Абраксас
Абраксас – огонь творчества и желания,
С петушиной головой предвидит, бдит.
Взгляд предвещает утро, рассветая славно,
И львом он царствует, веля солнцу светить.
В руках щит света палящего круга,
Плеть власти свирепого жара солнц.
В основе его змеи прорастают
Нус (Ум) и Логос (Слово) в нём.
Слияние тьмы и света высшей силы,
Непреодолимость превзойдя, в единстве своём.
Творец эонов, сил божественных он сонм,
Активность приближения проявления Плеромы.
Абраксаса порядок тайный, так глубок,
Где зло с добром – единого поток.
Христос, дух добрый, Абраксасом дан,
Гармонии поклон душе воздан.
В нём христиане зло узрели,
И секты, ереси завидуя, ложь пели.
Он выше этого. В душе слиты волненья,
Зла и добра единство устремленья.
Абраксас – символ вечного боренья,
Где свет и тьма слились в одно мгновенье.
Он – отражение дуальности вселенной,
Где каждый выбор – шаг преднамеренный.
Он – тайна, скрытая в глубинах мирозданья,
Влияющая на судьбы и деянья.
Он – страж порога между явью и мечтой,
Где истина облечена печатью непростой.
В его обличье – прошлое и вечность,
И сила, что дает надежду, человечность.
Абраксас – не просто идол древних сект,
Он – ключ к познанию, таящий в себе секрет.
В его глазах – отражение вселенной,
Где каждый атом – миг бесценный.
Он – вызов разума, дерзкий и смелый,
В поисках ответов в бездне бренной.
Абраксас – путеводная звезда для ищущих,
Свет в конце туннеля для заблудших.
Он – не приговор, а приглашение к борьбе,
В танце вечном, где нет места слабой мольбе.
Он – архитектор судеб, ткач реальности,
В его руках – палитра бесконечной сакральности.
Он – зеркало, в котором отражается наш путь,
Со всеми взлетами и падениями, суть.
Абраксас учит видеть за пределами очевидного,
Идти сквозь тернии к истине непобедимой.
Он шепчет о единстве противоположностей,
О скрытой гармонии хаоса и возможностей.
Он – компас в мире иллюзий и обмана,
Напоминание о ценности каждого момента, данного.
Абраксас дарует мудрость, силу, просветление,
Тем, кто готов принять его сложное учение.
Во тьме гностических знаний глубин,
Абраксас восстает, властитель руин.
Петух главой, лев телом – дивный зверь,
Предвидение, мощь, в нем заключены теперь.
Щит солнца в руке, плеть яростно свистит,
Жар полудня палящий, что мир испепелит.
Змеи Нуса и Логоса из тела растут,
Ум с Словом сплетены, мудрость ведут.
Бог и демон в нем, свет с тьмою в борьбе,
Активное проявление в самой судьбе.
Творец эонов, силы небес,
В Абраксасе таится вес бесчисленных дней.
Единое божество, зло и добро вместил,
В себе он все тайны сокрыл, освятил.
Иисус, дух добрый, им послан с высот,
Чтить Абраксаса – вот веры оплот.
Пан вселенной, Приап плодородия власть,
Монстр бездны, гермафродит – жизни напасть.
Увидеть – ослепнуть, познать – сойти с ума,
Страшиться – мудрость, спасение – тишина.
Он воин, что зло побеждает всегда,
Творческой справедливости яркая звезда.
Властелин небес и времени теченья,
В Абраксасе – мирозданья свеченье.
Молитвы шепчутся в храмах пустынных,
Где Абраксаса лик, в тенях сокрытый, возник.
Символ вечного круговорота, смерти и рождения,
Он правит эонами, вне времени определения.
В его взоре огненном – хаос и порядок,
Истина и ложь в танце беспощадном.
Он знает прошлое, видит будущее ясно,
В его власти – все сущее, ужасно и прекрасно.
Познавшие Абраксаса – навеки прокляты и благословенны,
Несущие бремя знания, освобожденные от клеветы бренной.
Их разум – поле битвы света и тьмы,
Где искупление и погибель – неразделимы.
Абраксас – страж границы между мирами,
Проводник душ, заблудших в лабиринтах обмана.
