19. О наших слабостях
Молодым и в возрасте творческим людям, объединённым одной идеей, есть возможность посмотреть других и себя показать хотя бы на встречах в литературных объединениях. Все друг друга знают, и кто что стоит. Ходят в два, три объединения, дружат, общаются, делятся книгами, песнями, дисками.
Не всем дано достичь вершин мастерства. Более удачливые, талантливые собратья по перу с удовольствием пользуются повышенным вниманием у многочисленных любителей, которые тоже мечтают достичь положения мэтров или хотя бы пообщаться с ними.
Любители летят, как бабочки, на свет поэзии, радуясь тому, что имеют, ощущая себя причастными высокому искусству.
В ритме и рифме слов есть своя магия. Кто познал это состояние хоть раз, тот живет с этим «недугом», в тайне надеясь однажды тоже покорить этот Монблан.
Да и кто и на каких весах измерил этот самый талант? Часто бывает, что многим просто не повезло в жизни…
Есть способные авторы, но они не могут вовремя себя реализовать. Жизнь – большая лотерея.
Если вспомнить, например, сколько хороших, перспективных поэтов погибло на войне? Сколько изломано судеб обстоятельствами? Многим было не до стихов, они думали, прежде всего, о хлебе насущном, о том, чтобы выжить. Сколько из них прошло сложный жизненный путь, прежде чем попытались чего-то достигнуть?
И теперь на цифровой волне некоторые из того поколения стараются наверстать упущенное. Но время неумолимо, что упущено в полной мере не наверстать.
Стихи нынче снова в моде, они начинают обретать новое звучание, пишущих всё больше, интернет забит творческими сайтами, где проводятся конкурсы, издательства ждут авторов, плати и стань великим!
Но я не собираюсь судить строго бедных рифмоплетов, не сумевших реализоваться в свое время. Среди них каждый, как правило, – личность. Многие уже реализовали себя в других областях, но душа запросила еще чего-то, чего ей в текучке дней недостало – мечты, полета. И они пытаются это сделать.
Из глубин души возрождается лебединая песня, пробиваются первые ростки и все уверенней прорастают всходы, распуская поэтические цветы.
У некоторых моих друзей есть ученые степени, кафедры, студенты. Они не побоялись резко поменять образ жизни после выхода на пенсию, обрели крылья, ища себя в новой сфере.
Кого-то вдруг позвала проснувшаяся детская мечта, нереализованная возможность. И, поначалу стесняясь показывать свои вирши даже родным и близким, постепенно начинают входить во вкус.
И вот уже первые успехи, публикации, напечатанные сборники.
В этом смысле у зрелого человека, по сравнению с молодыми, начинающими, есть преимущество, – это жизненный опыт и осмысленное желание развивать свои способности, достигать результатов гораздо быстрее, чем их юные коллеги.
Зато у молодых есть запал, всепоглощающий напор и уверенность, что всё им по плечу.
У людей с опытом появляется удовлетворение от того, что он еще что-то может, способен порадовать себя и окружающих новыми талантами, что делает его счастливым, ни смотря на возраст.
Без конкуренции в творческой среде не обойтись, она выдвигает лучших, подтягивает или отсеивает слабых.
Да и лучшим надо все время держать ушки на макушке, совершенствоваться, доказывать свои исключительные качества.
Но вот о чем я подумал: история не знает гениев-праведников, которые были бы идеальны в помыслах и делах. Как там у Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
С чего это Антона Павловича так «расслабило»? Возьмите его самого, да и любого гения, внёсшего в мировую копилку шедевров свой вклад. Помимо выдающихся способностей в основной деятельности: музыке, поэзии, изобразительном искусстве, у каждого были странности в быту и в поведении.
Эти странности порой настолько шокировали окружающих при жизни…
Однако об этом как будто не принято говорить, намеренно "забывают" после смерти шалости гениев, и только творческое наследие остается на виду читателя и зрителя.
Ну а недостатки… откуда гений черпал бы свое вдохновение?
Мой обожаемый Лермонтов, по свидетельствам современников, был несносным по характеру, отчего и сам пострадал.
Теперь все восторгаются Владимиром Высоцким, а ведь он, отдавая должное его таланту, сгубил себя не только творчеством и изнуряющими гастролями...
