Время учиться
Что за школы такие и кто там учится? Поиском ответа на этот вопрос стала публикация в газете «Учитель Казахстана» за 5 апреля 1984 года. Материал подан под рубрикой «Каждому молодому труженику – среднее образование». Согласитесь, этот лозунг многое объясняет. Читаем…
В дни, когда на рабочем календаре строителей был обозначен конец года, другими словами, горячая пора пусковых и предпусковых объектов, здесь на улице Ленина, 138, недалеко от набережной реки Иртыш, царила атмосфера школьных будней, шуршали тетради, решались контрольные, шла аттестация…
Оговоримся: мы не зря провели такую параллель – строитель и школа. Наш дальнейший разговор пойдет о них, о строителях, которые продолжают учебу, умело сочетая ее с основной работой.
Совмещать учебу с трудом никогда не было легким занятием, тем более что работа строителя сопряжена с известными трудностями. Ему не приходится выбирать погоду – в мороз и в стужу заливает фундамент, занимается кирпичной кладкой, ведет облицовочные работы. А тут еще и занятия в школе, где, кстати, очень большой программный материал выносится на самостоятельную подготовку. И это понятно, так как в отличие от обычного школьника строитель-заочник занимается всего один день в неделю. Слов нет, тяжело. Но практика последних лет показала, что учеба ничуть не мешает человеку, рабочий день которого строго и рационально расписан. Свидетельством тому служит пример отделочников треста «Павлодаржилстрой».
Настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, острая необходимость пополнить свои знания привели строителей, которым далеко за тридцать, в школу рабочей молодежи (хотя на них не распространяется закон о всеобщем среднем образовании).
Среди лучших учителя называют маляра Клавдию Яковлевну Кряжеву, кассира Надежду Григорьевну Медкову, штукатуров Валентину Михайловну Горелову, Анастасию Николаевну Копейкину, Любовь Родионовну Ковалеву, Лидию Ивановну Бессонову. Отлично работая на производстве, эти женщины неплохо учатся в школе, растят детей (у многих из них по двое-трое), а дома - они хорошие хозяйки.
С начала этого учебного года впервые трест «Павлодаржилстрой» почти со всеми его подразделениями закреплен за ШРМ №1. Раньше строители занимались в разных школах, что вызывало немало затруднений.
С тех пор прошло совсем немного времени, но уже сегодня можно говорить о положительных результатах совместной работы педагогического коллектива и общественных организаций треста. При парткоме треста действует комиссия содействия школе рабочей молодежи.
Большую пропагандистскую работу среди строителей по вовлечению их в учебную деятельность проводят учителя – классные руководители Нина Ивановна Остапенко и Галина Ивановна Плисова, инспектора отдела кадров треста Нина Михайловна Баток, управления Отделжилстрой – Анна Ефимовна Полякова, жилищно-коммунальной конторы – Светлана Петровна Блажко. Было бы ошибочным считать, что они призваны заниматься этим только по долгу службы. Нет! То, что их постоянно заботит, выходит за рамки служебных обязанностей!
Формы и методы организации всеобуча самые различные: индивидуальные беседы, собрания в бригадах, звеньях, наконец, личный пример. Последнее помогло звеньевой комсомольско-молодежной бригады Клавдии Яковлевне Кряжевой, бригадиру Галине Николаевне Субочевой привлечь к учебе товарищей по работе.
… В размышлениях преподавателей и кадровиков по улучшению содержания педагогической работы много интересного. По мнению Нины Михайловны Баток, необходимо перенести индивидуальную работу в низовые звенья – участки, бригады. И, надо признать, она права, ведь не во всех подразделениях треста работа по всеобучу на должном уровне. Желает много лучшего подход к делу в передвижной механизированной колонне №1, комбинатах ЖБИ-3 и деревообрабатывающем, управлении механизированных работ.
Сегодня учителей тревожит судьба и тех, кого довольно часто отправляют в командировки. Педагоги понимают, что это производственная необходимость, что семейных людей подчас не пошлешь. Хотя, заметим, нередки случаи, когда учащегося ШРМ неоправданно отправляют в командировку в длительный вояж, ссылаясь на неотложность дела, а порой просто «просят» пропустить занятия ввиду важности сдаваемого объекта. А ведь при этом заочнику не приходиться рассчитывать на то, что кто-то из отправивших его поможет потом разобраться в сложных законах физики, в трактовках темы «лишних людей».
Поиски лучших вариантов в этом направлении не привели педколлектив к удаче. Возможно, потому, что поиски эти были односторонними. Предприятия же решили пока отмолчаться. А организации, заинтересованные в решении этой проблемы, все-таки нашли выход из создавшегося положения. К примеру, наиболее удобный вариант предложили руководители локомотивного депо, суть которого заключается в следующем: железнодорожники-заочники занимаются непрерывно 17 дней подряд. Так они отучились за первое полугодие. Теперь они свободны и могут ехать в самые дальние рейсы (командировки). Затем это же самое (17 дней) повторится еще раз во втором полугодии, в удобное для них время. Позднее, сдав зачеты, учащиеся переводятся в следующий класс.
- Применим ли такой метод в условиях строительства? – спрашивают учителя. – Что ни говори, а по возвращении из очередной поездки нелегко наверстать упущенное.
Сразу как-то и не ответишь. Безусловно, хороший метод. Подсказан самой жизнью, буднями железнодорожников. И все же хочется верить, что первые руководители строительных подразделений серьезно задумаются над предложениями педагогического коллектива и совместно найдут наиболее верный путь.
… Учительская. Помимо журналов успеваемости, есть здесь и журнал рекомендаций, отзывов, добрых пожеланий. Очень горько, что среди многочисленных отзывов не видны росчерки секретарей комсомольских организаций. Да и педагоги не припомнят случаев появления «заинтересованных». Остается только удивляться, почему это они самоустранились от такой важной сферы влияния, как постановка учебы в ШРМ (ведь больше половины учащихся заочных школ – это комсомольцы).
Роза ЖАНАХМЕТОВА, корр. газеты «Строитель». Павлодар
Свидетельство о публикации №225111401423