Он – альфа и омега, начало и конец,
Вечный двигатель вселенной, жизни венец.
И те, кто рискнет взглянуть в его глаза,
Узрят отражение бездны, где нет возврата.
Но в этой бездне – искра божественной силы,
Возможность преображения, вечной жизни обитель.
ALEX ZIRK
P.S.:
«АБРАКСАС (бог) как высшая сила, в которой свет и тьма объединены и превзойдены» ALEX ZIRK
Абраксас (или Абрасакс) — нумерологический и графический собирательный образ солнечного божества, изображавшегося на талисманах I — III вв. н.э. в виде человека с головой петуха (олицетворяющей предвидение и бдительность, а также возрождение солнца на рассвете) или льва (царя зверей и солярного символа). В одной руке Абраксас держит круглый или овальный щит (еще один символ солнца), в другой — плеть (символ власти, а также свирепого жара полуденного солнца), либо хлыст, цеп или дубину. Из его тела вырастают две опоры — Нус (Ум) и Логос (Слово), символически представленные в образе змей.
В отличие от Гелиоса, бога света, или богов тьмы, Абраксас воплощает в себе высшую силу, в которой свет и тьма объединены и превзойдены. Он также определяется как принцип непреодолимой активности и является близким приближением активного проявления Плеромы. Гностические талисманы с фигурой Абраксаса сохранились, потому что были вырезаны на драгоценных — обыкновенно овальных — камнях. На них изображена фигура, обладающая человеческим телом, головой петуха (реже ястреба) и ногами в виде змей. Руки бога держат щит и кнут, на щите обычно написано имя IAO, напоминающее о еврейском четырехбуквенном имени Бога. Он часто стоит на колеснице, которую тянут четыре белые лошади, причем над головой его расположены солнце и луна, золотой и серебряный мужской и женский символы.
Числовое значение имени Абраксас совпадает с числовым значением имени Митры и составляет 365.
Одна из основных фигур раннего гностического мифа, символизирующая верховного бога мира света, творца 365 эонов, или божественных сил. В греческом языке, где каждая буква обозначает число, сумма числовых значений букв его имени, как и имени Митры, персидско-римского бога-спасителя, и Белинуса, кельтского бога солнца, равна 365, количеству дней в году. Его имя встречается на сотнях драгоценных камней, датируемых эпохой римского владычества.
Истоки образа
В эпоху эллинизма произошла значительная трансформация образов древнеегипетских божеств, которые были синкретизированы с греко-римскими богами. Так, Анубис, изначально бог-проводник душ, и Тот, покровитель мудрости, стали активно ассоциироваться с астрологической практикой. Оба божества были отождествлены в этом контексте с Гермесом (Меркурием), который также получил связь с активно развивающейся наукой - астрологией.
В изобразительном искусстве того периода Анубис, сохраняя свою характерную голову шакала, начал терять черты древнеегипетского стиля. Его стали представлять в античном одеянии, а в правой руке он часто держал кадуцей — жезл Гермеса. Атрибут пера в его иконографии отсылал к богине Маат и ритуалу взвешивания души на загробном суде, но также и к Перу, как инструменту писца. В римский период синкретизм углубился: образ Анубиса-Меркурия или Германубиса иногда сочетали с чертами хтонических существ, изображая его со змеевидными конечностями, что символизировало связь с подземным миром и хаосом, который надлежало преодолевать, следуя астрологическим указаниям.
К позднему периоду существования Римской империи на основе этого синкретичного образа сформировалось новое божество — Абраксас. Его облик, напоминающий Анубиса-Меркурия, но с петушиной головой, и был первоначально тесно связан с тайными культами, гаданиями и астрологическими предсказаниями. Возможно, петушиная голова лучше «уравновешивала» хтоничесеие конечности в представлении художников, чем голова шакала, который и сам часто ассоциировался с тьмой, смертью, животной сущностью. Впоследствии, с утверждением христианства, первоначальный смысл образа Абраксаса был утрачен, и его стали интерпретировать в зависимости от традиции то как одно из воплощений дьявола, то как тайный образ единого недвойственного божества, соединяющего в себе зло и добро, а его астрологическая и прорицательная символика отошла на второй план или сохранилась лишь в виде смутных ассоциаций.
