Фёдор Бронников один из живописцев второй половины
Русская живопись славится не только выдающимися Ильёй Репиным, Василием Суриковым, Валентином Серовым… Сейчас я расскажу об ещё одном большом мастере, сейчас почти забытым широкой публикой, — Фёдоре Бронникове. Меж тем он был одним из крупнейших мастеров академического искусства второй половины XIX века. Его знали как портретиста, жанриста, пейзажиста. Однако наибольшую известность художнику принесли картины на темы античной и средневековой истории, решённые в духе «салонного» искусства.
Картины Фёдора Бронникова хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее, в музеях Шадринска, Перми, Кургана и других городов. Немало произведений находится в государственных и частных собраниях Италии, Англии, Дании и США. Большинство из них, к сожалению, нам неизвестно.
Фёдор Бронников. Начало
Фёдор Андреевич Бронников родился 17 (29) сентября 1827 года в семье иконописца в старинном купеческом городке Шадринске (ныне — в Курганской области). Рисованием он увлёкся с детства, а его первым и долгие годы единственным учителем был отец. Под строгим присмотром отца Фёдор писал иконы и портреты горожан, занимался гравюрой на дереве.
После его смерти юноша, мечтая поступить в Академию художеств, отправился с попутным обозом в Санкт-Петербург. Однако там его ждало разочарование. Дело в том, что представителей мещанского сословия в ту пору в Академию не брали. Тогда Фёдор Бронников стал учеником известного ксилографа того времени Бернадского. Там он научился чувствовать рисунок, натренировал руку и глаз. Совершенно неожиданно на талантливого ученика обратил внимание выдающийся скульптор Пётр Клодт.
Именно Клодт способствовал тому, чтобы Бронникову дали бесплатный билет вольнослушателя рисовальных классов Академии. Причём скульптор потратил немало сил для того, чтобы талантливого юношу отчислили из мещанского общества Шадринска. Только после этого Бронникова зачислили в Академию.
В 1845 году Бронников занимался у Алексея Маркова, который сразу оценил несомненное природное дарование ученика. Более того, видя его бедственное материальное положение, он помог ему финансово, а затем добился от академического совета ежемесячной стипендии в размере десяти рублей. Сам же Фёдор всеми силами старался доказать всем, что в него верят не зря.
Награды
В 1851 году Фёдор Бронников получил две серебряные медали Академии. Малую – за портрет с натуры «Голова старика», большую – за картину «Возвращение Улисса в свой дом». В следующем году ему дали золотую медаль за программную картину «Проповедь святого Иоанна Предтечи в пустыне». Затем удостоили большой золотой медали за программную картину «Освящение гермы».
В 1853 году высоко оценили его икону «Божья Матерь Всех Скорбящих Радость». Бронников получил за неё большую золотую медаль и звание классного художника первой степени. Это дало ему право на заграничную пенсионерскую поездку за счёт Академии.
Вскоре он приезжает в Италию, где очень много работает. Бронников пишет портреты состоятельных граждан, итальянские пейзажи, улицы городов и селений, жанровые сцены из итальянской жизни, картины на темы из истории Древнего Рима и Средневековья.
Свои произведения художник демонстрировал на выставках Академии художеств и Товарищества передвижных художественных выставок. Протокол о его приёме в Товарищество подписали Иван Крамской, Григорий Мясоедов, Василий Перов, Иван Шишкин, Пётр Клодт, Алексей Саврасов и другие.
Фёдор Андреевич экспонирует свои работы вместе с лучшими русскими мастерами. В числе выставляемых — «Больной у католического монастыря» (1874 г.), «Любитель» (1881 г.), «Покинутая» (1873 г.).
Вскоре Совет Академии признал его профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату» (1863 г.). В этом же году Бронников привозит в Россию большое полотно: «Квестор, читающий смертный приговор сенатору Тразею Пету». За него получает самые лестные отзывы комиссии Академии. В 1870 году ему присуждают золотую медаль имени Виже-Лебрен за картины «Бедное семейство, прогоняемое с квартиры» и «Изгнанник перед могилой».
Картины
Картина Бронникова «Художники в приёмной богача» очень понравилась зрителям и искусствоведам. Один из критиков с восторгом написал: «Одна из самых замечательных картин передвижной выставки — это небольшая картина г. Бронникова „Художники в приёмной богача“, … одна из удачнейших маленьких комических сцен, выраженных живописью, работа деталей превосходна…»
В 1878 году Фёдор Бронников создаёт удивительное по своей трагичности полотно «Проклятое поле». По сюжету — это правдивый рассказ о жестокой расправе рабовладельцев-патрициев над рабами. «Эта картина — образец удивительного воздействия композиции, красок и рисунка… всё полно правды, всё говорит, всё обличает,» — напишет позже Стасов. «Проклятое поле» у художника приобрёл сам Павел Третьяков, полотно можно увидеть в Третьяковской галерее.
Мастер изобразил стоящие вдоль дороги кресты в форме буквы «Т» (crux patibulata), к которым пригвоздили людей. Художник сумел грамотно совместить каноны академической живописи и приёмы реализма. Рассматривая детали, мы проникаемся духом трагедии. Плачущая от горя женщина, уходящие по тропинке палачи, греющиеся у костра воины-охранники, воющая собака, черные птицы, надвигающаяся дождевая туча дополняют мрачный сюжет «проклятого поля» и усиливают гнетущую атмосферу произведения…
Мастер
Исключительно разносторонний художник Бронников являлся большим мастером портретной живописи. Его работы отличает тонкий рисунок и поразительное сходство с натурой. Убедительность изобразительного языка помогает понять психологическое содержание портрета.
Фёдор Андреевич был также большим мастером пейзажной живописи. В своих картинах он довольно проникновенно передавал состояние окружающего мира.
Его творчество, кстати, высоко ценили современники. Его наградили орденом Святой Анны III степени, он стал командором одного из итальянских орденов…
Умер Фёдор Андреевич Бронников 1 (14) сентября 1902 года в Антиколи-Коррадо, провинция Рим. Там его и похоронили, на Римском некатолическом кладбище Тестаччо.
Прожив долгие годы в Италии, Фёдор Андреевич Бронников никогда не забывал своей родины. Подтверждением тому служит завещание о передаче Шадринску свыше 300 картин, эскизов, рисунков и 40 тыс. рублей для основания там художественной школы. Волю живописца выполнили только в советское время.
Свидетельство о публикации №225111401022
О жизни и творчестве талантливого русского художника Федора Андреевича Бронникова, к сожалению, мы знаем очень мало или поверхностно. И это, несмотря на то, что его вклад в сокровищницу русской культуры совершенно очевиден.
Всегда буду рада видеть Вас на своей странице.
С большим уважением и глубокой благодарностью.
Анастасия Сергеевна Соколова 24.11.2025 22:41 Заявить о нарушении
Наталья Швец 25.11.2025 11:14 Заявить о нарушении
