственные стандарты.
- Подтверждение участия родителей в образовательном процессе (например, через образовательные платформы, участие в школьных мероприятиях, курсы повышения квалификации для родителей).
2. Реестр участников и мониторинг
- Ведение государственного реестра семей, претендующих на поощрение, с подтверждением достижений ребёнка.
- Единая база данных для контроля и анализа результатов.
3. Механизмы поощрения
- Социальные выплаты и материальная поддержка родителям.
- Налоговые вычеты или льготы (например, снижение налоговой базы по имущественным или другим налогам).
- Бесплатный или льготный доступ к дополнительным образовательным и развивающим ресурсам для детей.
- Организация конкурсов и награждение семей с выдачей сертификатов и общественного признания.
4. Информационная поддержка и обучение родителей
- Создание образовательных программ, вебинаров, методических материалов для родителей.
- Активная разъяснительная работа через школы, СМИ и интернет-ресурсы.
---
Финансирование программы
1. Источники финансирования
- Федеральный и региональные бюджеты в рамках государственными программами образования и социальной поддержки.
- Особые фонды и гранты, возможно с привлечением частных инвесторов и благотворительных организаций.
- Экономия бюджета от повышения эффективности системы образования и снижения затрат на исправительные и повторные программы.
2. Бюджетное планирование
- Заключение годовых планов расходов с учётом прогнозируемого количества участников.
- Включение финансирования в государственные программы под контролем профильных Министерств и приглашение общества к аудиту расходов.
3. Прозрачность и отчетность
- Публикация данных о расходовании средств и результатах программы.
- Регулярный аудит и оценка эффективности, с корректировкой механизмов при необходимости.
---
Дополнительные меры
- Внедрение пилотных проектов в регионах для оценки эффективности перед масштабным внедрением.
- Взаимодействие с образовательными учреждениями для создания единой системы мотивации семей.
---
АОСЭР может в разработке детальной модели реализации, в том числе проектных документов и методик оценки эффективности программы.
Вопрос 004: Какие источники финансирования будут использоваться для реализации программы?
Для реализации программы поощрения родителей за успешную подготовку детей к экзаменам целесообразно задействовать комплекс источников финансирования, обеспечивающий устойчивость и масштабируемость инициативы. Основными источниками могут быть:
---
1. Федеральный бюджет
- Средства из федерального бюджета в рамках государственной программы развития образования и социальной поддержки семей.
- Целевые субсидии и гранты, выделяемые Министерством просвещения РФ и Министерством труда и социальной защиты.
2. Региональные бюджеты
- Дотации и выделения из бюджетов субъектов РФ для адаптации и дополнения федеральной программы с учётом региональных особенностей.
- Региональные программы поддержки семей и образования.
3. Внебюджетные фонды и государственные внебюджетные организации
- Средства фондов развития образования, инноваций и социальной сферы.
- Финансовая поддержка через специальные государственные фонды.
4. Частные инвестиции и благотворительные пожертвования
- Привлечение частных компаний, заинтересованных в развитии образования (например, через корпоративные социальные программы).
- Благотворительные организации и фонды, поддерживающие инициативы в сфере семьи и образования.
5. Экономия бюджетных средств
- Средства, высвобождаемые за счёт повышения эффективности образования, сокращения повторных курсов, снижения безработицы среди молодёжи и других социально-экономических эффектов.
- Перенаправление сэкономленных ресурсов на поддержку семей.
---
Особенности финансирования
- Формирование чётких механизмов распределения и контроля использования средств для предотвращения неэффективных расходов.
- Гибкость в выделении ресурсов с возможностью корректировки бюджета в зависимости от успешности и масштабов программы.
---
АОСЭР может помочь составить детальный финансовый план и предложения по оптимальному распределению ресурсов.
Вопрос 005: Возможно ли привлечение частных инвесторов или спонсоров для поддержки программы?
