Православное Слово 48

ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО.

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
БРАТСТВА ПРЕПОДОБНОГО ГЕРМАНА АЛЯСКИНСКОГО, ВЫХОДЯЩЕЕ РАЗ В ДВА МЕСЯЦА.

Учрежден по благословению приснопамятного Высокопреосвященнейшего Иоанна (Максимовича), архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского, Русской Православной Церкви Заграницей.
ПЛАТИНА, КАЛИФОРНИЯ 96076

[Русский текст Вячеслава Марченко.]

Январь – февраль.
1973, т. 9, № 1 (48)

ДЕВЯНОСТО ЦЕНТОВ.

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Преподобный Серафим Саровский, 1833–1903–1973.
2. Мартиролог коммунистического ига. Преподобный Серафим в узах.
3. Материалы о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича). Епископ Савва Эдмонтонский.
4. Православная духовная жизнь. «Свиток» старца Паисия (Величковского), содержащий шесть глав об умной молитве (глава вторая).
5. Житие и подвиги старца Паисия (Величковского). Часть вторая (1746–1763).
6. Православная библиография. [Константин Каварнос. Святой Макарий Коринфский.]

ОБЛОЖКА: Преподобный Серафим в Саровском лесу, картина XIX века, воспроизведенная по Дивеевской летописи, 1903 год.

Микрофильмы всех предыдущих выпусков и отдельных статей можно приобрести в компании Микрофильмы университета Ксерокс по адресу: 300 Нортон Зееб Роуд, Энн-Арбор, Мэриленд, 48106.

Авторское право 1973 г. принадлежит Братству преподобного Германа Аляскинского.

Издается раз в два месяца Братством преподобного Германа Аляскинского.
Оплата почтового отправления второго класса в Платине, Калифорния.

Годовая подписка — 5 долларов США, двухгодичная — 9 долларов США. трехгодичная — 12 долларов.
Все запросы следует направлять по адресу:

ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО, ПЛАТИНА, КАЛИФОРНИЯ 96076

Издательский адрес: Бигам Гордж Роуд, Платина, Калифорния.


1. Преподобный Серафим Саровский.
1833–1903–1973


В 1833 году великий преподобный Серафим почил, но оставил обещание, что останется жив для верующих и услышит молитвы тех, кто с верой призовет его. Последующие семьдесят лет подтвердили истинность его обещания, и именно свидетельство его непрестанного заступничества за верующих в Сарове, Дивееве и по всей Святой Руси привело к его канонизации в 1903 году.

Накануне канонизации как чудо Божьей милости были обнаружены неизвестные дотого документы, запечатлевшие беседы преподобного Серафима с Мотовиловым, которые стали настоящим откровением для современного мира, раскрывая, в частности, учение древних святых отцов о цели православной христианской жизни – стяжании Святого Духа Божия.

В течение семидесяти лет, прошедших с момента его канонизации, преподобный Серафим продолжает пребывать со страждущими православными людьми России в самый трудный период их истории, утешая их даже посреди испытаний, невиданных в истории человечества, когда диавол уже более полувека пытается искоренить из человеческих сердец саму память о вере Христовой, которой сиял преподобный Серафим.

Все знамения нынешнего времени указывают на приближающийся конец света и, следовательно, на исполнение пророчеств о совершенно неожиданных событиях, которые должны произойти в России. Само присутствие преподобного Серафима в России, даже после разрушения его монастыря и утраты святых мощей, уже является предвестником этих грядущих событий на земле, которая, хотя и была продана в рабство, не утратила памяти и смысла своего святого призвания.


ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ.

1759—1833

Старинная гравюра из одного из самых ранних изданий жития Святого (ок. 1841 г.).

«К тому времени архиереи так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего (V век), так что главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут».
—ПРОРОЧЕСТВО ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА о временах, близких к концу света.


2. МАРТИРОЛОГИЙ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИГА.

Преподобный Серафим в узах.

РАЗРУШЕНИЕ ВЕЛИКОГО САРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

«Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз».
—СВЯТОЙ ПАВЕЛ.
2 Тим. 2:8-9.

ПЕРЕЖИВШИЕ первые годы революции, суровые испытания гонений и отступничества Живоначальной Церкви, Свято-Серафимовский Саровский монастырь и Дивеевский монастырь были закрыты коммунистами в 1927 году. До нас дошли лишь отрывочные сведения о страданиях и судьбе многочисленных святых монахов и монахинь, подвизавшихся в этих обителях в то время, но и того, что дошло, достаточно, чтобы составить отдельную главу в истории новомучеников России. Вот что известно о некоторых видных саровских монахах:

ИГУМЕН ИЕРОФЕЙ был настоятелем Сарова во время канонизации преподобного Серафима в 1903 году; затем он ушел на покой и вел подвижническую жизнь, пока коммунисты не отправили его в Темниковскую тюрьму (бывший Санаксарский монастырь), где он встретил свои страдания и смерть.

ИГУМЕН РУФИН. Игумен Саровской пустыни, в 1927году, после закрытия обители был арестован и заключен в Арзамасскую тюрьму, где его жестоко пытали. По свидетельству сидевших с ним, когда однажды после длительного допроса его привели в камеру, никто из заключенных не мог его узнать. Все лицо его было опухшим, особенно подбородок. Ему вырвали все волосы из бороды. Вскоре после этого его домучили.1

___
1 Пропресвитер Михаил Польский. Новомученики Российские, Джорданвилль, штат Нью-Йорк, 1957, т. II, с. 228.


МОНАХ ВАСИЛИЙ, суровый подвижник. Его послушанием было постоянное пребывание у источника преподобного Серафима и раздача святой воды паломникам. Во время разорения монастыря безбожники-«активисты» развели костер посреди монастыря, бросили в него иконы и другие святыни, кощунственно их поправ, и сожгли гроб, сделанный самим Преподобным, в котором его мощи покоились семьдесят лет до его канонизации; затем они разрушили оба сруба в «Ближней» и «Дальней» пустынях Преподобного, а, осквернив и замутив источник, предали мученической смерти отца Василия, который скончался как истинный монах – на своем послушании.1

___
1 Там же.


МОНАХ ИСААКИЙ. Прозорливый старец, известный всей православной России, именно через него преподобный Серафим открыл монахам, что делать с его святыми мощами. Во время разорения монастыря «монахи сопротивлялись изъятию святых мощей и заперлись в Успенской церкви, где лежали мощи Преподобного, объявив, что им лучше всем быть убитыми, чем отдать мощи. Три дня монахи оставались в закрытой церкви без пищи ...В Сарове в это время жил аскет отец Исаакий, ученик и последователь известного старца Анатолия Саровского, который умер в 1922 году. Старец Исаакий, опечаленный происходившим и заботясь о братии, три дня молился Святому, чтобы он вразумил их, что делать. На третий день преподобный Серафим явился ему и сказал: «На то воля Божия, чтобы мои мощи увезли и монастырь разрушили, не препятствуйте этому». Когда старец рассказал о своем видении братии, монахи покинули церковь, и комиссия агентов НКВД и местных советских «специалистов», собрав мощи в деревянный ящик, увезла их, а монахов вечером 9 февраля 1927 года всех выгнали из Сарова, и так Саровская пустынь прекратила свое существование... Мощи преподобного Серафима забрали в Москву и поместили в Румянцевском музее, превращенном в антирелигиозный музей. В газетах было объявлено, что в Москву привезены мощи Серафима Саровского, и желающие могут на них посмотреть. Многие люди стали приходить в музей, чтобы поклониться мощам. Входные билеты в музей стоили три рубля, но несмотря на такую высокую цену люди приходили, плакали, молились и клали поклоны перед застекленным ящиком, в котором лежали мощи. Произошло много исцелений. Тогда коммунисты, видя что вместо надругательства идет скорее прославление святых мощей, объявили, что мощей в музее больше не будет и их перевозят в Пензу. Верующие были недовольны, и многие из них поехали в Пензу, чтобы самим убедиться в этом. Но в Пензе им сказали, что мощей там нет. Так мощи преподобного Серафима были спрятаны, и где они сейчас, неизвестно».1

___
1 Иеромонах Георгий Саровский, со слов очевидца игумена Мефодия, в «Вестнике Русского Студенческого Христианского Движения», май-июнь 1934 г., стр. 20.


В России было распространено мнение, что мощи Святого были выкрадены из поезда, везшего их из Москвы, и спрятаны членами Катакомбной Церкви.

Судьба Саровского монастыря и пребывание там преподобного Серафима после его закрытия описаны в воспоминаниях монахини Вероники, узницы госпиталя одного из концлагерей в Серафимовском лесу близ монастыря: «Вокруг нашего барака, словно густая зеленая стена, стоял лес вековых сосен. Среди колонн их красных стволов ярко-изумрудно-зелеными изгибами берез блистал незабываемый Саровский лес, единственный в мире. Невольно все мы ощущали незримую силу и благодатную близость святой обители. Сам Преподобный явился однажды на лесной дороге больному монаху-узнику, когда тот изнемог под тяжестью ноши и не мог идти дальше. Почти все верующие узники испытали на себе помощь преподобного Серафима. Они чувствовали его защиту и покровительство среди самых тяжких испытаний. Сначала в монастыре был устроен концлагерь. Но такое уныние охватило начальство… «Особого отдела», отправленных туда, и случаи самоубийств среди них стали настолько частыми, что лагерь перевели в другое место, а в монастыре устроили приют для детей заключенных. Рассказывают, что по ночам дети часто видят Старца в белой одежде и черной полумантии.1

___
1 Владимирский народный календарь на 1973 год, с. 119.


Дивеевский монастырь был закрыт коммунистами в сентябре 1927 года, через несколько месяцев после Сарова. Вот как описывала его конец матушка Александра, записано доктором А.П. Тимофеевичем:1 «За несколько месяцев до закрытия в монастыре были знамения. Иногда колокола звонили сами собой, иногда главная церковь ночью вся освещалась изнутри, и все встревоживались и думали, что пожар, но потом все снова было тихо и темно. И так повторялось много раз. Но когда наша блаженная (Мария, прозорливая юродивая) подняла большой шум и стала ясно пророчествовать о надвигающейся беде, тогда наши старшие монахини собрались и решили спрятать все святыни Преподобного, раздав их верным людям. Все было унесено».2

___
1 «Мы были гостями у преподобного Серафима», на русском языке, Джорданвилль, штат Нью-Йорк, 1953 г.
2 Одна из этих святынь, икона-портрет преподобного Серафима, сейчас находится в Ново-Дивеевском монастыре в Спринг-Вэлли, Нью-Йорк.