Толкование символики изображения
Подобная символика обычно толкуется следующим образом: петух представляет бдение и связан с сердцем — человеческим и универсальным, а также с вызванным петухом солнцем; человеческое туловище воплощает принцип логоса, или четкой мысли; змееобразные ноги указывают на благоразумие, посредством которого универсальное существо динамически управляет собственными энергиями; щит символизирует мудрость, великого защитника божественных воителей, в то время как кнут обозначает безжалостную движущую силу жизни, а четыре лошади — встречающиеся в четырех формах силы универсального либидо или психической энергии (четыре элемента, четыре функции в классификации аналитической психологии Карла Густава Юнга).
Согласно «Мифо-символическому словарю» Виктора фон Эрцен-Глерона:
«Человеческое тело собственно представляет не рожденного, вечно существующего Отца; здесь видим две поддерживающие всю фигуру ноги:
1) Нус,(Ум, но ум, неразрывно включающий в себя характер, направленную идею);
2) Логос,(здесь Слово), символизируемых змеями, в египетской иероглифике обозначающие божественный дух и дар предвиденья.
3) Фронезис,((Предупредительность), символизируемая головой петуха, так как петух является символом бодрствующей осторожности;
4) Размахиваемая плеть Силы — Динамис,(как у Осириса);
5) Круг вечной Мудрости,(София), обозревающей, охватывающей все, что только можно представить. Как уже выше упоминалось, прилагаемые слова или знаки еще конкретнее передавали смысл данной фигуры, символа. Так часто прилагался символ креста с рукояткой, то есть Character Thaauticus, Crux sacra ansata, символ наставляющей Мудрости, подобный ключу, раскрывающему скрытые таинства».
Историк оккультизма и демонологии Жак Огюст Симон Коллен де Планси (1794 — 1881), в своем «Инфернальном словаре», трактует Абраксаса следующим образом:
«Один из азиатских богов. От имени его произошло слово абракадабра. На амулетах Абракакса представляют с петушьей головой, с драконьими ногами и с хлыстом в руках. Демонографы изображают его, как демона; вместо ног у него змеи; на голове корона. Еретики второго столетия считали его своим главным божеством. Так как они нашли, что буквы, из которых состояло его имя, давали по-гречески число 365, равное числу дней в году, то они считали его предводителем демонов, которые управляли триста-шестьюдесятью-пятью небесами. Каждому из демонов посвящался один день года. Они говорили также, что Иисус Христос был добрый дух, посланный Абракаксом на землю...»
В другом месте он же, вслед за древними ересиологами, приписывает последователям Василида его почитание как верховного божества (на деле, оное божество у Василида было «непознаваемо и безымянно»):
«№ 2. Абракакс (Abracax), или Абраксас (Abraxas), — это первый из богов нескольких азиатских теогоний, имя которого произведено от филактерии со словом «абракадабра». На амулетах Абракакс изображается с головой петуха и ногами дракона; в руке он держит бич. Демонографы превратили его в демона с головой короля и змеями вместо ног. Базилидиане, еретики двенадцатого века, почитали его как верховное божество, ибо обнаружили, что семь греческих букв, составляющих его имя, в сумме своих греческих числовых соответствий дают число 365, а это — число дней в году. Они поместили под его начало несколько чинов гениев, управляющих 365 небесами, и приписали им 365 добродетелей, по одной на каждый день».
Возникновение имени
По версии немецого теолога XVIII века Иогана Иоахима Беллермана, имя Абрасакс было образовано из двух египетских слов: Abrac (Быт. XLI, 43), преклоняйтесь) и Sax (Sadaschi), то есть священное, почитаемое Слово, священное Имя. Тем более, как правильно он писал, на многих геммах с Абраксасом ставилось слово Jao — имя божества у египтян, иудеев и восточных народов. Но Абраксас было тайным именем божества у последователей Василида, и изображение на геммах указывает на пять основных составляющих его частей, представляющих пять божественных не проявленных зримо эманаций — основа проявленного мира.
