1 - Почему Иисуса Христа называют Богом?
Почему Иисуса Христа называют Богом, если Сам Себя Он называл Сыном Божиим и посланником Отца?
Ответ:
Отличный и очень важный вопрос. Это одна из ключевых тем христианского богословия, и кажущееся противоречие между понятиями "Сын Божий" и "Бог" разрешается в учении о Троице.
Давайте разберем это по пунктам.
1. Иисус называется Богом в Священном Писании
Хотя Иисус чаще всего называл себя "Сыном Человеческим" и обращался к Богу как к Отцу, в Новом Завете есть прямые указания на Его Божественную природу:
• Иоанн 1:1, 14: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало плотью и обитало с нами". Здесь прямо говорится, что Тот, Кто стал плотью (Иисус Христос), изначально был Богом.
• Иоанн 20:28: Апостол Фома, увидев воскресшего Иисуса, восклицает: "Господь мой и Бог мой!" Иисус не поправляет его, а принимает это исповедание веры.
• Послание к Титу 2:13: Апостол Павел называет Иисуса "великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом".
• Послание к Евреям 1:8: Об Иисусе сказано: "Престол Твой, Боже, в век века". Здесь Бог Отец обращается к Сыну как к Богу.
2. Учение о Троице — ключ к пониманию
Чтобы понять, как Иисус может быть и Сыном, и Богом, нужно обратиться к учению о Троице, которое формировалось на основе всего текста Писания.
Троица — это не три бога, а один Бог в трех личностях (Ипостасях):
• Бог Отец
• Бог Сын (Иисус Христос)
• Бог Дух Святой
Все три Личности Едины по природе: Каждая из Них — не часть Бога, а полностью Бог, обладающий всей полнотой божественной природы (всемогущество, вездесущность, вечность, святость и т.д.).
Различны по личным свойствам: Они вечно находятся в отношениях друг с другом.
Отец рождает Сына, Сын рождается от Отца, Дух Святой исходит от Отца (и, согласно католическому и протестантскому учению, также и от Сына).
Аналогия (с оговорками): Представьте себе солнце.
Само солнце — это Бог Отец (источник).
Свет, исходящий от солнца, — это Бог Сын (рожденный от Отца).
Тепло, которое доходит до нас, — это Дух Святой (исходящий).
Свет и тепло — не "отдельные" от солнца сущности, они одной природы с ним и не существуют без него. Так же Сын и Дух едины с Отцом по природе.
3. Как же тогда Иисус — "Сын"?
Здесь важно понимать, что термин "Сын" — это не биологический или временной термин. Это не означает, что было время, когда Сына не было, и потом Отец Его "родил".
Вечное сыновство: в христианском понимании, Иисус — вечно рождаемый Сын. Это не событие во времени, а вечное отношение внутри Троицы. Отец вечно изливает Свою сущность в Сыне, и Сын вечно принимает ее. Это отношение любви и общения, существующее всегда.
Сын в воплощении: Когда мы говорим об Иисусе из Назарета, мы говорим о Воплощении — о том, как вечный Сын Божий принял человеческую природу, родившись от Девы Марии. В Своей земной жизни Иисус, будучи полностью Богом, добровольно ограничил проявление Своей божественной славы (так называемое кенозис — "уничижение") и жил как человек, полностью подчиняясь воле Отца. Поэтому Он молился Отцу и называл Его Богом.
Итак,
Иисус называется Богом в самом Священном Писании, и ранняя Церковь исповедовала это.
Он не "второй Бог", а единый Бог с Отцом и Духом Святым по Своей божественной природе (учение о Троице).
Звание "Сын" указывает на Его вечные, внутренние отношения с Отцом, а не на подчиненность или сотворенность. Он — тот же Бог, что и Отец, но в иной личностной ипостаси.
Будучи Сыном, Он послан Отцом в мир как человек, чтобы спасти человечество, что и является Его миссией как Посланника.
Таким образом, для христиан "Сын Божий" — это не титул, отрицающий божественность, а, наоборот, титул, который ее уточняет и раскрывает, показывая, Кто именно из Лиц Троицы пришел к нам в лице Иисуса Христа.
Свидетельство о публикации №225111401331