Александрийский стих

===
Из проекта Поэтические жанры. Жанростишие
======
    Твёрдая стихотворная форма.
    У французов это двенадцатисложный стих с цезурой после шестого слога, с обязательными ударениями на шестом и двенадцатом слоге и с обязательным смежным расположением попеременно то двух мужских, то двух женских рифм.
    Название своё стих получил от «Романа об Александре» (1180), написанный двенадцатисложным стихом. Но появился это стихотворный жанр раньше, впервые он встречается в конце XI века (Путешествие Карла Великого в Иерусалим и Константинополь).
    Особенно он был распространён в период французской классической трагедии (Корнель, Расин).
    Ритмически александрийский стих характеризуется тем, что распадается на два полустишия по шесть слогов в каждом. В каждом полустишии имеется обычно два ударения — одно постоянное на конце; различные комбинации этих ударений, дающих 36 фигур, и создают ритмическое движение александрийского стиха.
    Первоначально александрийский стих являлся чисто силлабическим стихом, но в результате длительной эволюции приобрёл отчётливое тоническое строение. У французских романтиков (В. Гюго и др.) александрийский стих характеризуется резкими нарушениями цезуры, передвигающейся направо и соответственно изменяющей расположение
    У русских поэтов это шестистопный ямб с обязательной цезурой после третьей стопы и с аналогичной французскому александрийскому стиху рифмовкой.
   
    Никто на празднике блистательного мая,
    Меж колесницами роскошными летая,
    Никто из юношей свободней и смелей
    Не властвует конём по прихоти своей.
   
    Впервые русский александрийский стих появляется у Тредиаковского, затем в трагедиях Сумарокова, Княжнина.
    У Пушкина александрийский стих представлен в основном сатирами и подражаниями древним.
    В поэзии XX века александрийский стих встречается редко, в основном как стилизация.
    Итальянский вариант александрийского стиха впервые представил Пьер Якопо Мартелло в 1701 году. Это был представляет четырнадцати-сложный стих, рифмующийся попарно.
     Стих был излишне тяжеловесным и не прижился в трагедиях, но использовался в дальнейшем в итальянских комедиях.
============


Рецензии