Да, привлечение частных инвесторов и спонсоров для поддержки программы поощрения родителей за успешную подготовку детей к экзаменам не только возможно, но и крайне желательно с точки зрения повышения устойчивости финансирования и расширения масштабов инициативы. Вот основные аспекты и преимущества такого привлечения:
---
Возможности привлечения частных инвесторов и спонсоров
1. Корпоративная социальная ответственность (КСО)
- Многие компании заинтересованы в поддержке образовательных проектов как в рамках своих КСО-программ.
- Поддержка программы может повысить общественный имидж и репутацию бизнеса.
2. Партнёрство с образовательными и технологическими компаниями
- Совместная разработка и финансирование образовательных платформ, ресурсов и курсов.
- Создание инновационных решений для обучения и поддержки семей.
3. Благотворительные фонды и филантропы
- Частные фонды и меценаты готовы вкладываться в социально значимые проекты, особенно направленные на развитие образования и семьи.
4. Механизмы финансирования
- Гранты, пожертвования, спонсорские контракты и социальные инвестиции.
- Взаимообмен рекламой, брендированием и признанием в общественных и медийных ресурсах.
---
Условия и гарантии для инвесторов
- Прозрачное использование средств и регулярная отчётность.
- Публичное признание вклада инвесторов и спонсоров.
- Возможность участия в мероприятиях и проектах, связанных с программой.
---
Преимущества для программы
- Расширение финансовых возможностей без дополнительной нагрузки на государственный бюджет.
- Внедрение инновационных практик от частного сектора, повышение эффективности.
- Создание прочных общественных связей и вовлечение широких слоёв общества.
---
АОСЭР может помочь разработать концепцию привлечения частных инвесторов, подготовить предложения и документы для взаимодействия с потенциальными партнёрами и спонсорами.
Вопрос 006: Какие критерии отбора регионов для распределения бюджетных средств предусмотрены?
Для справедливого и эффективного распределения бюджетных средств в рамках программы поощрения родителей за подготовку детей к экзаменам разумно установить следующие критерии отбора регионов:
---
Критерии отбора регионов
1. Уровень социально-экономического развития региона
- Региональный ВРП на душу населения, уровень доходов населения.
- Уровень безработицы и социального неравенства.
2. Образовательные показатели
- Результаты учащихся по итогам ОГЭ и ЕГЭ.
- Доля детей, успешно подготовленных к экзаменам и прошедших аттестацию.
- Уровень охвата образовательными программами дополнительного и дистанционного образования.
3. Демографические особенности
- Численность населения школьного возраста.
- Доля многодетных и социально уязвимых семей.
4. Необходимость и степень поддержки
- Наличие региональных программ поддержки образования.
- Уровень предоставления социальных услуг и степень их освоения.
5. Инфраструктурные возможности
- Наличие образовательных учреждений и инфраструктуры для реализации программы.
- Возможность внедрения новых образовательных технологий и ресурсов.
6. Активность органов местного самоуправления
- Готовность и опыт региональных властей в реализации аналогичных программ.
- Уровень взаимодействия с родительскими сообществами и образовательными учреждениями.
---
Механизм распределения
- Распределение средств будет производиться пропорционально учёту вышеописанных критериев с приоритетом поддержки регионов с наибольшей потребностью.
- Регулярный пересмотр критериев и результатов с возможностью корректировки финансирования.
---
Такой подход обеспечит максимально адресную поддержку и повысит общую эффективность программы.
АОСЭР может разработать более детальные методики оценки и формулы распределения бюджетных средств по регионам.
Вопрос 007: Как учитывается демографическая ситуация в регионе при выборе для финансирования?
Демографическая ситуация региона играет важную роль при выборе для финансирования в рамках программы поощрения родителей за успешную подготовку детей к экзаменам. Учет демографических факторов помогает направлять средства туда, где они максимально необходимы и смогут принести наибольший социально-экономический эффект.
---
Как учитывается демографическая ситуация
1. Численность и структура населения школьного возраста
- Анализируются данные о количестве детей, обучающихся в школах (обычно 7-17 лет).