«А как же главная святыня, – спросил я, – чудотворная икона Божией Матери «Умиление»? Спаслась ли она?»

«Господь помог спасти и ее; и мы веруем, что гнев Его не до конца, и что когда монастырь восстанет из пепла, икона вернется на свое место. Ранее был сделан точный список с иконы и помещен в металлический оклад; оригинал же увезен далеко, куда не дотянется рука кощунника».


Саровский монастырь незадолго до его разрушения советскими войсками, вид с востока.


ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ.
Старинный портрет Святого, написанный задолго до его официальной канонизации.
Он происходит из кельи покойного отца Парфения Карульского на Афоне. В настоящее время находится в Спасо-Преображенском монастыре в Бостоне, где отцы хранят его как великую святыню.


Дальняя Серафимовская пустынь.


Ближняя пустынь прнподобного Серафима.


Итак, Саровская и Дивеевская обители были разрушены, огромный Саровский лес вырублен, мощи Святого поруганы, и сама память о нем как бы стерта с лица Земли Русской. И все же Саровская и Дивеевская обители упоминаются в пророчествах преподобного Серафима о будущем России. Более того, по многим свидетельствам, сам преподобный Серафим жив и сегодня в сердцах многих русских людей, даже тех, кто был воспитан под абсолютным атеистическим влиянием. Следующий рассказ, записанный С. Рождественским со слов офицера Советской Армии, бежавшего на Запад, отнюдь не является уникальным случаем присутствия преподобного Серафима на страждущей Русской Земле:

«Я родился и вырос в городе Арзамасе, близ бывшего Саровского монастыря. Если не ошибаюсь, это было около 1929 года, когда этот монастырь с его ценнейшим и обширным лесом (строительным лесом, как мы его называем) был превращен советской властью в исправительно-трудовой лагерь. Не только кельи монахов и монастырские постройки, но даже монастырские церкви (как летние, так и зимние) были превращены в казармы для заключенных. В церквях нары были построены в несколько ярусов, а сами церкви были обнесены колючей проволокой. Но вокруг всего монастыря также тянулись ряды колючей проволоки и стояли вышки. Что стало с мощами преподобного Серафима Саровского, я не знаю. От матери я слышал, что их куда-то увезли, как говорили, в один из антирелигиозных музеев страны.

В те годы, когда существовал исправительно-трудовой лагерь, по всему монастырю были проложены узкоколейные железнодорожные пути для вывоза деревьев. Лес был ценным и шел, в основном, на вывоз за границу. В окрестностях мы часто встречали партии заключенных, конечно, с охраной, а иногда и со сторожевыми собаками. Нам, свободным гражданам, вообще не рекомендовалось приближаться к этому концлагерю или проявлять к нему интерес. В конце концов, мы уже к этому привыкли. И когда на наших станциях разгружали эшелоны с заключенными, мы, молодежь, только пожимали плечами. В конце концов, это были враги народа, им там и место.

Могу добавить, что на моих глазах ценнейший лес, в котором бродили медведи, сильно поредел, и о его прежнем величии мы могли судить только по рассказам моей матери и знакомых.

Однажды с группой пионеров я случайно наткнулся на братские могилы заключенных, которые находились недалеко от самого монастыря. Уже тогда меня неприятно поразили размеры кладбища. Нас, пионеров, охватил ужас, и мы быстро ушли. Позже, долгими зимними вечерами, я иногда подслушивал тихие разговоры матери с какими-то старушками. Обычно они говорили о сотнях и тысячах заключенных, замученных голодом и непосильным трудом. Они вздыхали, охали и крестились, а мать всегда плакала, слушая эти разговоры. Я знал, что она была очень верующей, где-то спрятала старые иконы и ходила по сохранившимся в Арзамасе церквям. Она не мешала мне жить своей жизнью: из пионеров я перешел в комсомол, а потом уехал учиться и работать на завод, поэтому я не вмешивался в ее личные дела. Но и не высмеивал ее веру.

Во время Второй Мировой войны меня отправили из армии в военное училище. Перед уходом на фронт мне удалось приехать домой в гости. Это было летом 1943 года. Однажды матушка попросила меня проводить ее до церкви. В том году в городе, кажется, открылись две-три церкви, и все религиозные запреты были сняты. В церкви шла какая-то торжественная служба. Матушка даже сказала мне, что там будут молиться о даровании победы над врагом и что теперь, в связи с войной, в церквях можно увидеть много солдат.

Я пошел с матушкой, желая доставить ей эту маленькую радость. Возле церкви я действительно заметил много нищих, а также солдат, которые довольно смело входили в церковь. Я тоже решил посмотреть и вошел туда вместе с матушкой. Мы с трудом протиснулись в церковь – так много было людей. Посреди церкви я заметил множество свечей перед большой иконой Серафима Саровского и даже цветы вокруг иконостаса. Служба шла. Но я недолго пробыл в церкви – отвык от всего тамошнего, да и, честно говоря, боялся, что кто-нибудь из моих товарищей, бывших комсомольцев, увидит меня там.

Ночью я ушел на фронт. Перед самым отъездом мама, конечно же, плакала, а потом как-то неожиданно сказала: «Я верю, ты останешься жив. Я помолюсь, и он тебя сохранит!»

«Кто он?» – спросил я.

«Наш святой Серафим Саровский», – ответила мама.

Не желая обидеть маму, я ничего ей тогда не ответил, а в душе лишь посмеялся над ее предсказанием.

Да, стоит добавить, что в этот приезд в углу маминой комнаты открыто висели иконы, и одна из них была Серафима Саровского. Матушка объяснила мне, что теперь многие люди достали иконы. Она также рассказала, что в церквях крестят всех новорожденных и дают мальчикам имя Серафим. «В честь нашего Святого», – добавила она.

На фронте начались бесконечные походы и бои. Я был дважды легко ранен, получил награды и повышения. Наш полк за боевые заслуги называли «гвардейским». В то время мы все жили мечтой о том, что враг будет быстро изгнан и уничтожен.

Летом 1944 года, во время решающих боев на польской границе, я был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Как узнал позже, у врачей не было никакой надежды на мое спасение. И вот, хотите верьте, хотите нет, но в тот момент, когда мой организм боролся со смертью, мне приснилось, что я снова пионер и мы идем по лесу у Саровского монастыря – там, где когда-то мы, пионеры, наткнулись на кладбище заключенных. Почему-то я отделился от остальных. Какой-то ужас охватил меня. И вдруг из леса вышел старик. Он быстро подошел ко мне, посмотрел прямо в глаза, положил руку мне на голову и сказал: «Но ты будешь жить! Твоя мать вымолила это своими молитвами!..» И я не успел ни опомниться, ни испугаться, как он уже исчез. Я проснулся... Я был в больничной палате, а не в лесу. У моей койки стояли врач и медсестра и что-то говорили. Помню только одну фразу: «Кризис прошел!» Я упорно пытался вспомнить, где я встречал этого старика раньше. Наконец вспомнил: в церкви в Арзамасе, на иконе. Потом я тихонько уснул...

Я пролежал в этом госпитале еще несколько недель, а потом снова отправился на фронт. Штурмовал Одер, Берлин, лазил по немецким танкам, заслужил еще две медали. Можно сказать, я был в самом аду, но был уверен, что останусь жив. Но почему, собственно, я был так уверен – я тогда и себе не мог объяснить...

Война закончилась. Наш полк остался в оккупированной Германии. В конце 1947 года я вернулся домой. Но матери не нашел – она умерла. Я пошел на ее могилу на городском кладбище. Возвращаясь с кладбища, я почему-то решил заглянуть в церковь, куда заходил с матерью перед уходом на фронт. Темнело. В полумраке церкви было мало людей. Я снова увидел икону Серафима Саровского. Посмотрел на нее, и что-то дрогнуло в моем сердце. Я вспомнил свою старушку мать. Выйдя из церкви, обратил внимание на спешащих по улицам горожан. И подумал: в стране-победительнице все одеты беднее немцев. Но главное: лица у всех встревоженные, печальные, удрученные...

У церкви стояли инвалиды войны, безногие, открыто просящие милостыню – еще один новый удар и новое открытие. Осмотревшись, я незаметно отдал им все, что было в кармане. По дороге к друзьям я заметил еще больше таких же инвалидов. От друзей я узнал, что религия снова в опале и подвергается гонениям. И иконы, и церкви снова стали опасными вещами.

Вечером я напился с друзьями. Многие из них были ответственными работниками, один из них, как и я, был героем войны. Мы вспоминали комсомол, походы, войну. Странно, но ни слова не было сказано о будущем. Я слышал их разговоры, но не понимал их и только пил и пил. О себе и своих переживаниях я не сказал им ни слова. Утром, перед окончанием отпуска, я покинул родной Арзамас с твердым намерением никогда больше не возвращаться.

На вокзале случайно наткнулся на группу заключенных. Их под конвоем вели в Саровскую пустынь. И вдруг я поймал себя на предательской мысли: «Эх, собаки! Раньше вы хоть ночью выгружали, а теперь и утром не стыдно!»...