Соответствия имени
Абраксас
Числовые соответствия греческих букв, составляющих его имя (Альфа=1, Бета=2, Ро=100, Альфа=1, Сигма=200, Кси=60), действительно дают в сумме 365, благодаря чему Абраксас стал тесно ассоциироваться с солнцем и солнечным делением года. На этом основании некоторые гностики осмыслили Абраксаса как верховного главу небес и эонов, охватывающего собою всю их полноту. 365 — не только число дней в году («целокупность мирового времени»), но и число небес («целокупность мирового пространства») и соответствующих небесам эонов («целокупность духовного пространства»).
«Здесь снова присутствует число 365, поскольку нумерологическое значение семи букв имени Abraxas и на греческом языке, и на иврите составляет 365».
Вдобавок, само количество букв его имени, 7, носит космический характер: оно связано со священной семерицей планет и всеми ее традиционными соответствиями.
История
В течение столетий имя «Абраксас» получило немало разнообразных толкований, так же как и связывавшаяся с ним магическая формула «абракадабра», о которой упоминает де Планси. Эту формулу, записанную на куске пергамента особым образом, обычно носили на груди под одеждой для исцеления от болезней (поэтому де Планси называет ее «филактерией» — т.е., в широком смысле слова, охранным амулетом для ношения на теле).
Розмари Гуили пишет в Энциклопедии ангелов:
«В древние времена имя это приписывалось Богу, солнцу, ангелу и демону. Именем Абраксас называлось солнце, расположенное на змее Уроборосе (кусающем собственный хвост) и удерживаемое высочайшей среди египетских богинь, Изидой, создательницей солнца и повелительницей всех богов. Мифология Изиды пустила глубокие корни в гностицизме, в котором имя Абраксас относится к правителю 365 (высшего и последнего) зона, или сферы, окружающей непостижимого Бога. Таким образом, Абраксас стал гностическим полубогом, или Эоном Высоких Небес. Абраксас часто упоминается в гностической литературе в качестве одного из великих эонов и наряду с Гамалиилом и Сабло доставляет избранных на небеса».
Кроме того, она поясняет, что
«Абраксас также был связан с таинственными мистериями митраизма, религии персидского происхождения, являвшейся главным конкурентом римского христианства в первые 400 лет его существования. Как и гностицизм, митраизм уделял особое внимание сложной астрологии и нумерологии. Численные значения обоих имен — Митры и Абраксаса — в сумме составляют 365. Абраксас поглощен гностическим "Богом Мира", Богом Ветхого Завета (являющегося творением / сыном Софии, высшим Эоном), который, обладая демоническими качествами, сотворил материальный мир. Ортодоксальные христиане стали видеть в Абраксасе демона. В свою очередь, Абраксас стал любимым божеством еретических сект Средневековья».
Гностические представления об Абраксасе, впервые встречающиеся в изложениях космологической доктрины Василида, были восприняты различными средневековыми магико-алхимическими школами, которые, с фактической подачи ересиологов, и сделали из него «бога»; впоследствии эти представления нашли отражение в художественной литературе. Карл Густав Юнг («Семь наставлений мертвым», написанные от имени Василида) и Герман Гессе («Демиан») использовали это имя для обозначения гипотетической высшей сущности, в которой слиты воедино все добрые и злые потенции человеческой души.
У Гессе Абраксас представляет вместе «бога и демона», которому надо поклоняться вместо Христа; это божество, объединяющее добро и зло, ложь и истину:
«Птица выбирается из гнезда. Яйцо — это мир. Кто хочет родиться, должен разрушить мир. Птица летит к богу. Бога зовут Абраксас».
Юнг также воспевает Абраксаса как «нового бога»:
«Абpаксас же говоpит слово досточтенное и пpоклятое, что есть pавно жизнь и смеpть.
Абpаксас твоpит истину и ложь, добpо и зло, свет и тьму в том же слове и в том же деянии. Оттого Абpаксас гpозен.
Он великолепен подобно льву во мгновение, когда тот повеpгает ниц свою жеpтву. Он пpекpасен, как день весны.
Да он сам великий Пан, что значит Всё, и он же малость.
Он и Пpиап.
Он есть монстp пpеисподней, полип тысячеpукий, воскpыленный, змий извивистый, неистовство само.
Он же Геpмафpодит низшего начала.
Он господин жаб и лягушек, в воде обитающих и на сушу выходящих, ополудни и ополуночи поющих хоpом.
