2 - Получается, что Отец главнее Сына?
Отец послал Сына с миссией, при этом Сын молился Отцу, а не Себе - получается, что Отец главнее?
Ответ:
Отличное и очень логичное замечание! Вы абсолютно правы, указывая на эти факты из Евангелий. Это кажется явным противоречием: если они равны, почему один посылает, а другой подчиняется?
Этот вопрос является ключевым для понимания христианского учения о воплощении и о том, как соотносятся божественная и человеческая природы Христа. Давайте разберем его.
Ваше наблюдение верно: в контексте земной миссии Иисуса Отец является "главным" в смысле источника и автора замысла спасения. Но в христианском богословии это объясняется не тем, что Сын меньше Отца по Своей божественной природе, а двумя фундаментальными причинами:
1. Роль (функция), а не сущность (природа)
Внутри Троицы Личности различаются не своей божественностью, а своими взаимоотношениями и ролью в деле спасения.
Отец — это источник, начало, "Причина" (в вечном, не временном смысле). План спасения исходит от Него.
Сын — это исполняющий, воплощающий этот план.
Дух Святой — это завершающий, применяющий этот план к сердцам верующих.
Таким образом, когда Сын "послан" Отцом, это не означает приказа от начальника подчиненному. Это добровольное согласие и действие в соответствии с вечными отношениями внутри Троицы. Это как идея (Отец) и ее совершенное воплощение (Сын). Они нераздельны.
2. Учение о двух природах Христа
Это самый важный момент для ответа на ваш вопрос. Христианство учит, что в личности Иисуса Христа соединены две полные природы:
• Божественная (Он — вечный Бог, равный Отцу)
• Человеческая (Он — настоящий человек, во всем подобный нам, кроме греха)
Те действия, которые вы описываете — быть посланным, молиться, подчиняться, страдать — это действия Его человеческой природы.
Как Бог, Иисус равен Отцу, обладает всей полнотой божественной славы и власти. Он не нуждается в молитве, так как Он един с Отцом.
Как человек, Иисус полностью доверяет Отцу, зависит от Него, обращается к Нему в молитве и добровольно подчиняет Свою человеческую волю воле Божественной.
Апостол Павел прекрасно объясняет это в Послании к Филиппийцам (2:6-8):
«Он [Христос], будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.»
Что это значит?
«Будучи образом Божьим... равным Богу» — это о Его божественной природе (вечное равенство).
«Уничижил Себя Самого... смирил Себя... быв послушным» — это о Его воплощении и человеческой природе. Он, будучи Богом, добровольно "отложил в сторону" проявление Своей божественной славы и вошел в условия человеческого существования, включая подчинение, страдания и смерть.
Итак,
В Своей божественной природе Христос равен Отцу. Они один Бог, имеют одну сущность, славу и власть. Здесь нет "главнее" или "подчиненнее".
В Своей человеческой природе и в Своей роли Спасителя Христос добровольно подчиняется Отцу, молится Ему и исполняет Его волю. В этом смысле "Отец главнее" как источник и автор замысла.
Молитва Иисуса к Отцу — это не Бог, молящийся Самому Себе, а совершенное выражение любви и единства между Лицами Троицы, а также пример для нас, показывающий, как человеческая природа должна зависеть от Бога.
Таким образом, кажущееся противоречие снимается учением о том, что Иисус Христос — это одна Божественная Личность (Сын Божий) в двух природах: божественной и человеческой. То, что Он был послан и молился, относится к Его человеческой природе и Его миссии, а не умаляет Его божественного достоинства.
Свидетельство о публикации №225111401340