Ну, а потом, шаг за шагом, все стало открываться мне заново. Я стал чаще видеть по ночам старца Серафима Саровского. Теперь я понял, что он не такой, как мы... И вот, видите ли, мои глаза настолько открылись, что я оттуда сбежал. И не жалею об этом».1

___
1 Из «Нового Русского Слова», «Саровская пустынь», 1 августа 1970 г.


Это и многочисленные другие свидетельства не дают нам оснований сомневаться в том, что великий святой Серафим, даже в узах, жив и поныне в России и, как и прежде, оказывает свою помощь распятому православному русскому народу, который вместе с ним ждет, в назначенное Богом время, дня избавления.

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!


3. МАТЕРИАЛЫ О ЖИЗНИ И ЧУДЕСАХ АРХИЕПИСКОПА ИОАННА (МАКСИМОВИЧА).

Случай изгнания бесов в наши времена.

АВТОР: ЕПИСКОП САВВА ЭДМОНТОНСКИЙ.1
(“Православная Русь”, 1967, № 17)
___
1 О епископе Савве см. «Православное Слово», 1972, № 6.


Епископ Савва перед своей кончиной в начале этого года работал над полным житием блаженного архиепископа Иоанна (Максимовича). Шестнадцать глав материалов к этому житию опубликованы на русском языке в журнале «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ». Ниже приводится перевод главы 11. Другие главы и неопубликованные материалы будут опубликованы в следующих выпусках.


ЗДЕСЬ МЫ ПЕЧАТАЕМ свидетельство об исцелении одержимого демоном в Шанхае нашим молитвенником владыкой Иоанном в годы его епископства там (1934–1949).

«Пришла я однажды на кладбище, на могилку моей мамы помолиться. Стою в раздумье: что лучше – жить или умереть? Вдруг слышу мужской голос: «Доброе утро!» Я вздрогнула от неожиданности. Человек этот спросил меня, кто похоронен здесь. Я отвечаю, что моя мать. Он продолжил разговор. «Это нормально, что Ваша мать лежит здесь, а вот у меня здесь лежит сын, молодой, ему было под тридцать лет, и я рад, что он уже умер».

Я была поражена, услышав его высказывания, и, конечно, спросила: «Чему же Вы радуетесь?» Он ответил, что радуется тому, что сын его перед смертью вылечился от одержимости и, благодаря владыке Иоанну, умер настоящим христианином.

Я спросила его: «Вы хотите сказать, что Ваш сын был нервнобольной?»

«Нет, мой сын был одержимый, он ненавидел все святое, все святые иконы и кресты, расщеплял их на тончайшие палочки и очень радовался этому. Я возил его к владыке Иоанну, и он его ставил на колени, клал ему на голову то крест, то Евангелие. Мой сын был очень печальный после этого, а иногда и убегал из собора. Но Владыка сказал мне не отчаиваться. Он будет продолжать за него молиться, и со временем он поправится, а пока что пусть продолжает лечиться у докторов: «А Вы не переживайте, Господь не без милости».

Так тянулось несколько лет, рассказывал он. Его то брали в Минхон (дом для душевнобольных), а иногда выпускали домой, и отец опять водил его в собор. Иногда его причащали, когда отец видел, что он в таком состоянии, что не убежит из храма сразу же после причастия, чтобы его выплюнуть. Он все по-прежнему расщеплял крестики и иконки, но как-то стал тише, стал читать Евангелие. Отец понял, что молитвы владыки Иоанна дошли до Бога.

Был он однажды дома, лежал в постели и читал Евангелие. Лицо его было такое светлое и радостное. И говорит: «Ты знаешь, папа, надо нам быть в Минхоне, мне надо туда ехать, там Дух Божий очистит меня от духа зла и тьмы, и я тогда отойду ко Господу. Идем скорее хлопотать».

Отец немедля пошел во все учреждения и настаивал о принятии сына, так как раньше ему сказали, что сын его не опасен для окружающих и его можно держать дома. Помог ему во всем эмигрантский комитет и один китайский доктор, жена которого много помогала русским и даже усыновила русского ребенка.

Привезли его в Минхон (это верст 25–30 от Шанхая). Через два дня отец приехал его навестить и видит, что сын его совсем невозможный: беспокойный, беспрерывно двигается на кровати и вдруг начал кричать: «Не надо, не подходи ко мне, я тебя не хочу!»

Отец посмотрел-посмотрел и вышел в коридор, чтобы узнать, кто идет, кто встревожил духа зла, что находится в сыне. Коридор был длинный и выходил в аллею. Там он увидел автомобиль, и из него вышел владыка Иоанн и направился к госпиталю. Отец вошел в палату снова и видит, что его сын мечется на кровати и кричит: «Не подходи, я тебя не хочу, уйди, уйди!». Потом успокоился и стал тихо молиться, шепча молитвы. Отец тоже стал молиться. В это время они слышат, что дверь где-то открылась и закрылась, и слышат шаги по коридору.

Больной соскакивает с постели и бежит по коридору в одной пижаме. Встретив Владыку, падает перед ним на колени и плачет, просит отогнать от него духа зла.

Владыка кладет свои руки на его голову и читает молитвы, потом берет его за плечи и ведет его в палату, где и кладет его на кровать и молится над ним. Потом его причащает.

Когда Владыка уехал, больной говорит: «Ну вот, наконец совершилось исцеление, и теперь Господь примет меня к Себе. Папа, вези меня скорее, я должен умереть дома».

Когда отец привез его домой, то он был счастлив видеть все в своей комнате, а особенно иконы; начал молиться и взял Евангелие.

На следующий день стал торопить отца, чтобы скорее звал священника, чтобы еще раз причаститься.

Отец говорит, что он только вчера причащался, а сын возражает и говорит: «Папа, скорее, скорее, а то не успеешь».

Отец позвонил. Приехал батюшка и сына еще раз причастили. Когда же отец проводил священника Сергия Бородина до лестницы и вернулся, сын его уже изменился в лице, стал как бы старый. Еще раз ему улыбнулся, но уже без движения, и только глаза как бы говорили: «Папа, прощай, как хорошо!».

Я спросила, кто поставил его сыну такой прекрасный памятник. Он ответил мне: «Семья Чан, китайцы, они наши большие друзья и очень добрые люди». После этого я познакомилась с этими китайцами, и они мне все это подтвердили.
Мария Я.»

Этот случай очень интересен. Иногда бывает, что злые духи становятся орудиями гнева Божия, и Бог попускает им доставлять страдания людям за грехи их, чтобы те хотя бы через страдание пришли к самоосознанию, раскаялись в грехах своих и исправились.

В «Прологе» (Жития святых) 1-го сентября читаем следующую историю.

Однажды некий священник сидел в церковном притворе и читал святое Евангелие. Во время чтения вдруг он почувствовал, что как будто бы какое-то темное и мрачное облако окружило его, и с этим вместе свет померк в очах его, и разум его помрачился, и во всех членах он почувствовал расслабление и стал нем.

И пробыл он в такой ужасной болезни девять лет и страдал так, что, лежа на одре, не мог обратиться со стороны на сторону без посторонней помощи. Между тем случилось, наконец, так, что родные его, услыхав о чудесах, которые творил преподобный Симеон Столпник, взяли священника и понесли его к преподобному. Когда же они, не дошедши несколько до монастыря, в котором жил Симеон, легли отдохнуть, в это время последнему, стоявшему на молитве, было открыто свыше о болезни священника и о приближении его. Тогда Преподобный позвал одного из своих учеников, дал ему святой воды и сказал: «Возьми эту воду и спеши скорее из монастыря. Около него ты увидишь несомого на одре больного священника, окропи его святою водою и скажи ему следующее: «Грешный Симеон говорит тебе: «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа встань и оставь одр твой и прииди к Симеону сам». Ученик пошел и поступил так, как указал ему Преподобный. Священник тотчас же стал здоровым, пришел к Святому и пал к ногам его. Симеон сказал ему: «Встань и не бойся. Если диавол и нанес тебе девятилетнюю скорбь, но зато человеколюбие Божие не забыло тебя и не дало тебе погибнуть до конца. Знай, и что диаволу попущено озлобить тебя за то, что ты бесстрашно и неблагоговейно стоял в святом алтаре, слушал клеветников и оклеветанных ими, не доискавшись истины, лишал святого причастия. Этим ты печалил Бога и весьма радовал диавола, которому и подпал под темную власть. Но вот теперь, видя, что человеколюбие и щедроты Божии умножились на тебе, тех, которых ты опечалил отлучением, разреши и, как и Господь сотворил милость с тобою, так и ты сотвори с ними». После этих слов священник с великой радостью вышел от Преподобного и исполнил все повеленное ему.

Итак, там был преподобный Симеон Столпник, а здесь владыка Иоанн. Там это было старое время, а здесь современное нам. Сила Божия как через святого Столпника, так и через владыку Иоанна действовала и прогнала злого духа мучителя. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев.

Епископ Савва Эдмонтонский.


4. СВИТОК,
СОДЕРЖАЩИЙ
ШЕСТЬ ГЛАВ ОБ УМНОЙ МОЛИТВЕ.

Блаженныя памяти отца нашего старца Паисия (Величковского).

ГЛАВА 2.

ОТКУДУ СИЯ БОЖЕСТВЕННАЯ УМНАЯ МОЛИТВА НАЧАЛО ИМАТЬ, И КАЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА БОГОНОСНИИ ОТЦЫ О СЕЙ ОТ СВЯТОГО ПИСАНИЯ ПРИВОДЯТ ПРЕЖДЕ НЕЖЕ УКАЗАТИ МИ, ОТКУДУ СИЯ БОЖЕСТВЕННАЯ МОЛИТВА САМОЕ ПЕРВЕЙШЕЕ НАЧАЛО ИМАТЬ, ДОЛЖНО НЕКАЯ К ВЕДЕНИЮ ПРЕДЛОЖИТИ.


