Иоанн Грозный письма предателю Курбскому 7ч

Напрасных гонений и зла ты от меня не претерпел,
,,бед и напастей мы на тебя не навлекали,
а если какое-нибудь небольшое наказание в было,
то лишь за твое преступление, ибо ты вступил
,,в соглашение с нашими изменниками.
Не возводили мы на тебя лжи и не приписывали
тебе измен, которых ты не совершал;
за твои же действительные проступки
мы возлагали на тебя наказание,
соответствующее вине (твоей!).

Если же ты не можешь пересказать
всех наших притеснений из-за множества их,
то может ли вся вселенная перечислить
ваши измены и притеснения в государственных
и частных делах, которые вы причинили мне
по вашему злобесному умыслу?

Мы же тебя ничего не лишали,
от божьей земли тебя не отлучали,
но ты сам лишил себя всего и восстал
на церковь, подобно скопцу Евтропию,
ибо не церковь его предала, а сам он
от нее отрекся, так и ты:
не божья земля тебя изгнала,
а сам ты от нее отторгся
и принялся губить ее.

Какую же я имел к тебе злую
и непримиримую ненависть?
Знали мы тебя с юности твоей,
при нашем дворе и в совете,
и еще до нынешней твоей измены
ты всячески пытался нас погубить,
но мы не подвергли тебя мукам,
которых заслужил своим злоумием.

Это ли наше зло и неумолимая ненависть,
если, зная, что ты замышляешь против
нас зло, мы держали тебя подле себя,
в чести, какой не удостаивался и твой отец.
Всем ведь известно, в какой чести
и богатстве жили твои родители,
и какие пожалования, богатство и честь
имел твой отец, князь Михайло.

Все знают, каков ты по сравнению с ним,
сколько было у твоего отца управителей
по селам и сколько у тебя.

Отец твой был боярином князя Михаила Кубенского,
ибо он был ему дядя, ты же был наш боярин:
мы удостоили тебя этой чести.
Разве не достаточно было тебе чести,
имения и наград? Нашими милостями
ты превосходил своего отца,
а в храбрости уступал ему, совершив измену.

Но если, ты таков, чем же ты недоволен?
Это ли твое добро и любовь к нам,
если ты всегда тщательно расставлял
против нас сети и препятствия и,
подобно Иуде, готовился нас погубить?
________[13, стр. 150] <...>

А что по твоим безумным словам, твоя кровь,
пролитая руками иноплеменников ради нас,
вопиет на нас к богу, то, раз она не нами пролита,
это достойно смеха: кровь вопиет на того,
кем она пролита, а ты выполнил свой долг
перед отечеством, и мы тут ни при чем,
ведь если бы ты этого не сделал,
то был бы не христианин, но варвар.

Насколько сильнее вопиЕт на вас наша кровь,
пролитая из-за вас: не из ран, и не потоки крови,
но немалый пот, пролитый мною во многих
непосильных трудах и ненужных тягостях,
__происшедших по вашей вине!

Также взамен крови пролито немало слез
из-за вашей злобы, оскорблений и притеснений,
немало вздыхал, и стенал, а испытал из-за этого
поношений, ибо вы не возлюбили меня
__и не поскорбели вместе со мной
____о нашей царице и детях.
И это вопиЕт на вас к Богу моему;
не сравнимо это с вашим безумием,
ибо одно дело пролить кровь за Православие,
а другое – желая чести и богатства.
Такая жертва Богу не угодна:
он скорее простит удавившемуся,
 чем погибшему ради славы
_____[13, стр. 151-152]. <...>


Рецензии