Родом и я из его поколения, прекрасно помню, что стало виной безвременного ухода поэта, актера, барда. Да, это и не скрывается, но как бы и не осуждается.
Возникает вопрос: если из подобных ингредиентов рождается гениальность, то мир явно несовершенен. Разве это может быть эталоном?
За каждым из гениев шлейфом встает ряд чудачеств, странностей, вредных и губительных привычек, за что обычного человека мы однозначно осуждаем, а великим прощаем их «слабости».
Говорю я это не из ехидства и не из схоластических рассуждений, не из желания принизить достоинства великих, просто это вместе как-то плохо сочетается.
Самое время вспомнить и о моем герое. Не рискну поставить его в один ряд с плеядой великих, но слабостей, недостатков и ему не занимать.
Может талант вообще не зависит от образа жизни, а может наоборот: чем больше недостатков, тем ярче индивидуальность и его творчество…
Гении вряд ли достигли бы своих вершин, будь они покладистыми, правильными, как это предписывается обществом.
Я не призываю всех стать плохишами. Каждому отмерян свой шесток.
У моего друга наверняка есть мысли на этот счет. Но, думаю, он и не обидится на мои наблюдения.
У Романа имеется большой опыт в общении с известными людьми, посещавшими наш регион, много раз мы пересекались с заезжими знаменитостями – поэтами, писателями.
И у моего друга есть маленькие слабости. Например, он любит фотографироваться со знаменитостями, а после публиковать эти фотографии в своих книгах, подчеркивая тем самым, что и он как бы наравне с ними.
Вот он – с Гамзатовым, с Кугультиновым, а тут – с Пушкиным и Лермонтовым…
Насчет двух последних я пошутил. Однако кроме Гамзатова и Давида Кугультинова он засвидетельствовал себя со многими другими известными нашими современниками.
В этом нет ничего предосудительного. На Кавказе побывало несчетное количество известных личностей. Одни едут сюда на отдых, на лечение, по творческим делам. Для поклонников есть возможность взятия автографов, сфоткаться.
Роман, возможно, из некоего чувства неполноценности, свойственного писателям с периферии, старался засвидетельствовать себя рядом со звездами, заполучить автограф, и делал это оригинально и беспроигрышно: он дарил свою книгу.
Известная личность вряд ли жаждала заполучить такой подарок, но и не могла не взять его, чтобы не обидеть дарителя.
Знаменитости в большинстве своем – адекватные люди, им присуще и понимание момента и чувство юмора. Что стоило тому же Гамзатову, "чтоб не обидеть хорошего человека", прочитав «по диагонали» подаренную книгу, выполнить просьбу – широким жестом черкнуть несколько слов напутствия для будущего сборника «талантливого автора». Пусть порадуется коллега…
Мне довелось наблюдать друга в различных поведенческих аспектах. С маститыми собратьями он осторожен и учтив. Знает к кому и как «подъехать», о чём завести речь. С равными бывает равным, с мелкими сошками общается с легким чувством превосходства.
Из вышесказанного, можно подумать, что я злорадствую или осуждаю друга…
Нет, скорее, констатирую факт. Эта практика давно существует в творческой среде, и многие не считают зазорным ею пользоваться, выставляя свои «связи», как щит, для большей значимости…
Как говорится, кто не грешен, пусть бросит в меня камень. И я желаю всем добиваться поставленных целей, я не жадный и, кроме этой – не совсем лестной характеристики в целом о нашем брате-писателе, хочется в адрес всех страждущих высказать, прежде всего, свое уважение, любовь и пожелание –добиваться своих целей не только таким способом. Согласен, цели не всегда достигаются благородными методами, но вспомним, каковы сами гении, и какими средствами порой они добивались высот.
Не легок хлеб творца и, так устроена жизнь, каждому хочется глотка послаще и икорки на бутерброд…
Все эти «уроки» я проходил в писательском «младенчестве». Я бы не стал уделять этому столько внимания, как и недостаткам Романа, выказывая свои познания в области психологии, но тогда картина была бы неполной.
Многие идеализируют своих кумиров. Божий дар дается людям, хоть и избранным, но его еще надо суметь использовать.
Видно так устроен мир, благодаря эмоциям, стрессам и страстям, мы эту «чушь прекрасную несем», острее чувствуем и плачем, смеемся и просто – живем.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Свидетельство о публикации №225111300911