Лавра святого Афанасия.


Блаженный Паисий.


ИЗВЕСТНО убо да будет, яко по писанию Святых и Богоносных Отец наших, две суть умныя молитвы, едина новоначальных, подобающая деянию, другая же совершенных, подобающая видению: она убо начало, сия же конец: деяние бо есть видения восхождение. Должно же ведети: яко по Святому Григорию Синаиту, первых видений суть осмь, яже считая глаголет сице: Осмь первых видений глаголем быти: первое, еже о Бозе, безвидное и безначальное и несозданное и всем виновное Троичное Едино и превыше-существенное Божество; второе, умных сил чин и устроение; третье, сущих составление; четвертое, смотрительное Слова снизхождение, пятое, всемирное воскресение; шестое, страшное и второе Христово пришествие, седмое, вечную муку; осмое, Царствие Небесное, не имущее конца. Сие предложив, по худости моего немощного разума, к коей силе деяние и видение разумети должно, извещаю.

Ведомо убо буди (к препростым мне подобным глаголю), яко весь монашескийй подвиг, имже бы кто, Богу помоществующу, подвизался на любовь ближняго и Божию, на кротость, смирение и терпение, и на прочия вся Божия и Святых Отец заповеди, на совершенное душею и телом по Богу повиновение, на пост, бдение, слезы, и поклоны и прочее тела утомление, на всеусердное церковного и келлейного правила совершение, на умное тайное молитвы приседение, на плач же, и о смерти размышление, то весь таковый подвиг, Д;ндеже еще ум самовластием человечим и произволением окормляем есть, негли известне нарицается деяние: видение же никако же. Аще же бы где и таковый умный молитвы подвиг в писании Святых Отец зрением и порицался, то простым точию словом, понеже ум, яко душевное око, зрением есть нарицаем. Егда же, Божию помощио и предреченным повигом, паче же всех, глубочайшим смирением очистит кто душу свою и сердце от всякия душевных и телесных страстей скверны; тогда благодать Божия, общая всех мати, вземши ум тою очищенный, аки отроча за руку, возводит, аки по степенем, на предреченная видения духовная, по мере очищения ума открывая ему неизреченные и умом непостижимыя Божественныя тайны, и сие нарицается воистину истинное видение духовное: еже есть зрительная, или, по святому Исааку, чистая молитва, от неяже ужас и видение: на няже нет возможно никому же своим самовластно произвольным подвигом взыти, аще не кого Бог присетит и благодатию Своею на ня возведет: кроме же света благодати Божия дерзаяй кто на таковая видения восходити, таковый, по Святому Григорио Синаиту, да весть, мечтания воображая, а не видения, мечтательными духом мечтаем и мечтая. Тако кому убо разсуждению о деятельней и зрительней молитве предложену сущу, время уже настоит показати, откуду Божественная умная молитва свое начало имать.

Ведомо же буди, яко, по не ложному свидетельству Богомудрого, Преподобного и Богоносного Отца нашего Нила, постника Синайского, еще в Раи от Самого Бога дадеся первозданному человеку умная, совершенным приличествующая, Божественная молитва. Святый бо Нил, помолившимся усердне, мужески плод молитвенный хранити, да не труд их всуе будет, глаголет сице: помолився, якоже подобает, ожидай тех, яже не подобают, и стани мужески, храни плод твой. На сие бо от начала учинен был еси: делати и хранити, да не убо соделав, оставиши содеянное не хранимо: аще ли же ни, то ничимже спользовался еси моляся.
Сия же словеса Российское светило, преподобный Нил пустынный Сорский, аки солнце, умным молитвы деланием, якоже в Богомудрой его книзе явно есть, в великой Росси просиявый, толкуя, глаголет сице: и се уба святый сей от Ветхих приведе: еже делати и хранити; глаголет бо Писание: яко сотвори Бог Адама, и положи его в Рай, делати и хранити Рай. И зде убо дело райское сей святый Нил Синайский молитву нарече: хранение же, по молитве соблюдение от злых помыслов. Такожде и Преподобный Дорофей глаголет; яко первозданный человек положен от Бога в Рай, бе в молитве, якоже в первом своем поучении пишет. От сих свидетельств явно есть, яко Бог, создав человека по образу Своему и по подобию, введе его в Рай сладости, делати сады безсмертныя, сиречь мысли Божественныя чистейшия, высочайшия и совершенныя, по святому Григорию Богослову. Еже не ино что есть, точию пребывати ему, аки чисту душею и сердцем сущу, в зрительной, умом единем священнодействуемей благодатней молитве, сиречь в сладчайшем видении Бога, и мужески хранити сию, аки райское дело сущу, яко зеницу ока, да никогдаже от души и сердца оскудеет. Велия убо слава есть священныя и Божественныя умныя молитвы, еяже край и верх, сиречь начало и совершение, в Раи от Бога дадеся человеку: оттуду убо и начало свое имать.

Но несравненно большую стяжа славу, егда паче всех Святых Святейшая, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, Пресвятая Дева Богородица, во Святая Святых пребывающи, умною молитвою на крайнюю высоту Боговидения возшедши, сподобися пространное селение Невместимому всею тварью, Ипостасне в Ню вместившемуся Божию Слову быти, и от нея человеческого ради спасения безсеменно родитися: якоже свидетельствует непреоборимый столп Православия, иже во святых Отец наш Григорий Палама, Архиепископ Фессалонитский, в слове на вход во храм Пресвятыя Владычицы нашея, Богородицы, и Приснодевы Марии; глаголет бо: яко Пресвятая Дева Богородица, во Святая Святых пребывающи, и от Писания Святого, по вся субботы чтомого, совершенне о погибающем преслушания ради роде человеческом уразумевши, и крайнее о нем милование приемши, умную восприят молитву к Богу, во еже вскоре помиловати и спасти род человеческий. Сего же паки св. Григория и самыя глаголы Ангельского разума достойныя, малыя от многих, предлагаю, глаголющего тако: Понеже Богоотроковица сия Дева услыша же и виде, милование приемши общаго рода, и смотряющи исцеление и врачбу обрести, толикия страсти противообразну: к Богу абие всем умом обратитися усмотре, юже о нас восприемши молитву, еже понудити Непонужденного и к нам привлещи вскоре, яко да клятву Сам Той от среды истребит, и пажить уставит души растлевающаго огня, и Себе сосвяжет создание, немощное исцелив. Но сице убо благодатная Дева разсмотревши себе приличнейшая и свойственнейшая во всяком естестве, умную молитву, яко чудну и преславную и всякаго слова лучшу, полагаше: ищущи уже, како художне и свойственне побеседует Богу, к нему же Саморукоположная, паче же Богоизбранная прихождаше молитвенница. И низше: Елма убо ничтоже усмотряше от сущих, лучше сея прибывших человеком: к молению простирающися крепко со опасством, новотворит большая и совершеннейшая, и изобретает, и действует, и сущим иже по сих преподавает деяние убо, к видению восхождение высочайшее; видение же толико большее от прежде рекомого, елико мечтания высши есть истина. Но совокупльшеся убо вси в себе, и ум очистивше, услышите уже таинства величество; ибо пользующее все убо Христоименитое исполнение, наипаче же отрекшимся мира слово хощу рещи. Отречения же ради вкусивший уже что будущих онех благ, иже и со Ангелы стает, и жительство на Небесех стяжавает: сей подражати да восхощет по силе первую и Едину от младенства отрекшуюся о мире мира присно Девую Невесту.

И низше: сие убо ищущи Дева, яко нужднейшее молитвенником к собеседованию, имже бывает молитва, священное безмолвие обретает: безмолвие ума, и мира разстояние, забвение дольних и таинника горних разумение на лучшее преложение: сие бо деяние, яко поистине восхождение к видению Сущаго поистине, или, паче истиннейше рещи, к Боговидению, есть аки кратко указание душе стяжавшаго е поистине. Добродетель же убо всяка ина, якоже врачевание есть применительно недугов душевных и от уныния вкорененных лукавых страстей: Боговидение же есть здравствующая души плод, аки некоторое совершение конечное суще и образ Богодеяний. Сего ради убо Боготворится человек не от словес, или от видимых смотрительного умерения, землено бо сие, и смирено, и человеческо; но от еже в безмолвии пребываания, яко того ради отрешаемся и отпущаемся дольних, и восходим к Богу. И якоже на горнице безмолвного жития, нощию же и днию молитвами и моленми претерпевающе, приближаемся некако и приступаем к Неприступному оному и Блаженному Естеству. И сице сиречь терпящим тем срастворившуся неизреченно Сущему паче чувства и ума Святу, в себе, якоже в зерцале, зрят Бога, сердце священным безмолвием очистивши. Еже скорое и сокращенно указание, яко успешнейшее и Богу соединяющее, наипаче держащихся того по всему отнюд. А яже от мягких, якоже рещи, ногтей, сему спребывающая Дева, Сия что? Сия, понеже от тако зело детского возраста превышеестественне безмолвствоваше, того ради Едина от всех Богочеловека Слово неискусомужно породи.

И низше: сего ради и Пречистая, от самого якоже рещи житейского пребывания и молвы отрицающися, от человек преселися и виновна го исбегши жития, невидимую всем и несочетанную изволяше жизнь, пребывающи в невходных: в нихже вещного всякого союза разрешившися, и всякое приобщение и любовь ко всем оттрясши, и того самого еже к телеси своему милования превозшедши, совокупи ум к самому Того сообращению и пребыванию и вниманию и непрестанней Божественней молитве. И тоя ради сама в себе бывши, и многообразнаго мятежа и помышлений и просто всякого вида и вещи превыше устроившися, нов и неизречен путь на Небеса творяше, иже есть, да сице реку, мысленное молчание. И сему прилежащи и внимающи умом, вся прелетает создания и твари, и лучше паче, нежели по Моисею, славу зрит Божию, и Божественную назирает благодать, никакоже чувства силе подлежащую, душ же и умов нескверных благорадостное и священное видение, емуже причастившися, по Божественным Песнопевцем, светлый облак бывает сушия поистине живыя воды, Заря же мысленного дне, и огнеобразная Колесница Слова.
До зде св. Григорий.

