Ступени лестницы
Однажды пришёл к реб Иегуде молодой ученик из Цфата, весь исполненный гордости от учения тамошних мудрецов.
«Реб Иегуда, — сказал юноша, — в Цфате говорят, что истинная каббала только там, где учил великий Ари. А ваши иерусалимские методы — это просто воображение, игра в „как если бы“».
Посмотрел на него реб Иегуда долгим взглядом и сказал:
«Сын мой, садись. Я покажу тебе разницу между „как если бы“ и истинным восхождением».
Велел он юноше крепко закрыть глаза и сжать кулаки.
«Дыши глубоко, — наставлял реб Иегуда, — пусть всё твоё тело задрожит, как лист на ветру. Пусть колени твои стучат друг о друга, как стучат зубы от холода или страха».
Юноша делал всё, как велел учитель. Дрожь охватила его тело, дыхание стало горячим, сердце забилось как пойманная птица.
«А теперь, — прошептал реб Иегуда, — отпусти всё. Падай».
И юноша упал на землю как подкошенный, словно душа его покинула тело. Лежал он недвижим, как мёртвый, но реб Иегуда знал — это не смерть, а врата.
В этот момент душа юноши действительно начала отделяться от тела, поднимаясь по невидимой лестнице. Он увидел — нет, он стал — светом, что восходит через миры. Это было не «как если бы» — это было истинное восхождение, когда человеческое превращается в божественное.
Но чем выше поднималась душа, тем слабее становилась её связь с телом. И вдруг юноша понял с ужасом — он может не вернуться. Как Бен Аззай из древних времён, он может остаться там навсегда.
«Помогите!» — хотел крикнуть он, но у души нет голоса в высших мирах.
И тут он услышал голос реб Иегуды, доносящийся откуда-то издалека:
«Прежде чем подниматься по лестнице, нужно привязать верёвку. Поклянись своей душе великим и страшным Именем, что она вернётся в тело!»
Собрал юноша последние силы и произнёс клятву. И в тот же миг почувствовал, как невидимая нить потянула его назад, вниз, в оболочку тела.
«Теперь ешь», — услышал он голос реб Иегуды и почувствовал, как тот подносит к его губам хлеб и вино. «Вдохни аромат мирта. Верни свой дух в его сноп».
Медленно, очень медленно юноша возвращался к жизни. Сначала вернулось осязание — он почувствовал твёрдость пола. Затем вкус хлеба, аромат вина и мирта. Наконец, он открыл глаза.
«Ну что, — улыбнулся реб Иегуда, — всё ещё думаешь, что это просто воображение?»
Юноша молчал, потрясённый пережитым.
«В Цфате, — продолжал реб Иегуда, — учат прекрасным вещам. Но здесь, в Иерусалиме, мы помним древние пути. Мы знаем: есть восхождение в мыслях, а есть восхождение всем существом. Первое безопасно, как прогулка по саду. Второе опасно, как переход через бездну по канату».
«Но зачем рисковать?» — спросил юноша.
«Затем, — ответил реб Иегуда, — что только тот, кто готов умереть, может по-настоящему жить. Только тот, кто отпускает всё, получает всё. Но помни главное: прежде чем отпустить верёвку, убедись, что ты привязал другой конец».
С того дня юноша остался в Иерусалиме. Он учился у реб Иегуды год и день, повторяя практику снова и снова, пока страх не ушёл, а восхождение не стало естественным, как дыхание.
Говорят, позже он вернулся в Цфат и примирил два учения — безопасное воображение Цфата и опасную реальность Иерусалима. Ибо написано: «Многие пути ведут к Всевышнему, но все лестницы начинаются с земли».
А реб Иегуда? Он продолжал учить в Иерусалиме тех немногих, кто был готов не просто представлять восхождение, но совершать его. И каждому первым делом он говорил: «Прежде чем подняться на небо, научись возвращаться на землю».
Свидетельство о публикации №225111401838