Ступени лестницы

В святом городе Иерусалиме, что стоит на холмах Иудейских как невеста под хупой, жил каббалист по имени реб Иегуда. Был он учеником великого рабби Альботини, того самого, что написал книгу «Сулам ха-Алия» — «Лестница Восхождения».
Однажды пришёл к реб Иегуде молодой ученик из Цфата, весь исполненный гордости от учения тамошних мудрецов.
«Реб Иегуда, — сказал юноша, — в Цфате говорят, что истинная каббала только там, где учил великий Ари. А ваши иерусалимские методы — это просто воображение, игра в „как если бы“».
Посмотрел на него реб Иегуда долгим взглядом и сказал:
«Сын мой, садись. Я покажу тебе разницу между „как если бы“ и истинным восхождением».
Велел он юноше крепко закрыть глаза и сжать кулаки.
«Дыши глубоко, — наставлял реб Иегуда, — пусть всё твоё тело задрожит, как лист на ветру. Пусть колени твои стучат друг о друга, как стучат зубы от холода или страха».
Юноша делал всё, как велел учитель. Дрожь охватила его тело, дыхание стало горячим, сердце забилось как пойманная птица.
«А теперь, — прошептал реб Иегуда, — отпусти всё. Падай».
И юноша упал на землю как подкошенный, словно душа его покинула тело. Лежал он недвижим, как мёртвый, но реб Иегуда знал — это не смерть, а врата.
В этот момент душа юноши действительно начала отделяться от тела, поднимаясь по невидимой лестнице. Он увидел — нет, он стал — светом, что восходит через миры. Это было не «как если бы» — это было истинное восхождение, когда человеческое превращается в божественное.
Но чем выше поднималась душа, тем слабее становилась её связь с телом. И вдруг юноша понял с ужасом — он может не вернуться. Как Бен Аззай из древних времён, он может остаться там навсегда.
«Помогите!» — хотел крикнуть он, но у души нет голоса в высших мирах.
И тут он услышал голос реб Иегуды, доносящийся откуда-то издалека:
«Прежде чем подниматься по лестнице, нужно привязать верёвку. Поклянись своей душе великим и страшным Именем, что она вернётся в тело!»
Собрал юноша последние силы и произнёс клятву. И в тот же миг почувствовал, как невидимая нить потянула его назад, вниз, в оболочку тела.
«Теперь ешь», — услышал он голос реб Иегуды и почувствовал, как тот подносит к его губам хлеб и вино. «Вдохни аромат мирта. Верни свой дух в его сноп».
Медленно, очень медленно юноша возвращался к жизни. Сначала вернулось осязание — он почувствовал твёрдость пола. Затем вкус хлеба, аромат вина и мирта. Наконец, он открыл глаза.
«Ну что, — улыбнулся реб Иегуда, — всё ещё думаешь, что это просто воображение?»
Юноша молчал, потрясённый пережитым.
«В Цфате, — продолжал реб Иегуда, — учат прекрасным вещам. Но здесь, в Иерусалиме, мы помним древние пути. Мы знаем: есть восхождение в мыслях, а есть восхождение всем существом. Первое безопасно, как прогулка по саду. Второе опасно, как переход через бездну по канату».
«Но зачем рисковать?» — спросил юноша.
«Затем, — ответил реб Иегуда, — что только тот, кто готов умереть, может по-настоящему жить. Только тот, кто отпускает всё, получает всё. Но помни главное: прежде чем отпустить верёвку, убедись, что ты привязал другой конец».
С того дня юноша остался в Иерусалиме. Он учился у реб Иегуды год и день, повторяя практику снова и снова, пока страх не ушёл, а восхождение не стало естественным, как дыхание.
Говорят, позже он вернулся в Цфат и примирил два учения — безопасное воображение Цфата и опасную реальность Иерусалима. Ибо написано: «Многие пути ведут к Всевышнему, но все лестницы начинаются с земли».
А реб Иегуда? Он продолжал учить в Иерусалиме тех немногих, кто был готов не просто представлять восхождение, но совершать его. И каждому первым делом он говорил: «Прежде чем подняться на небо, научись возвращаться на землю».


Рецензии