От сих словес Божественного Григория Паламы ум имущему паче солнца яснейше мощно разумети, яко Пресвятая Дева Богородица, во Святая Святых пребывающи, умною молитвою на крайнюю высоту Боговидения взыде, Божественному Ангельскому монашескому чину, ко опасному по внутреннему человеку житию, о мире мира отречением, священным ума безмолвием, мысленным молчанием и к непрестанней Божественней молитве и вниманию ума совокуплением, деяния же к Боговидению восхождением сама собою образ давши: да на Ню отрекшиися мира монаси взирающе; в предреченных монашеских умных трудех и потех усердно тщатся, елико по силе, молитвами Ея, Ея подражательми быти. И кто возможет ко достоянию Божественную умную похвалити молитву, еяже и сама Мати Божия, якоже речеся, руководствием Святого Духа наставляема, во образ пользы и успеяния монахов, делательница бяше!

Во утверждение же и несумненное извещение о сей сумнящимся, аки бы не свидетельствованной и неизвестной вещи, время уже указати, кая о ней свидетельства Богоноснии Отцы, от просвещения Божественныя благодати написавшии, от Священного Писания приводят.

Основние непоколебимое Божественная умная молитва имать на словесах Господа нашего Иисуса Христа: ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебо яве. Сия словеса, якоже уже в первой главе речеся, всемирное светило, святый Иоанн Златоустый Богоданною премудростью толкует о безгласной, тайной, от глубины сердца возсылаемой молитве, привед во свидетельство от Святого Писания Боговидца Моисея, и Святую Анну, матерь Самуила Пророка, и Праведного Авеля и кровь его от земли вопиющую, яко в молитве их ниединого гласа испустившим, услышаны от Бога быша. Еще же сей, Христова уста, Великий вселенныя Учитель, святый Иоанн Златоустый и особне, в триех словесех, о Божественной сей научает молитве: якоже о сем неложный свидетель, Блаженнейший Симеон, Архиепископ Фессалонитский, в книзе своей, юже вся Святая Соборная Восточная Церковь, аки столп и утверждение Истины в великом почтении имать, в главе 294-й пишет.

(В следующем выпуске – продолжение второй главы.)


5. Житие и подвиги Отца нашего старца Паисия, архимандрита молдавских святых монастырей Нямецкого и Секула. Часть вторая.

ГОРА АФОН, 1746—1763.

25. ПУТЕШЕСТВИЕ ЕГО ВО СВЯТУЮ ГОРУ АФОНСКУЮ.
26. ПРИБЫТИЕ ВО СВЯТУЮ ГОРУ В 1746 ГОДУ.

ПРИШЕДШУ ЖЕ ВРЕМЕНИ, возжела Отец наш видети Святую Гору Афорнскую: тем же убо всех во своем ските и во прочих скитах, и особь cидящих святых Отцев посетив, прощения и благословения и молитв их просяше со слезами на путь, благодаря их за таковую к нему милость и любовь и духовное отеческое наставление. Святии же онии отцы Василий, Михаил и Онуфрий, киих словес, киих молений, киих советований не употребляху, нехотяще такового сподвижника лишитися, его же, между собою беседующе и удивляющеся в нем благодати Божией и добронравие, юным старцем нарицаху (бе бо тогда блаженному 24-лета от рождения)! Таже не могуще его удержати, сотворивше молитву, благословиша, и вручая его воле Божией, отпустиша с миром.

И отъиде оттуду изыскати спутника во Святую Афонскую Гору: имеяше же на путь, точно двадесять пар; но не печашеся о том, возложи бо всю свою надежду на всемогущий Промысл Божий. Обреть же к спутника себе, иеромонаха именем Трифона, согласися с ним, и яшася пути, благодаряще Бога.

Колико убо бедствий от моря и глада, колико же страхов от смертных случаев, паче же от турков претерпе юный старец, вся сия точно Божия свыше помощь поможе перенести. Обаче, Богу помогающу, достигоша во Святую Афонскую Гору с радостно и благодушием.

Зде мало да потерпит слово, Д;ндеже реку некая вкратце, плача и рыдания достойная.

27. НЫНЕШНЕЕ БЕДСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СВЯТОЙ ГОРЫ.

ДОСТИГ УБО ОТЕЦ НАШ в пристанище жилищ монашеских; радовашеся духом, видя место святое, идеже бе, издревле нудничество о спасении души и непрестанная брань с бесы, вертоград же и жребий Причистыя Богоматере. Ныне же оная Гора Святая, яже во оно время аки Рай цветяше Богообразными и духовными старцы и добродетельными подвижниками, уже не вертоград быти является, но вертеп от бедствия, и жилище разбойником. Зане тако сотвори враг, всякого блага ненавистник и христианского спасения губитель, древний сеятель плевел посреди пшеницы, богоборец диавол: идеже бо бяше множайшая святыня и преподобие, идеже весь мир, паче же христианския роди, имеху живущих в горе сей столп и утверждение Православные веры, образ благочестия и спасения, благоговения же и всякие душевныя пользы, тамо потщася лукавый (еже начася наипаче с 1721 г.) плевелы своя всеяти некими нашедшими зломудрыми и страха Божия неимущими людьми, иже мнящеея быти мудри и первой, заблудиша от чрева и объюродеша, сотвориша премногия соблазны и молвы, гордыню и мятежи, и многим быша на соблазн и душевное разорении: сих ради, глаголет Апостол (Рим. 1:28), предаде их Бог в неискусен ум творити неподобная. Яже вся тако бывающая мужи благоговейные и боящиеся Бога, живущие ту видяще, воздыхающе горько плакаху, и моляхуся Господеви, еже приити им в познание заблуждения своего, и лютых страстей, гордости же и тщеславия: ведяще, яко сими Бог прогневан, наведет праведный свои гнев на ня, купно же с ними и на неповинные, прелести ради лукавого, паче же нерадения ради прельщенных человеков; еже вскоре и бысть.

Воистину бо ныне святоименитая Гора стоит в позор всему миру, паче же в плач всем любящим по Бозе тихое и безмолвное и предусеятельное житие, истинным сиречь ревнителем благочестия монахом, – уничиженна, поругана, разграблена и разгнана: и просто рещи, турками господствуема. Вся бо святые обители, скиты же и келлии, наполнены турков. Точию малы нецыи мужественнейший душами, телом же уже немощнии, остмхуся ту, аки пленницы варваром служащии, вся беды и самую смерть по вся дни терпящие, блаженнии, верни раби Христу Богу во своем обещании, ведущие, яко таковая страждут от варвар своего ради спасения.1 Сия рек вкратце, возвращаюсь на предреченная.

___
1 По милости Божией духовное состояние Святой Горы возродилось и пережило новый расцвет в XIX веке.



Блаженный старец Паисий.
Портрет, хранящийся в Ильинском скиту.


28. ПАИСИЙ ВСЕЛЯЕТСЯ В КЕЛЛИЮ.
29. НЕ ОБРЕТАЕТ СТАРЦА.

ДОСТИГШЕ, глаголю, Паисий и Трифон во Святую Афонскую Гору и исшедше из корабля, внидоша во Святую лавру преподобного Афанасия и препочиша мало от пути, благодаряще со слезами Христа Бога и Пречистую Его Матерь, яко сподоби их достигнути во святый ея жребий. Исшедшим же им от лавры к своим братиям славенского языка, под монастырем Пантократором пребывавшим, спутник отца нашего иеромонах Трифон от простуды люте заразися, и паде в недуг неисцелен, в немже четыре дни болев, скончася.

Паисий же близ братий онех вселися в едину коливу, именуемую Кацарис. Водворився же тамо, обхождаше отшельники и пустынножительныя отцы, ищуще по намерению своему некоего духовного отца, в делании монашестем предуспевающа и в Божественных и отеческих писаниях искусна, седяща в безмолвии наедине в тишине и нищете, ему же бы могл предати себе в послушание. Но не обрете такового, по смотрению судеб Господних, и желаемого души своей послушания не получи: возложив убо себе на Промысл Божий, седяше един. Бе же тогда блаженному 23 лет от роду (1747).

30. НОВЫЕ ПОДВИГИ ЮНОГО СТАРЦА.

КТО ЖЕ МОЖЕТ исповедати вся его подвиги, егда пребываше един с Единым Богом, сущу ему в разженном Богорачении. Коего убо понуждения и воздержания, поста, алчбы и жажды, воздыхания и сетования, и коленопреклонения не понесе! Киих молений, слез же горьких и стенаний из глубины сердечныя не испусти! Киих браней противу ярости, похоти же и возношения, взимающегося на разум Божий, и лютого безмолвнику уныния и противу иных злых страстей, Богу помогающу, не одоле! Киих же искушений и злостраданий, болезней и немощей и скорбей душевных и телесных не претерпе! К сим прилагахуся недоумения, безнадежия и отчаяния приражения, страшная же и лютая мысленная борения, от зависти бесовския. Вся же та юный старец, верою и любовно ко Христу Богу прилепляяся, о укрепляющем его Господе побеждаше: и за победу Христу Богу коликих от всего сердца и от всея души теплых слез и благодарений не излия и не принесе! Коленопоклонения его, псалмопение же и чтение Святых Писаний ненасытное кто может исчести! Воздержание же его бе таково: во вторый день ядяше единою сухарей точно с водою, кроме субботы, недели и праздников. Нищета его и нестяжание бяше безмерное: не имеяше бо ниже срачицы, точно един подрясник и ряску искропаны. Обаче о нищете своей толико радовашеся, якоже ин о богатстве своем: и егда камо отхождаше, дверей келлии не заключаше, зане не бе в ней ничтоже, точно книги, яже взимаше от монастырей болгарских, и чтяше прилежно с крепким вниманием. Скорбяше же и плакаше горце, яко лишися великия благодати Божией, святого послушания.