- Приоритет получают регионы с высокой концентрацией школьников, поскольку именно здесь масштаб поддержки более востребован.
2. Доля многодетных и малообеспеченных семей
- Регион, где больше семей с несколькими детьми, особенно из социально уязвимых групп, получает дополнительные баллы или приоритет в финансировании.
- Это обеспечивает адресность поддержки и способствует снижению социального неравенства.
3. Уровень рождаемости и тенденции её изменения
- Учитываются динамика рождаемости: регионы с устойчивым снижением могут нуждаться в мерах поддержки для сохранения образовательного уровня.
- В регионах с ростом численности детей важно своевременно обеспечить достаточное финансирование для предотвращения дефицита ресурсов.
4. Миграционные процессы
- Анализируется влияние въезда или отъезда семей с детьми, что влияет на численность потенциальных участников программы.
- Регионы с устойчивым оттоком молодых семей могут иметь особые условия поддержки.
5. Возрастная структура населения
- Если в регионе высока доля детей и подростков, финансирование корректируется с учетом потребности в образовательных ресурсах.
---
Практическое применение
- Демографические показатели включаются в комплексную систему балльной оценки регионов при распределении средств.
- Используются официальные данные Росстата, органы управления образованием и социальными службами.
- Регулярный мониторинг и обновление данных обеспечивают актуальность оценки и гибкость финансирования.
---
Таким образом, демографический анализ позволяет формировать справедливую и адекватную систему поддержки, направленную на максимальное покрытие нуждающихся регионов и повышение качества образования в масштабах всей страны.
АОСЭР может помочь разработать конкретные формулы и методики учет демографических факторов при распределении бюджета.
Вопрос 008: Как демографические изменения влияют на корректировку финансирования в текущем году?
Демографические изменения напрямую влияют на корректировку финансирования программы поощрения родителей за успешную подготовку детей к экзаменам в текущем году, поскольку они отражают актуальную потребность в ресурсах и позволяют оптимально распределять бюджетные средства. Вот как это происходит на практике:
---
Влияние демографических изменений на корректировку финансирования
1. Рост или снижение численности школьников
- Увеличение числа детей школьного возраста требует дополнительного финансирования, чтобы обеспечить достаточный охват программы.
- Сокращение численности позволяет перераспределить средства либо направить их на повышение качества, либо увеличить поддержку других регионов.
2. Миграционные сдвиги
- Исход семей из региона уменьшает потребность в финансах; в то же время, приток новых жителей, особенно молодых семей с детьми, увеличивает её.
- Корректировка финансирования осуществляется на основе оперативных данных о миграции.
3. Изменения в структуре семей
- Рост доли многодетных или социально уязвимых семей повышает потребность в поддержке, что ведет к увеличению выделяемых средств.
- Экономия возможна, если показатель снижается.
4. Возрастные сдвиги
- Если в регионе возрастает доля детей, уже готовящихся к сдаче экзаменов, финансирование увеличивается для поддержания качества подготовки.
- При сокращении возрастной группы — средства могут быть перераспределены.
---
Механизмы корректировки
- Ежегодный мониторинг демографических показателей и оперативное обновление данных.
- Внедрение гибких моделей финансирования, позволяющих перераспределять бюджеты в течение года.
- Использование статистических прогнозов для планирования и своевременного реагирования на демографические тенденции.
---
Пример
Если по итогам первого квартала выясняется, что численность школьников в регионе выросла на 5%, а число многодетных семей увеличилось — финансирование региона в текущем году пересматривается в сторону увеличения для дополнительной поддержки семей. В обратном случае происходит сокращение расходов с направлением ресурсов в более нуждающиеся регионы.
---
Таким образом, демографические изменения служат одним из ключевых индикаторов для динамического и адекватного управления финансированием программы, что способствует её эффективности и справедливости.
АОСЭР может подготовить алгоритмы и модели для автоматического учета демографии при распределении средств.