Он есть Hаполненное, что воссоединяется с Пустым.
Он есть святое совокупление.
Он есть любовь и ее умеpщвление.
Он есть святой и пpедающий святого.
Он есть светлейший свет дня и глубочайшая ночь безумства.
Его зpеть — слепота.
Его познать — недуг.
Ему молиться — смеpть.
Его стpашиться — мудpость.
Ему не пpотивиться — спасение».
Британский теософ Чарльз Уильям Кинг в книге «Гностики и их реликвии, древние и средневековые», посвятивший Абраксасу отдельную большую главу, между прочим, призывает разграничивать «подлинные геммы Абраксаса» и «Абраксоиды или геммы, которые путают с настоящими гностическими геммами».
Розмари Гуили пишет в «Энциклопедии ангелов»:
«Абраксас появляется в работах Карла Юнга, интересовавшегося гностицизмом. Отец глубинной психологии оставил большое количество материалов о своем личном визионерском опыте, из которого было издано его наследниками лишь немногое. Один из таких документов, по словам Юнга написанный за три ночи между 15 декабря 1916 г. и 16 февраля 1917 г. и получивший название «Семь назиданий мертвым», якобы был сочинен Василидом, проповедавшим гностицизм в Александрии, и Абраксас фигурирует в нескольких из его проповедей».
Касаясь отмеченного Юнгом страха перед Абраксасом, Гуили отмечает:
«Юнг называет Абраксаса истинно ужасным благодаря способности его одним и тем же словом и действием порождать правду и ложь, добро и зло, свет и тьму. Психология Юнга не предоставляет легкого выхода из психического конфликта; человеку приходится не только бороться на стороне ангелов, но иногда и присоединяться к сонму падших духов. Согласно Юнгу, страх перед Абраксасом является началом мудрости и освобождения или гнозисом, достигаемым путем непротивления».
Однако уже со II века у сирийских и александрийских гностиков Абраксас — верховный глава небес и эонов, как бы совмещающий в своём лице их полноту. В этом смысле Абраксас выражает творческую волю Абсолюта, пронизывающую Мироздание, острое стремление мира к сущестованию.
По учению последователей Василида (ум. 140), Бог, несотворенный, вечный Отец, сначала породил свой Нус, или Ум, Логос — Слово и Фронезис — Разум; от Фронезиса произошли София — Мудрость и Динамис – Сила. Именно эта совокупность Первичных порождений и суммирована в образе Абраксаса. Они формируют высшее Царство света, источающее Творческую активность, от которой зарождается все сущее, и из которого исходят 365 разрядов духов, поддерживающих мироздание. Во главе этих духов и стоит Абраксас – наивысший из семи богов, как бы суммирующий этих богов. Василид утверждал, что Абраксас выступает в роли посредника между человечеством и Божественной Сутью.
Его имя и изображение часто встречаются на геммах и амулетах — Верховное Существо с Пятью Эманациями, отмеченными подходящими символами. Абраксаса изображали в виде человека с головой петуха или льва, в одной руке у него круглый или овальный щит (солнце), в другой — плеть, либо цеп, либо дубина. Из человеческого тела, обычной формы божества, вырастают две опоры Нус (Разум) и Логос (Слово), символизируемые змеями, что означает внутреннее чувство и быстрое понимание. Его голова петуха, то есть птицы, олицетворяющей предвидение и бдительность, представляет Фронезис. Его две руки держат символы Софии и Динамиса — броню Мудрости и метлу Властителя. Рядом с изображением Абраксаса раполагался ряд букв, несших определенное значение, часть которых составляла слово «Абраксас».
Согласно преданиям, Абраксас — воин, побеждающий зло во всех его проявлениях, яростный борец за справедливость, понимаемую как творческая закономерность, соответствие плану Творения. Он, как петух, который является символом восхода солнца, первым встречает счастливое или несчастливое утро каждого нового дня.
В то же время, Абраксас — сила благополучия и мудрости, которых можно достичь только в бесстрашной борьбе с противодействующими силами, непременно победив их, потому что в руках Абраксаса — плеть (метла). Метла является символом власти и превосходства над противниками, это его орудие в борьбе со злом.