Об условиях своей жизни в то время сам преподобный Паисий писал позднее: ««Когда я пришел во Святую Гору из моего православного отечества, я находился в такой нищете, что не мог уплатить три гроша долгу пришедшим со мною братиям. При моей телесной немощи я поддерживал мое бедственное существование одними подаяниями. И если бы только святые Отцы славянского племени, находившиеся на Святой Горе, не помогали мне, я никак не мог бы здесь существовать. Много раз зимою ходил я босиком и без рубашки, и такое мое существование продолжалось до четырех лет. Когда мне приходилось или от лавры, или от Хиландаря доползти до бедной моей кельи с подаяниями, или из лесу принести дрова, или сделать какое-нибудь другое тяжелое дело, тогда я по два и по три дня лежал как расслабленный».1

___
1 Этот абзац взят из Четверикова, т. 1, с. 66.


Тако пребысть отец наш един седя, якоже речеся, подвизался и предуспевая от силы в силу духовную, возхождения полагая в сердцы своем на всяк день и разжизаяся ревностию Божественною к большим подвигом!.. Купно же наслаждался огнеросного Божественного рачения в тишайшем душеспасительном и радостотворном безмолвии, три лета и пол.

Таково убо страдание и подвига бяху отца нашего. Сей бо есть подвиг и брань истинным монахом противу богоотступных сил диавольских, яко грешней душе, хотящей спастися, нужно даже до крове и смерти стати и Христовою помощью победити.

31. ПРИБЫТИЕ СТАРЦА ВАСИЛИЯ И ПОСТРИЖЕНИЕ ПАИСИЯ.

В ТО ВРЕМЯ смотрением Божиим прииде во Святую Гору вышереченный старец схимонах отец Василий из Влахии (зван бе от некоего велика лица), и обрет отца нашего в безмолвии седяща, пребысть ту дни некия, научая его и открывая ему о всех триех чинех монашеского жительства, о всех Христианских таинствах от Святых Писаний, говоря так: «Все монашеское жительство разделяется на три вида: первый – общество, второй – именуемый царским или средним путем, когда поселившись вдвоем или втроем имеют общее имущество, общую пищу и одежду, общий труд и рукоделие, общую заботу о средствах к существованию и, отвергая во всем свою волю, повинуются друг другу в страхе Божием и любви. Третий вид – уединенное отшельничество, пригодное только для совершенных и святых мужей. В настоящее же время некоторые, вопреки писаниям Отцов, изобрели себе четвертый вид или чин монашества: строят каждый свою келью, где вздумается, живут уединенно, предпочитая каждый свою волю и самостоятельно заботясь о средствах существования. По видимости они уподобляются отшельникам, а в действительности являются самочинниками, мешающими своему собственному спасению, ибо избрали путь жизни не по своей мере и росту. Кто со вниманием просмотрит книгу святого Григория Синаита, найдет, что называется там самочинием именно это уединенное и необщительное самовольное проживание. Лучше, живя вместе с братом, познавать свою немощь и свою меру, каяться и молиться перед Господом и очищаться вседневною благодатью Христовой, нежели, нося в себе тщеславие и самомнение с лукавством, прикрывать их и питать уединенным жительством, которого и следа, по слову Лествичника, им нельзя видеть вследствие их страстности. И великий Варсонофий говорит, что «преждевременное безмолвие бывает причиною высокоумия».1

___
1 Слова старца Василия взяты из Четверикова, I, стр. 66-67.


Отец же наш моли со слезами блаженного Старца, да облечет его в мантию, и облече: и преименова его из Платона Паисием, и бысть его ученик (бе же ему тогда 28 лет). Возложив же его Старец Христу Богу и Пречистой Деве Богоматери, отыде паки во Влахию, в скит свой Мерлополяну.

32. ПРИШЕСТВИЕ ЮНОГО МОНАХА ВИССАРИОНА.

ПОСЕМ ЯКО ТРИЕМ месяцам прешедшим, прииде во Святую Гору из Влахии монах юн, именем Виссарион. Сей обшед некия тамошния отцы, искаше себе наставника, и не обрете. Прииде же и ко Отцу нашему, и моли его со слезами, рещи ему слово о спасении души, и какова подобает обрести наставника, ему же бы вверити свою душу. Блаженный же воздохнув от сердца, восплакася и помолчав мало, моляся во уме глаголя: брате! О печальней вещи нудиши мя рещи, да обновлю болезнь в сердце моем: зане и аз со многим тщанием и скорбию такожде исках наставника, и не обретох, и многи скорби претерпех, и ныне еще обношу тыя; темже, соболезнуя и о тебе, яко вижду тя от безмерныя печали ята, боюся же, да не падеши во отчаяние: реку ти мало по силе немощного разума моего.

33. КАКОВ ДОЛЖЕНСТВУЕТ БЫТЬ ИСТИННЫЙ НАСТАВНИК.

СПАСЕНИЕ ДУШИ, о немже мя вопрошаеши, инако не может удобно быти, точию истинным наставником духовным, иже и сам понуждает себе вся заповеди Господни творити, по словеси Господню, глаголющу: иже сотворит и научит, сей велий наречется (Мф. 5:19). Како бо иного наставити на путь может, имже сам не хождаше? Подобает бо ему самому первее противу всех страстей душевных и телесных до крове стати, и Христовою помощью похоть и ярость победити, и словесное души от безумия и гордости смиренномудрием и молитвою исцелити: таже сластолюбие, и славолюбие, и лютое сребролюбие, злыя сего мира ехидны, и прочая вся злыя страсти души покорити, на няже сам Господь Иисус бе начальник брани и первый вождь победы сея, по глаголющему: егда изведен бысть Иисус в пустыню, постом, смирением, нищетою, бдением же и молитвою, и сопротивлением от Божественных Писаний! Отрази сатану, и даде венец победы сея на главу естества нашего, уча и силу нам дая сими побеждати его. Темже убо, иже всеми сими со смирением и любовию последуя Господу своему, и приемый от Него служение, еже и ины души врачевати и на заповеди Его наставляти, приемлет купно от Господа, смирения ради, и силу, еже и вся реченныя страсти победити: и по сих, благодатию Христовой просиявшу таковому дарованию духа, по словеси Господню: тако, рече, да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на Небесех (Мф. 5:16), таковый наставник и учащемуся у него самыми делы вся заповеди Христовы и вся добродетели не лестне показывати может: паче же обдержательнейшия сия: смирение, кротость, нищету Христову, долготерпенье во всем, милосердие паче силы, и любовь к Богу горящую, и ко ближнему от сердца нелицемерную, от неяже раждается истинное духовное рассуждение: таже и за вся заповеди Христовы научит таковый душу свою полагати. Яже вся учащиеся от него видя и слыша, верою же и любовию ему последуя, может помощью Божиею и наставлением его предъуспети, и спасение получити.

Такова, брате, подобало бы нам обрести наставника: но увы времени нашего, его же бедствие Богоноснии Отцы наши Духом Святым предвидевше, от жалости, яко чадом своим, во утверждение наше во святых своих писаниях вся нам изъявиша. Глаголет бо Божественный Симеон Новый Богослов: редций воистинну суть, а наипаче ныне, иже добре пасти и врачевати души словесныя ведущий: пощение бо и бдение, и образ благоговения, мнози негли себе притвориша, или и делом стяжаша, и еже от персей вещати, и словесы учити многшии удобь могут; а еже смиренномудрием и всегдашним плачем и слезами отсещи страсти, и обдержательныя добродетели неотемлемы стяжати, зело малии обретаются. Во утверждение же своего слова приводит древнейших святых Отец, и глаголет сице: глаголют бо Божественнии Отцы наша: хотяй отсещи страсти, плачем отсецает я, а хотяй стяжати добродетели, плачем стяжавает я. Яве же есть, яко не плачущ монах на всяк день, ниже страсти отсецает, ниже добродетели исправляет, и ниже дарования причастник бывает когда; ино бо есть, глаголет, добродетель, а ино дарования.

Темже и ближайший к нам Богоносный Отец наш, российское светило, Нил Сорский,1 вся сия со многим опасством в Божественных Писаниих рассмотрев, и бедствие времен сих и нынешнее человеческое нерадение видев во своем на книгу предисловии советует ревнителем, глоголя сице: подобает притрудне искати непрелестна наставника: не обретшуся же ему, повелеша нам, глаголет, святии Отцы, от Божественных Писаний и Богоносных Отец ученая научатися, слышаще самого Господа, глаголюща: испытайте Писания, и в них обрящете живот вечный (Ин. 5:39). И аще сей Святый сия глаголет точию о умнем делании: то коль ми паче о душевнем от всех злых страстей избавлении, а на путь прав делания заповедей Божиих наставлении, нужда обрести искусна делателя и непрелестна наставника.

___
1 О его житии см. «Православное Слово», 1972, № 5.


Отсюду убо крайняя нам, брате, ныне нужда Божественным и Отеческим Писанием со многою печалию, и со многими слезами день и нощь поучатися, и с тожде мыслящима ревнители старейшими отцы советующеся, наставлятися на заповеди Божия, и на делания святых Отец наших. И тако милостию Христовою и понуждением нашим, можем спасение получити.


Вершина желанного Афона, какой она, должно быть, представлялась молодому Паисию.