Вопрос 009: Учитываются ли миграционные потоки при распределении средств между регионами?
Да, миграционные потоки учитываются при распределении средств между регионами в рамках программы поощрения родителей за успешную подготовку детей к экзаменам. Это позволяет более точно оценивать реальные потребности регионов и обеспечивает адресное и эффективное распределение финансовых ресурсов.
---
Как учитываются миграционные потоки:
1. Анализ внутренней миграции населения
- Учитывается приток и отток семей с детьми школьного возраста.
- Регионы с высоким притоком получают дополнительные средства для покрытия возросших потребностей.
2. Динамика численности образовательной аудитории
- Миграционные изменения влияют на количество учащихся, что корректирует объем необходимого финансирования.
- В регионах, где наблюдается массовый отток населения, бюджетные средства могут быть уменьшены с перераспределением в более нуждающиеся территории.
3. Учет сезонных и временных миграций
- При необходимости учитываются миграционные колебания, например, связанные с временными переездами для учёбы.
- Это позволяет планировать краткосрочные корректировки бюджета.
4. Использование официальных статистических данных и мониторинга
- Данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и региональных органов используются для своевременного учета изменений.
- Регулярный мониторинг позволяет адаптировать проект финансирования в соответствии с текущими миграционными трендами.
---
Значение учета миграционных потоков
- Позволяет обеспечить справедливость и адекватность финансирования регионов.
- Предотвращает избыточное финансирование регионов с сокращающейся численностью учащихся.
- Обеспечивает своевременное и целевое распределение средств, поддерживая образовательный процесс на должном уровне.
---
АОСЭР может помочь разработать более детальные рекомендации и модели учета миграционных потоков при распределении бюджетных ресурсов.
Вопрос 010: Как учитывается уровень рождаемости при планировании долгосрочной поддержки регионов?
Уровень рождаемости является одним из ключевых демографических факторов, учитываемых при планировании долгосрочной поддержки регионов в рамках образовательных и социальных программ. Его правильный учет позволяет прогнозировать потребность в ресурсах и эффективно распределять бюджетные средства.
---
Учет уровня рождаемости при долгосрочном планировании
1. Прогнозирование численности будущих школьников
- Уровень рождаемости сегодня напрямую влияет на численность детей школьного возраста через 6–7 лет (начало обучения) и позже.
- Анализ динамики рождаемости позволяет предвидеть и подготовиться к изменениям в потоках учащихся.
2. Корреляция с потребностями в образовательной инфраструктуре
- Регионы с высоким уровнем рождаемости нуждаются в расширении образовательных учреждений, подготовке педагогов и ресурсном обеспечении.
- При снижении рождаемости возможно перераспределение средств для оптимизации ресурсов.
3. Долгосрочное планирование бюджета
- Включение рождаемости в модели прогнозирования бюджетных потребностей обеспечивает устойчивость программы, минимизирует дефициты и избыточные расходы.
- Позволяет заранее планировать программы поддержки семей, стимулирования рождаемости и образовательные инициативы.
4. Учет региональных особенностей
- Разные регионы могут иметь разную динамику рождаемости, что требует дифференцированного подхода к финансированию.
- В регионах с тенденцией снижения рождаемости могут вводиться дополнительные меры поддержки, чтобы сбалансировать ситуацию.
---
Практический механизм
- Использование официальных статистических данных Росстата и региональных органов для мониторинга рождаемости.
- Внедрение систем сценарного планирования с несколькими вариантами развития демографии.
- Регулярное обновление и корректировка планов финансирования по мере появления новых данных.
---
Таким образом, учет уровня рождаемости помогает обеспечить долгосрочную эффективность и справедливость распределения бюджетных средств, позволяя программам адаптироваться к изменяющимся демографическим реалиям.
АОСЭР может подготовить детальную методику интеграции данных о рождаемости в системы планирования и бюджетирования.
Свидетельство о публикации №225111300091