Голова между коленей

В старом Иерусалиме, где каждый камень помнит разрушение Храма, жил реб Йосеф Ибн Сайях. Была у него комната для учения, стены которой были покрыты странными рисунками - кругами внутри кругов, как колеса в видении Иезекииля, которые он перенял от древнего рабби Давида Хасида.
Однажды пришли к нему три ученика. Первый был из богатой семьи, второй - бедный сирота, третий - сын известного раввина.
"Научи нас подниматься к высшим мирам," - попросили они.
Реб Йосеф долго смотрел на них, потом сказал:
"Есть короткий путь через пылающий огонь колесницы. Но прежде чем я научу вас, каждый должен ответить: готов ли он потерять себя, чтобы найти Всевышнего?"
Все трое поклялись, что готовы.
"Хорошо," - сказал реб Йосеф. "Но помните: я буду учить вас вместе, ибо один должен стоять на страже, когда другой восходит. Как пророк Илия, вы научитесь класть голову между колен, пока чувства не покинут вас".
Началось обучение. Реб Йосеф показал им, как сидеть, склонившись, как раб перед господином, голова между колен, дыхание медленное и глубокое.
"Смотрите на эти круги," - указал он на рисунки на стене. "Входите в них глазами души, пока они не начнут вращаться внутри вас."
Сын богача первым достиг состояния, где чувства покидают тело. Но едва он начал подниматься, как испугался потерять свое богатство, свой статус, свою личность. Паника охватила его, и он закричал.
Реб Йосеф положил руку ему на плечо, и юноша вернулся.
"Я не могу," - прошептал он. "Я боюсь потерять то, что имею".
"Тогда ты еще не готов," - кротко сказал реб Йосеф.
Сын раввина пытался неделю за неделей. Он знал все тексты наизусть, мог объяснить каждую деталь техники. Но когда приходило время отпустить разум, он цеплялся за свое знание как утопающий за соломинку.
"Твоя ученость - это стена между тобой и Бесконечным," - сказал ему реб Йосеф.
Остался только сирота. У него не было ни богатства, чтобы потерять, ни учености, за которую можно цепляться. Когда он клал голову между колен, слезы текли по его щекам - слезы одиночества, слезы тоски по отцу и матери.
И вот однажды, когда двое других учеников стояли на страже, сирота вдруг замер. Дыхание его стало едва заметным, тело - неподвижным как камень.
"Учитель!" - воскликнул сын богача. "Он не дышит!"
Но реб Йосеф поднял руку: "Тише. Он поднимается".
Прошел час, другой. Тело сироты оставалось недвижимым, но реб Йосеф видел то, чего не видели другие - тонкую серебряную нить, связывающую душу с телом.
Вдруг нить начала истончаться.
"Теперь," - сказал реб Йосеф и положил руку на голову сироты. "Возвращайся, сын мой. Твоя работа на земле еще не закончена".
Медленно, очень медленно сирота начал возвращаться. Сначала задрожали веки, потом губы, наконец он глубоко вздохнул и открыл глаза.
"Что ты видел?" - спросили товарищи.
Сирота молчал долго, потом сказал:
"Я видел, что нет сироты и нет богача, нет ученого и невежды. Есть только Один, и мы все - Его дети".
"Почему ты смог подняться, а мы нет?" - спросил сын раввина.
Реб Йосеф ответил за него:
"Потому что у него не было ничего, что держало бы его внизу. Богатый боялся потерять богатство, ученый - знания. А тот, кто уже все потерял, не боится ничего потерять".
"Но ведь это опасно!" - воскликнул сын богача. "Он мог не вернуться!"
"Потому я и стоял на страже," - сказал реб Йосеф. "Первый раз учитель всегда должен быть рядом, чтобы удержать серебряную нить. Но со временем ученик научится сам держать оба конца - тот, что на земле, и тот, что на небе".
Прошли годы. Сын богача стал известным благотворителем, но так и не решился на восхождение. Сын раввина написал комментарии к текстам о мистическом восхождении, но сам не практиковал. А сирота? Он стал учителем следующего поколения.
И когда к нему приходили ученики, он первым делом спрашивал:
"Что ты готов потерять?"
А потом добавлял:
"И помни - один всегда должен стоять на страже. Ибо путь к Бесконечному проходит через полное одиночество, но начинается и заканчивается в общине".

Так учение реб Йосефа Ибн Сайяха передавалось из поколения в поколение, пока не достигло хасидов, которые танцевали там, где он сидел неподвижно, и пели там, где он молчал. Но суть осталась той же: чтобы найти Всевышнего, нужно потерять себя. И нужен друг, который удержит тебя на земле, когда душа стремится не вернуться домой.


Рецензии