Скит Ксилург на Афоне, где на протяжении многих веков жили монахи-славяне.


Обитель Великая лавра.


Интерьер собора Великой лавры.


СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ,
в день памяти которого блаженный Паисий прибыл на Афон и посетил Лавру святого.


34. ВИССАРИОН ПРОСИТ ПАИСИЯ БЫТЬ ЕГО СТАРЦЕМ.
35. ОТЕЦ НАШ УКАЗУЕТ ЕМУ ПУТЬ ЦАРСКИЙ; ИХ СОДРУЖЕСТВО.

ТОГДА МОНАХ ОН Виссарион, слушая вся сия от Отца нашего, помышляет в себе: что прочее ищу? И абие паде Паисию на нозе со слезами, и моляше Отца, да приимет его в послушание: Старец же ниже слышати хотяше, да будет кому начальник, сам бо под началом быти хотяше. Той же прилежнее припадая со многими слезами, три дни неотходне моляше прияти его. Отец же видя таковое брата смирение и слезы, умилися и преклонися прияти его, не во ученика, но в друга, еже жити средним путем в двоих, и ему же Бог дарует более разумети во Святом Писании, друг другу открывати волю Божию, и подвизати на делание заповедей Божиих, и на всякое благое: отсецати же друг пред другом волю свою и рассуждение, и послушати друг друга во благое, душу едину и предложение едино имети, и вся к состоянию живота своего имети обща.

Сам Паисий с великим смирением описывает окончание своего уединенного жития на Святой Горе и начало своего Царственного пути вместе с Виссарионом: «Итак, желаемого руководства для души моей не сподобившись получить, сидел я в одной келии в мнимом уединении некоторое время и, положившись на Божий Промысл о бедной моей душе, начал читать понемногу отеческие книги, беря их у своих по Богу благодетелей, в сербской и болгарской обителях, и читал внимательно. Тогда, поскольку Господь вразумил меня, слепого, я словно в зеркале увидел, как и каким образом подобало бы мне бедное мое монашество начинать, и уразумел, сколь великой благодати Божией я лишился по своему невежеству, не предав себя душой и телом какому-нибудь искусному Отцу в послушание, ни от кого на такое святое дело не сподобившись получить наставления. И понял я, что мое бедное мнимое безмолвие — не моей меры, но жить наедине есть дело совершенных и бесстрастных, и далее был я в недоумении о том, где бы мне предать себя в послушание, о котором много раз, как дитя по умершей матери, воздыхал и плакал. Но не найдя по многим благословным причинам, где бы жить в повиновении, задумал я Царским путем проходить свою жизнь с одним единомысленным и единодушным братом: вместо Отца иметь нам своим наставником Бога и учение святых Отцов, повиноваться и служить друг другу, иметь единую душу и единое сердце, все к поддержанию своей жизни иметь общее, зная, что этот путь монашества засвидетельствован святыми Отцами на основе Святого Писания.

А поскольку Бог помог такому моему благому намерению, пришел на Святую Гору во всем единомысленный со мной брат, в общине нашей первый, который даже и доныне, по благодати Христовой, в живых пребывает, и начал жить со мной единодушно. И таким образом, по благодати Христовой, душа моя обрела отчасти некую отраду и многожеланный покой, поскольку и я, окаянный, сподобился видеть хотя бы некий след пользы от святого послушания, которое мы друг к другу имели через отсечение нашей воли, вместо Отца и наставника имея учение святых Отцов наших и повинуясь друг другу в любви Божией».1

___
1 Вся цитата из Паисия содержится в его письме, напечатанном в Оптинском издании его Жития, стр. 231–232.


И тако, по чину святых Отец, начало утвердивше, начата единодушно жительствовати. И утешися Старец душею своею, яко обрете благодатию Христовою мир души, еже с единомысленнем братом сожитие отсечения ради друга пред другом воли своея и рассуждения, еже судиша отцы послушание быти. Вместо же Отца и наставника имеху учение святых и Богоносных Отец наших. И пребываху в мире глубоце, подвизающеся, духом горяще, и начало благо на всяк день полагающе, еже предуспевати в совершенное смирение и любовь Божию и ближнего, и друг ко другу, исполнением святых Его заповедей.

36. УЧЕНИЦЫ.
37. НАЧАЛО ОБЩЕГО ЖИТИЯ.

НО НЕ НАДОЛЗЕ наслаждахуся такового, тихого, сладкого по Бозе, душе же утешного и безмолвного жития, точию четыре лета, и мало более (1754 г.): и други бо братия Святой Горы, и приходящие от мира, слышаще и видяще таковое их мирное и любовное по Бозе житие, ревнующе зело, велиим своим молением начаша Старца убеждати, прияти их во ученичество. Он же многа лета отрицашеся сего, и не приимаше оваго убо четыре лета, оваго же три, иного два, «а иных иное некое продолжительное время.

Однако после, убежденный, с одной стороны, великим беспокойством, какое они мне своими мольбами причиняли, с другой — слезным молением живущего со мной брата, очень братолюбивого, начал я и нехотя принимать к себе в сожительство по одному, каждому из них по силе моей открывая на основе Святого Писания и учения святых Отцов силу святого послушания. И видя, что они имеют неизреченную веру и любовь к Святому Писанию и ко мне, недостойному, а друг с другом — мир и единомыслие, весьма такому их благому произволению радовался душой и прославлял Бога, положившись на неизреченный Промысл Божий о душевном и телесном их окормлении, и принимал по одному предающих себя со всем усердием душой и телом в блаженное послушание.

И таким образом из Царского пути, то есть из сожительства с одним или двумя братиями, составилось, по благодати Христовой, и наше общее житие, поскольку немало умножилось число братиев».1

___
1 Эта цитата из Паисия взята из цит. соч., стр. 232.


Когда к Паисию и Виссариону присоединились Парфений или Кесарий, прежняя келья стала тесной для четверых, и явилась надобность приобрести вторую келью, которая и была куплена недалеко от первой. Когда число братий достигло восьми, тогда решено было приобрести келью Святого Константина с церковью, находившуюся на расстоянии двух брошенных камней от первой кельи. Первые ученики Паисия были из Молдавлахии, и молитвенное правило совершалось у них по-волошски.1 Тогда начата приходити к обществу отца нашего и Словенского языка братия, и собрася всех братий дванадесять. И начата чести и пети молдавским и словенским языком правило в церкви.

___
1 Текст абзаца до настоящего момента добавлен из книги Четверикова, I, стр. 70.


Жизнь их была очень трудная. Об этом сам старец Паисий рассказывает так: «С наступлением зимы, не имея где преклонить головы, так как не было келий, мы начали сами строить при Святом Константине пять келий; и кто может изобразить нашу нужду, которую мы терпели в течение четырех месяцев без обуви и без рубашек, почти всю зиму строя кельи и таская землю и камень. К тому же еще, когда приходило воскресенье или праздник, вместо отдыха нам приходилось бегать по монастырям за подаянием чуть не голыми, в худых одеждах, дрожа от холода. Тогда ради великой нужды и безмерного труда много раз братия, придя вечером, падала, как мертвая, и засыпала, не евши. В такой нужде много раз и правило наше оставлялось, и вместо повечерия я приказывал прочитать только «Помилуй мя, Боже» и «Верую» и так и спать. Но и тогда мы не оставляли утреню, но по силе своей читали: иногда три кафизмы, иногда же и больше.1 Вместо же часов Параклис Пресвятой Богородице, а иногда и часы читали. И, что еще скажу? Ради крайней нашей нужды хотели все рассыпаться, если бы Премилостивый Христос Господь не укрепил нас Своей благодатью в смирении, в терпении, в любви к Богу и друг ко другу, по заповеди Христовой претерпевать и этим все наши трудности преодолевать».2

___
1 Во время Великого поста, помимо трех кафизм, положенных для утрени, есть дополнительные кафизмы для часов, которые, возможно, монахи читали на утрене, когда не читали часы.
2 Слова Паисия взяты из Четверикова, I, с. 71.


38. БРАТИЯ УБЕЖДАЮТ СТАРЦА ПРИЯТИ СВЯЩЕНСТВО.

ПОСЛЕДОВА ЖЕ ИМ крайняя нужда во священнике и духовнике; и согласившеся вси братия, начата зельным и смиренным своим молением молити Старца, да приимет священство и духовничество. Обаче той ниже слышати сего хотяше, глаголя: яко сего ради и из Влахии избегох. Но елико той со слезами отрицашеся, толико они паче и паче, со слезами на нозе его падающе, моляху и просяху не презрети моления их, предлагающе ему многия и великия благословныя вины, паче же сию: яко исповедующимся нам, глаголаху, у иных духовников, яже от тебе советы и заповеди подобающие житию нашему приемлем, тии своими советами развращают, а от того мы зело душами повреждаемся. Мнози бо и духовнии, или леты, или разумом юны: глаголет же Божественное Писание: горе тебе граде, в немже царь твой юн (Еккл.;10:16). Вземше же словеса сия Отцы святии, глаголют: горе братиям, имже начальник, или духовник юн, и телом крепкий, к сим же паче, аще в духовных деланиях неискусен, иже ни правого разума и рассуждения духовного по Бозе причастник, ниже многообразие страстей и немощей душевных же и телесных весть. Аще бы прилежный Заповедей Христовых был делатель, то по мере своей и дарований от господа, яко же духовного разума и рассуждения, милосердия, смирения и любве к Богу и ближнему, яже суть обдержательныя, или главные и первейшие добродетели, не бы убо лишен был: яко же убо о сем утверждает и святый Симеон Новый Богослов, глаголя: несть мощно вседушне ищущему и толкущему, по словеси Господню, не обрести и не обогатети дарований.

