Иоанн Грозный письма предателю Курбскому 8ч

_Когда наш недруг, крымский царь,
приходил к нашей вотчине Туле, мы послали
вас против него, но царь устрашился
и вернулся назад, и остался только его
воевода Ак-Магомет-улан с немногими людьми;
вы же поехали есть и пить к нашему воеводе,
_____князю Григорию Темкину,
и только после пира отправились за ними,
они же ушли от вас целы и невредимы.

Если вы и получили при этом многие раны,
то никакой славной победы не одержали.
А как же под городом нашим Невелем
с пятнадцатью тысячами человек вы не смогли
победить четыре тысячи, и не только не победили,
но сами от них, израненные, едва спаслись,
 ничего не добившись? Это ли пресветлая победа
и славное одоление, достойные похвалы и чести?
А иное свершалось без твоего участия –
,,это тебе в похвалу и не ставится!
________[13, стр. 152] <...>

Если бы ты был воинственным мужем,
то не считал бы своих бранных подвигов,
а искал бы новых; потому ты и перечисляешь
свои бранные деяния, что оказался беглецом,
не желаешь бранных подвигов и ищешь покоя.

Разве же мы не оценили твоих ничтожных
ратных подвигов, если даже пренебрегли
заведомыми твоими изменами и противодействиями,
и ты был среди наших вернейших слуг,
,,,,в славе, в чести и в богатстве?

Если бы не было этих подвигов, то каких бы казней
за свою злобу был бы ты достоин?
Если бы не наше милосердие к тебе,
если бы, как ты писал в своем злобесном письме,
подвергался ты гонению, тебе не удалось бы
убежать к нашему недругу. Твои бранные дела
 нам хорошо известны [13, стр. 153]. <...>

Убитые же и заточенные, как я сказал выше,
__получили наказание по своей вине.
А если вы называете себя невиновными,
то совершаете ещё худший грех, ибо, сотворив зло,
хотите остаться с непрощенным грехом.

Грех ведь не тогда опасен, когда его совершают,
а когда, совершив, не осознают его и не раскаиваются;
но всего хуже, когда выдают нарушение закона
за праведный поступок. Радоваться же о победе
над вами мне незачем; не радостно узнавать об измене
своих подданных и казнить их за эту измену.

_Скорее надлежит скорбеть,
 _что у них мог возникнуть
_такой злобесный замысел –
сопротивляться во всем своему владыке,
данному Богом. Возможно ли, чтобы убиенные
за свою измену предстали перед господним
престолом, – такое и людям неведомо.

Вы же, изменники, вопиете без правды
и не получаете просимого, ибо, как сказано выше,
,,,,,,прОсите мирских радостей.
Ничем я не горжусь и не хвастаюсь,
и нечем мне гордиться, ибо я исполняю
свой царский долг и не делаю того,
_____что выше моих сил.

Скорее это вы надуваетесь от гордости,
ибо, будучи рабами, присваиваете себе
святительский и царский сан и учите,
,,,,,,запрещая и повелевая.
Никаких козней для истязания христиан
мы не придумываем, а, напротив, сами готовы
пострадать ради них в борьбе с врагами
не только до крови, но и до смерти.

Подданным своим воздаём добром за добро
и наказываем злом за зло, не желая этого,
но по необходимости, из-за злодейских
преступлений их и наказание следует,
____ибо сказано в Евангелии:
«Когда состаришься, то прострёшь руки свои,
и другой тебя препояшет и поведёт,
куда и не хочешь». Видишь ли, что часто
и против воли приходится наказывать
___преступников [13, стр. 155]. <...>

Город Владимир, находящийся в нашей вОтчине,
Ливонской земле, ты называешь владением
нашего недруга, короля Сигизмунда,
чем окончательно обнаруживаешь
____свою собачью измену.

А если ты надеешься получить от него многие
__пожалования, то это так я должно,
ибо вы не захотели жить под властью Бога
____и данных Богом государей,
,,,,,,,,а захотели самовольства.

Поэтому ты и нашёл себе такого государя,
который – как и следует по твоему злобесному
собачьему желанию – ничем сам не управляет,
но хуже последнего раба – от всех получает
приказания, а сам же никем не повелевает.

Но ты не найдешь себе там утешения,
ибо там каждый о себе заботится.
Кто оградит тебя от насилий или защитит
от обидчиков, если даже сиротам и вдовицам
не внемлет суд, который созываете вы –
враги христианства ___[13, стр. 155].


Рецензии