Первый свмч. Иоанн Кочуров. 1917

 Протоиерей Иоанн Кочуров родился 13 (25) июня 1871 года в семье потомственного священника Александра Кочурова в селе Бигильдино (Сурки) Данковского уезда Рязанской губернии. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии принял предложение поступить на службу в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Женился на Александре Чернышевой, дочери диакона Казанского собора. 10 июля 1895 года указом Святейшего Синода назначен настоятелем Владимирского храма в Чикаго (США) с приписной Трехсвятительской церковью в городе Стриторе. 27 августа архиепископом Алеутским и Аляскинским Николаем в Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположен во пресвитера.
 
 В Америке отец Иоанн активно занимался благотворительностью: организовал Свято-Никольское и Трехсвятительское братства для оказания социальной и материальной помощи прихожанам в Чикаго и Стриторе.
 
 Отец Иоанн мог бы остаться в Америке и прожить вполне благополучную жизнь. Но он хотел дать своим детям образование в России — к тому времени у протоиерея Иоанна было пятеро сыновей и дочь. Он подал прошение, 20 мая 1907 года уволился со службы в Алеутской и Североамериканской епархии и с семьей окончательно вернулся на родину. Но по возвращении в Санкт-Петербург оказалось, что в епархии нет вакантной должности приходского священника.

 По рекомендации архиепископа Николая (Зиорова) отец Иоанн с 15 августа 1907 года приказом попечителя Санкт-Петербургского учебного округа был назначен законоучителем в нарвские мужскую и женскую гимназии и приписан к клиру Спасо-Преображенского собора. В этой должности он прослужил девять лет. Летом, как правило, отец Иоанн отдыхал с семьей на даче неподалеку от Нарвы, в поселке Силламяги (ныне Силламяэ) на берегу Финского залива. В этом дачном месте в 1898 году по проекту гражданского архитектора Александра Монтага была построена церковь Казанской иконы Божией Матери. Здесь ежегодно в летний, свободный от основной работы период, отец Иоанн нес службу, кроме того, был членом попечительского совета храма.16 ноября 1916 года указом управляющего Петроградским учебным округом протоиерей Иоанн Кочуров был уволен от занимаемой должности штатного законоучителя Нарвской мужской гимназии в связи с переводом по епархиальной службе в Царское Село. Он был назначен вторым штатным священником в Екатерининский собор Царского Села.

 После октябрьского переворота Царское Село стало местом противостояния большевистских отрядов красногвардейцев и моряков под командованием Павла Дыбенко и казачьих войск, продолжавших поддерживать свергнутого главу Временного правительства Александра Керенского. 30 октября (12 ноября) 1917 года во время артиллерийского обстрела Царского Села большевиками духовенство решило пройти крестным ходом по улицам города с особыми молитвами о прекращении междоусобной брани. Отец Иоанн участвовал в нем и произнес проповедь, призывая народ к спокойствию. 31 октября (13 ноября) 1917 года отряды большевиков вступили в Царское Село. Начались повальные обыски — искали укрывшихся казаков и оружие. Аресты не миновали и духовенство. Большевиков заинтересовал прошедший накануне крестный ход. Священники — участники крестного хода были схвачены, их повели на допрос в Запасной дворец, где разместился штаб, возглавляемый Дыбенко. Пришли и за отцом Иоанном. «Мой дед, Василий Иванович Кочуров, рассказывал, что отчетливо помнит, как 31 октября отец Иоанн только пришел со службы — была его череда, — как позвонили в дверь, вошли красноармейцы и пригласили идти с ними. Больше мой дед живым своего отца не видел», — рассказывает правнучка отца Иоанна Татьяна Кочурова.

 В одной из петроградских газет 1 ноября 1917 года вышла небольшая статья «К расстрелу священника», которая сохранилась в семье младшего брата отца Иоанна. Вот отрывок из неё: «Прибывший из Царского Села очевидец Дорошенко передал потрясающую подробность зверского расстрела протоиерея Иоанна Александровича Кочурова. Когда матросы и солдаты явились в дом священника, вместе с отцом вышел сын отца Иоанна — Саша Кочуров, ученик царскосельской гимназии. Обливаясь слезами и держась за руку отца, он не отходил от него ни на шаг. У людей-извергов не поднимались руки, чтобы убить священника в присутствии малолетнего сына. Они начали гнать Сашу — Уйди! Уйди! Мы все равно убьем его…».

 Причиной озлобления красногвардейцев было то, что отец Иоанн пытался увещевать их, выразил протест против незаконного ареста. Конвоиры штыками направили его путь к Феодоровскому Государеву собору. Они зашли за храм. Здесь, на окраине города, на дороге, соединявшей слободу Большое Кузьмино и деревню Александровскую, рядом с железнодорожными путями отдельной императорской ветки, расположились казармы и ангары Особого авиационного отряда.

 «Тем временем, — продолжает корреспондент петроградской газеты, — подошли к ангарам, и Саша спрятался за строениями. Его заметил отец Иоанн, подозвал к себе движением руки.

 — Уйди! — тихо сказал он сыну, — не поможешь, Сашенька! Прощай, Сашенька! Братцев и сестрицу поцелуй!

 Саша передает, что отец очень волновался, но, видимо, не хотел, чтобы его волнение заметил сын. Саша отошел и снова спрятался за строением.

— Теперь убирайся и ты к… — крикнули священнику матросы и солдаты.

Саша передает: „…у меня сердце забилось от радости… отпустят! Непременно отпустят — пронеслось в голове“.

Отец Иоанн сделал несколько шагов по направлению к ангарам. Раздался сзади нестройный залп, и священник упал, обливаясь кровью, сраженный предательскими пулями в спину.

 Труп отца Иоанна, боясь возмущения народа, долгое время не разрешали внести в храм. Сделать это удалось только после вмешательства городской управы…

 Для Царского Села священник собора протоиерей Иван Александрович Кочуров — почти новый человек. Вся его долгая служба прошла в Северной Америке. Отец Иоанн был одним из просвещенных священников и свободно владел европейскими языками. После себя оставил шесть сирот детей и никаких средств…».

 Наутро его тело было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. 4 ноября 1917 года в Екатерининском соборе состоялось отпевание, в тот же день он был похоронен в усыпальнице под Константино-Еленинским (левым) приделом Екатерининского собора. 4 декабря 1994 года протоиерей Иоанн Кочуров был канонизирован как священномученик Архиерейским собором Русской Православной Церкви с установлением дня памяти 31 октября (13 ноября).

 В прошедшем году был утвержден текст службы новомученикам Петроградским и определен день их особого почитания. Этим днем стало 13 ноября — дата мученической кончины протоиерея Иоанна Кочурова.

 Татьяна Игоревна рассказала, что много лет по крупицам собирала сведения о жизни и служении своего прадеда, протоиерея Иоанна Кочурова. Революция 1917 года, войны и репрессии раскидали когда-то большую и любящую семью Кочуровых.

 В крипте собора 24 июня 2014 года открылся музей Царскосельского благочиния, рассказывающий об истории храмов Царского Села, Павловска и окрестностей. В экспозиции есть голограмма, поэтапно показывающая процесс раскопок, а затем строительства собора, и множество предметов, обнаруженных во время раскопок. Разумеется, есть отдельный раздел, посвященный священномученику Иоанну Царскосельскому. На месте обретения его мощей устроена часовня, работа над её убранством еще продолжается.

 
 


Рецензии