16. 16 Тревожность в деятельности
Проявление ТРЕВОЖНОСТИ в различных ситуациях не одинаковы. В одних люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности как «СИТУАЦИОННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ». Далее для сокращения ЛИЧНОСТНУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ будем обозначать сочетанием букв ЛТ, а ситуационную – СТ.
Поведение повышено тревожных людей в деятельности, направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:
1 Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщение о неудаче.
2 Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
3 Боязнь неудачи – характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
4 Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
5 Для высокотревожных людей большой стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
6 Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
7 ЛТ предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.
Один из наиболее известных исследователей явления тревожности К. Спилбергер совместно с Г. О`Нейлом, Д. Хансеном предложил следующую модель … , показывающую основные социально-психологические факторы, влияющие на состояние тревожности у человека, на результаты его деятельности. В этой модели учтены перечисленные выше особенности поведения высокотревожных и низкотревожных людей.
Деятельность человека в конкретной ситуации согласно этой модели зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида ЛТ, но и от СТ, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств. Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенно его тревожности как ЛТ определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определённые эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния СТ вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всём этом через нервные механизмы обратной связи передаётся в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.
Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направлены на понижение возникшей СТ. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации.
Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы СТ, действенности контрмер, предпринятых для её снижения, точности когнитивной оценки ситуации».
Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 414).
Свидетельство о публикации №225111400336