Бог как Отец и Мать - Божизм и теософия Блаватской

Идея о том, что Божественное начало имеет как мужскую, так и женскую природу, встречается во многих духовных традициях. Однако её конкретное богословское наполнение может кардинально различаться. Яркий пример — учение Церкви Объединения (божизм) и теософия Елены Блаватской. Несмотря на использование схожей терминологии («Отец-Мать»), эти системы предлагают принципиально разные картины мироздания.

Часть 1: Учение Церкви Объединения — Бог как Истинный Родитель

В Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).

В «Божественном Принципе» Мун Сон Мёна концепция Бога как Отца и Матери является центральной, личностной и ориентированной на семью.

* Бог — это личностный Истинный Родитель. Бог понимается не как безличный Абсолют, а как первопричина, обладающая внутренней двойственной природой: изначальный Ян-сон («янь», мужской аспект, «Отец», вертикаль) и изначальный Ым-сон («инь», женский аспект, «Мать», горизонталь). Вместе они пребывают в гармоничном единстве, составляют единого Бога-Творца, который является источником идеала семьи.

* Цель творения — стать объектом любви Бога. Бог создал Вселенную и человечество, чтобы испытать радость от любви. Высшее проявление этой любви — это любовь между мужем и женой, родителями и детьми.

* Миссия «Истинных Родителей». Грехопадение Адама и Евы привело к тому, что человечество родилось от ложных, эгоистичных родителей. Миссия Мун Сон Мёна и его супруги Хак Джа Хан — воплотить в себе идеал «Истинных Родителей» и, через «Благословение» на брак, восстановить безгрешный род человечества, вернув ему возможность создавать «истинные семьи», в которых Бог является центром.

* Акцент на физическом и духовном. Восстановление происходит через реальные, земные семьи, где муж и жена, являясь воплощением мужского и женского аспектов Бога, становятся «истинными родителями».

Ключевой принцип: Бог — это личный Небесный Родитель (Отец и Мать), чья любовь реализуется через идеальную семью. Спасение — это восстановление правильных семейных отношений с Богом и между людьми.


Часть 2: Теософия Блаватской — Безличный Абсолют и его эманации

В теософии концепция «Отца-Матери» носит безличный, эманационный и космологический характер.

* Единый Абсолют. В основе всего сущего лежит непознаваемый, безличный, не имеющий атрибутов Единый Принцип, Абсолют.

* Первый проявленный Логос — Отец-Мать. При переходе от непроявленного к проявленному миру первым эманирует Логос (или проявленное Божество). Этот Логос уже содержит в себе двойственность, полярность, которую Блаватская часто называет «Отцом-Матерью». Это не два лица, а два нераздельных принципа внутри единого начала:

---> «Отец» (Дух, Пространство, Единство) — представляет собой мужской, активный, духообразующий принцип.

---> «Матерь» (Материя, Субстанция, Множественность) — представляет собой женский, пассивный, формообразующий принцип, «Всемирную Душу».

* Мировая Душа. «Матерь» часто отождествляется с Пракрити индийской философии или Всемирной Душой, которая является субстратом для проявления Вселенной.

* Акцент на познании и перевоплощении. Спасение (или освобождение) понимается не как восстановление отношений с личным Богом, а как познание (гнозис) истинной природы реальности и своего собственного «Я» через длительную эволюцию души в цикле перевоплощений.

Ключевой принцип: «Отец-Мать» — это безличные космические принципы, первые эманации Единого Абсолюта. Спасение — это познание и слияние с этим Абсолютом через духовное знание и эволюцию.


Два представления о Божественной двойственности

Несмотря на общую терминологию, эти два учения говорят на принципиально разных языках:

Церковь Объединения (божизм) говорит на языке библейского теизма, переосмысленного через призму семьи. Бог — это любящий Родитель, а человечество — Его дети, призванные образовать одну глобальную семью. Это теология отношений.

Теософия Блаватской говорит на языке неоплатонизма и восточного монизма. Божественное — это безличный Абсолют, а «Отец-Мать» — космические принципы, лежащие в основе проявленной Вселенной. Это метафизика познания.

Таким образом, сходство между ними оказывается поверхностным. Одно учение приглашает узнать Небесного Родителя (Отец и Мать), чтобы выстроить правильные отношения, другое — предлагает карту Вселенной, чтобы познать её законы и достичь окончательного освобождения. Оба ищут источник всего, но находят его в разных реальностях: одно — в сердце личного Бога-Родителя, другое — в глубине безличного Абсолюта.

(текст написан с применением ИИ)

Автобиография преп. Мун Сон Мена - https://manofpeace.ru


Рецензии