Сия и ина многа, плачуще и припадающе предлагаху Блаженному, еще же и честнии старейшие Отцы Святой Горы с зельным молением увещеваху его не отрицатися: ведяху бо его достойна суща и могуща помощью Божиею, многи души привести ко Господу наставлением, паче же любовию и смирением своим: и сего ради не послабляху своим советованием и угрожением преслушания предреченннии духовные Отцы, и глаголаху к нему: како ты научиши братию послушанию и отсечению своея их воли и рассуждения, сам преслушая и презирая слезное моление толиких молителей и нас? Не веси ли, что родило есть преслушание?

Тогда старец, видя себе в таковем отвсюду неизбежнем утеснении, и нехотящ повинуся, и рече со слезами: буди воля Божия. И рукоположен бысть во священника, и учинен духовником в 1758 году, в возрасте 36 лет; и бысть радость велия всем чадом его духовным.

39. ОСНОВАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ ПРОРОКА ИЛИИ.
40. УМНОЖЕНИЕ БРАТИИ.

ПОСЕМ, егда умножи Господь братию, и не вмещахуся в церкви и в келиях Святого Константина, тогда Отец наш сотвори совет с братьями, и испроси ветху и праздну келью Святого Пророка Илии, тогожде монастыря Пантократора, купно же и благословение от Святейшего Патриарха Серафима, в том же монастыре в то время пребывавшего. И начата от основания здати скит во имя Святого Пророка Илии, и создаша церковь, трапезу, пекарню, поварню, странноприимницуже и шестнадесять келий: намерение бо име Старец отнюд более пятинадесяти братий не приимати, чесо ради и келий создаша на толикое число. И преселишася вси вообще в скит с радостью, благодаряще и славяще Бога, яко от среднего пути благоволи быти общему житию.

Тогда паче чинно устрои отец наш и правило церковное по чину Святыя Горы, и раздели братию на два языка, словенский и молдавский. Таже име надежду, по таковом труде успокоитися; но еще в большия впаде. Мнози бо и Святыя Горы братия, и новоприходящии, увидевше таковое внутрь церкве его благочиние, си есть, в пении и чтении смирение, тихость и благоговение, и всей братии со страхом Божиим и благоговением в церкви предстояние, священников и экклисиархов1 самонужное слово и служение, с благоговением и тихостию исполняемо, вне же церкве во общем послушании рукоделие со смирением и молчанием, и между братиями всегдашний от сердца мир, любовь и отсечение своея воли, к старцу же благоговейное послушание с верою и любовью, таже и старца к чадом своим духовным отеческое милосердие, в службах благорассмотрительное определение, в немощех душевных, и во всяких нуждах телесных сострадание и любовь ко всем нелицемерну, горящею ревностию возревноваша приобщитися таковому житию, зельным же своим молением, и со слезами частым припаданием, убеждаху его и не хотяща приимати их. Не имуще же келий, по нужде внизу под кельями к стене каменней по два и по три здаху келийки: вси же обще труждахуся в рукоделии, и сам Старец с ними во дни убо делаше ложицы, в нощи же писание книги отеческие (вся убо жизнь его во бдении всенощном бяше, и более триех часов неможаше спати), преводя с греческого на словенский язык. Изучися бо помощью Божией вскоре не точно простого греческого, но и еллинского, от общего своего брата, именем Макария, добре ведяща той язык, и в начале под руководством оного преводяше.

___
1 Монахи, управляющие церковным Богослужением.

(Следующий выпуск: Блаженный Паисий на Афоне, заключение.)


6. ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ.

СВЯТОЙ МАКАРИЙ КОРИНФСКИЙ, Константин Каварнос. Институт Византии и новогреческих исследований (115 Гилберт-роуд, Белмонт, Массачусетс, 02178), 1972. 118 стр. Ткань – 4,50 доллара, бумага – 2,75 доллара.

ЗАДАЧА быть и оставаться православным христианином в эти последние времена, среди великих искушений плоти и души, весьма трудна, и одной из главных забот тех, кто сознательно стремится к этому, было возвращение к святым истокам Православия – не как академическое упражнение или интеллектуальная мода, как это часто бывает в оставшихся ныне «духовных академиях», а скорее как результат искренней жажды этих истинных источников православной жизни, которые одновременно являются мерилом, по которому мы должны мерить нашу собственную скудную православную жизнь. Эта задача постоянно стояла на протяжении всей истории Православия, но она особенно актуальна сейчас, когда главы почти всех Православных Церквей находятся в процессе полного отказа от Православия и оставляют свою паству на произвол инославного и языческого образа мышления и жизни.

Некоторые из наиболее важных для нас святых Отцов сегодня – это те, кто жил на заре нашей эпохи, в середине-конце XVIII века, когда в основном формировалось специфически «современное» мировоззрение. Именно они во многом служат нашей связью со святоотеческим прошлым, указывая нам на то, к чему следует относиться с ревностью, на подводные камни, которых следует избегать, и на наиболее полезные для нас святоотеческие источники.

В Русской Церкви ключевым святым отцом XVIII века в деле сбора и перевода святоотеческих источников был блаженный старец Паисий (Величковский) (1722–1794); в Греческой Церкви ключевыми фигурами были святой Макарий Коринфский (1731–1805) и преподобный Никодим Святогорец (1749–1809), которые трудились так тесно вместе, что трудно сказать, кому из них следует приписать некоторые из их важнейших трудов. Настоящая книга – первая книга на английском языке о святом Макарии. Она содержит житие его друга, святого Афанасия Париоса, ценное введение доктора Каварноса и краткие выдержки из писаний Святого.

Из всего этого очевидны святость Святого и огромное значение его сборников и писаний. Мы узнаем о том большом значении, которое он придавал православному образованию и школам, а также печати православных текстов на более доступном греческом языке (он также вдохновлял других переводить жития и писания святых на этот язык); о его строгой приверженности православной традиции и его усилиях по устранению порочных нововведений в церковной жизни, что сделало его одним из лидеров движения зилотов, или «колливадов», того времени; о его стремлении сохранить исихастскую традицию умной молитвы, что привело к публикации греческого «Добротолюбия»; о его трудах по написанию житий новых подвижников («Новый Луг Духовный») и новомучеников турецкого ига («Новый Мартирологий»); о его стремлении донести до народа подлинное учение Православной Церкви, что побудило его распространять катехизисы и издать греческий перевод Святого Катехизиса митрополита Московского Платона (который, в более поздней редакции митрополита Московского Филарета, и по сей день является общепринятым катехизисом Русской Церкви). Сам Святой предстает в книге как великий подвижник, просветитель и наставник, добросовестный иерарх, наставник и вдохновитель мучеников.

В большинстве этих пунктов очевидна параллель со старцем Паисием (Величковским), и хотелось бы, чтобы в книге хотя бы упоминалась связь между русским и греческим ревнительским движением XVIII века. Очевидно, славянские источники содержат больше сведений об этой связи, чем греческие. Известно, что старец Паисий знал как древнегреческий, так и современный греческий языки и имел учеников-греков на Афоне; что преподобный Никодим Святогорец пытался (но безуспешно) отправиться в Молдавию, чтобы стать учеником Паисия1; и что Паисий поддерживал связь со святым Макарием и с большим интересом и подробно следил за его поисками отеческих рукописей, о чем будет рассказано в одной из последующих частей жития Паисия в «Православном Слове». Здесь вопрос о «влияниях», конечно же, не важен по сравнению с гораздо более важным фактом единства православного духа, вдохновлявшего труды этих святых Отцов, равно как и вдохновляющего греческое и русское движение ревнителей в наши дни.

___
1 См. житие преподобного Никодима, написанное монахом Феодоритом из скита Святой Анны, «Православное Слово», 1965, № 5, с. 163.


В книге можно исправить один момент, опираясь на славянские источники. По-видимому, происхождение греческого «Добротолюбия» в греческих источниках не указано четко, и доктор Каварнос предполагает, что сам святой Макарий был его составителем. Однако старец Паисий подробно описывает находку греческой рукописи «Добротолюбия» в письме архимандриту Феодосию из Софрониевой пустыни: «Преподобнейший Кир Макарий, бывший митрополит Коринфский… в славнейшем монастыре Ватопед он нашел бесценное сокровище — книгу об умном единении с Богом, собранную в древние времена великими ревнителями веры, и другие книги о молитве, о которых до того и не слышал. Несколько лет он потратил на переписку этих трудов искусными каллиграфами, на что ушли немалые средства. Потом он сам прочел эти книги, сравнил их с оригиналом, тщательнейшим образом исправил и в начале каждой книги поместил жития всех святых авторов этих текстов… он отправился в славный малоазийский город Смирну и отослал в Венецию тридцать шесть книг святых Отцов, включая книгу святого Каллиста,... чтобы их можно было издать в печатном виде». Это, безусловно, наиболее подробное и достоверное свидетельство о происхождении греческого «Добротолюбия», из которого следует, что святой Макарий был скорее редактором и корректором, чем первоначальным составителем.

Книга «Святой Макарий Коринфский» — вторая книга из серии «Современные православные святые», которую представляет доктор Каварнос. Первой в серии является книга «Святой Косма Этолийский», а следующей — долгожданная книга «Преподобный Никодим Святогорец». Книга очень хорошо оформлена и напечатана.


Скит пророка Илии.


Скит, основанный преподобным Паисием (Величковским), существует и поныне и поддерживается монахами Русской Зарубежной Церкви. В нем регулярно совершается Божественная литургия, поминаются имена живых и усопших православных, принимаются пожертвования на содержание скита.

Пожертвования можно направлять по адресу:
ЕГО ПРЕПОДОБИЮ ИЕРОМОНАХУ СЕРАФИМУ (БОБИЧ),
СКИТ ПРОРОКА ИЛИИ, КАРЕЯ, АФОН, ГРЕЦИЯ.


Рецензии