3 - Когда, кто и где стал называть Христа Богом?

Вопрос:
Когда, кто и где впервые стал называть Христа Богом?

Ответ:
Отличный историко-богословский вопрос. Ответ на него показывает, что вера в божественность Христа не была поздним изобретением, а зародилась очень рано.
Вот хронология того, когда, кто и где впервые стал называть Христа Богом.

1. Самое раннее свидетельство: Новый Завет (I век)

Уже самые первые христианские тексты, написанные через 20-60 лет после смерти Иисуса, содержат исповедание Его как Бога.

Апостол Павел (ок. 50-60-е гг. н.э.):
В Послании к Римлянам (9:5) он пишет: «...от них [израильтян] Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь». Это одна из самых ранних и прямых формулировок.

В Послании к Титу (2:13) он призывает ожидать «явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа».

В Послании к Филиппийцам (2:6) говорится, что Христос был "в образе Божием" и не считал это хищением быть "равным Богу".

Евангелие от Иоанна (ок. 90-100 гг. н.э.):
Самое знаменитое и недвусмысленное утверждение: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн 1:1). Далее уточняется, что это Слово "стало плотью" (Иоанн 1:14), то есть стало Иисусом Христом.

Исповедание апостола Фомы: «Господь мой и Бог мой!» (Иоанн 20:28). Иисус не поправляет его, а принимает это обращение.
Евангелие от Фомы (неканоническое, но раннее):
Содержит строки, где Иисус говорит: «Я — свет, который на всех. Я — всё: всё вышло из меня, и всё вернулось ко мне. Разруби дерево, я — там; подними камень, и ты найдешь меня там». Это также указывает на божественные атрибуты.

Вывод по первому пункту: Уже в первом веке, еще при жизни некоторых апостолов, христиане (в лице апостолов Павла и Иоанна) в своих проповедях и письмах (в Малой Азии, Греции, Риме) открыто называли Иисуса Христа Богом.

2. Раннехристианские писатели и мученики (II век)

После новозаветного периода свидетельства продолжают множиться.

Св. Игнатий Антиохийский († 107 г.): Ученик апостола Иоанна. По пути на казнь в Рим он писал церквям:
«Для нашего Бога, Иисуса Христа, была совершена беременность Марией по домостроительству Божию» (Послание к Ефесянам).
Он постоянно называет Иисуса "Нашим Богом", "Богом нашим Иисусом Христом".

Св. Поликарп Смирнский († 156 г.): Также ученик апостола Иоанна. В своей молитве перед казнью произнес: «Господи, Боже Всемогущий, Отец возлюбленного и благословенного Отрока Твоего Иисуса Христа...». Здесь он обращается ко Христу как к Богу.
Мученичество св. Поликарпа (156 г.): В описании его казни говорится, что он был "учителем апостольским и пророческим, епископом Кафолической Церкви в Смирне. Ибо всякое слово, которое он произносил от Бога, исполнялось".

Вывод по второму пункту: Уже в начале II века вера в божественность Христа была повсеместной и общепринятой в Церкви, о чем свидетельствуют писания ее главных епископов и мучеников.

3. Формальное догматическое утверждение (IV век)

Хотя вера в божественность Христа существовала с самого начала, богословские споры о том, как именно Сын относится к Отцу, достигли пика в IV веке.

Арий (ок. 256-336 гг.): Александрийский пресвитер, который учил, что Сын Божий был творением Отца, "ибо было [время], когда Его не было". То есть Христос — высшее, но все же сотворенное существо, а не Бог.

Первый Никейский Собор (325 г.): Император Константин собрал в Никее (совр. Турция) первый Вселенский Собор, чтобы разрешить этот спор. Собор осудил учение Ария и сформулировал Символ Веры.

Ключевые слова Символа Веры: Христос — «Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, несотворенный, единосущный (греч. "омоусиос") Отцу».

Слово "единосущный" стало официальным догматом. Оно означало, что Сын имеет ту же самую божественную сущность (природу), что и Отец, и поэтому является не творением, а истинным Богом.

Итак,
КОГДА:

Процесс шел поэтапно:
• Середина I века: Зарождение веры в божественность Христа в самой первоначальной Церкви.
• Конец I - начало II века: Ясные письменные свидетельства в Новом Завете и у ранних отцов Церкви.
• 325 год: Официальное догматическое определение на Первом Никейском Соборе.

КТО:

Первыми были апостолы (Павел, Иоанн) и их непосредственные ученики (Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский).
Официально для всей Церкви — Отцы Первого Никейского Собора.

ГДЕ:

В разных центрах раннего христианства: Иудея, Малая Азия (Эфес, Антиохия), Греция, Рим.

Официальное определение было сформулировано в городе Никея (Малая Азия).
Таким образом, называть Христа Богом начали не через сотни лет, а самые первые христиане, которые верили, что в Иисусе они встретили Самого Бога, пришедшего для их спасения.


Рецензии