Формально это имя составлено из семи греческих букв (а магическое число 7 символизирует общую идею Вселенной). Сумма числовых значений входящих в слово «Абраксас» букв (А — 1, b — 2, r — 100, a — 1, x — 60, a — 1, s — 200) составляет 365 — число дней в году («целокупность мирового времени»), а также число гностических небес («целокупность мирового пространства») и соответствующих небесам эонов («целокупность духовного пространства»), циклу божественного действия.
Космический характер числа 7 как общего числа букв подчёркивает придававшийся имени Абраксаса смысл исчерпания моментов бытия, окончательной суммарности. Согласно греческой гематрии, Абраксас эквивалентен «Мезону», второму из пяти тетрахордов греческого музыкального ряда: сумма численных эквивалентов букв обоих этих слов составляет 365.
Будучи источником творения, Абраксас является повелителем небес и времени.
Как писал об Абраксасе Юнг, этот «новый бог», «блистающий, словно лев, мгновенно раздирающий свою жертву, прекрасный, как весенний день», Абраксас — Пан, Приап, монстр подземного царства, клубок крылатых змей, истинный Гермафродит, «святой творец», любовь и убийца любви, святитель и его предатель, «наиярчайший свет дня и самая мрачная ночь безумия». «Увидеть его — значит ослепнуть, узнать — сойти с ума, почитать его — найти смерть, бояться его — мудрость, а спасение возможно, если не противостоять ему». В конце «Семи проповедей к мертвым», после оды Абраксасу, автор делает вывод: «В мире том принадлежит человек Абраксасу, который его, человека, и мир порождает либо поглощает».
Как имя Абраксаса, так и его иконографический образ, имели распространение и за пределами христианского гностицизма, в культово-магическом обиходе позднеантичного синкретического язычества.
В средние века Абраксас снова стал довольно известен: его изображение как талисман было принято алхимиками, которые носили на груди медальоны с человеком-петухозмеем.
В XIII веке символ Абраксаса использовался в печатях Ордена тамплиеров, у которых Абраксаса считали одним из проявлений Бафомета и рассматривали как особое вселенское существо, Мировой вихрь в аспекте Желания. В средние века его имя было признано демоническим и отнесено к разряду черной магии.
Итак, образ гностического бога, выражающий Первичные энергии творения, прошел длинный путь развития. Следует отметить, что, в отличие от «настоящих» язычников, гностики считали своих «богов», «архонтов» и «эонов» прежде всего символами невыразимой духовной реальности, поэтическим приближением к описанию их природы. Однако такие символы были весьма жизненными, несущими силу и мудрость.
В сложной гностической системе миротворения, состоящего из бесчисленных небес и эонов, движущая сила, объединяющая и, в то же время, дифференцирующая Плерому, носит имя Абраксас.
Некоторые исследователи утверждают, что имя этого бога происходит от еврейского «абберака», что означает «Благословенный«, другие — что оно представляет собой искажённое имя одного из египетских богов. Существует также мнение, что это имя восходит к древней коптской или египетской магической формуле, символически означавшей «Не вреди мне» («Не тронь») и обращённой к божеству, как «Отцу». Эту формулу обычно прикрепляли к амулету или талисману и носили на груди под одеждой. Другие этимологии возводят Имя к abh — «отец», bara — «творить» и отрицания — «Несозданный Отец» или из греческого habros и sa; , «Прекрасный, славный Спаситель».
Библиография
Блейз, Анна. Демонография. — М.: Ганга, 2012.
Кинг, Чарльз Уильям. Гностики и их реликвии, древние и средневековые / Пер. с англ. О.А. Фёдоровой. — М.: Амрита-Русь, 2022.
Розмари, Эллен Гуили. Энциклопедия ангелов. — М.: Вече, 2008
стиль для мелодии: metal rock opera, a man's hoarse brutal voice, mysticism, space, fantasy, esotericism, sun deity, trans-techno, folk, rock-metal, heavy percussion, Heavy Metal, rock electr;nico, nu-metal, guitarra el;ctrica pesada, guitarra el;ctrica distorsionada, voz potente, edm, lyra, layered synths, Atmospheric downtempo ambient with a deep, enveloping sound. Perfect for philosophical lyrics. 75 beats per minute.
Свидетельство о публикации №225111400313
