Иоанн Грозный письма предателю Курбскому 6ч

__Если царю не повинуются подданные,
они никогда не оставят междоусобных браней.
Что может быть хуже, чем урывать для самого
себя! Сам не зная, где сладость и свет,
где горечь и тьма, других поучаешь.
Не это ли сладость в свет – отойти
от добра и начать творить зло самовластием
и в междоусобных бранях? Всякому ясно,
что это – не свет, а тьма, и не сладость,
,,,,а горечь [13, стр. 144]. <...>

Так же, как эллины почитали богов
в зависимости от страстей своих,
ты восхваляешь изменников,
будучи изменником сам;
как они вместо бога чтили свои тайные с
трасти, так же и ваша скрытая измена в
ыставляется, словно правое дело
,,,,,,[13, стр. 145]. <...>

Ты же не стыдишься именовать предстателями
изменников и смертных людей, хотя Христос
__говорил в святом Евангелии:
__«То, что для людей высоко,
_____для бога – мерзость».

Ты же украшаешь изменников, смертных людей,
не только человеческими почестями,
но и похищаешь для них божью славу!
Подобно эллинам, ты в умоисступлении
и неистовстве, уподобляясь бесноватому,
чтишь изменников, избирая их по своей страсти,
как эллины почитали своих богов!
______[13, стр. 146] <...>

Бессмертным себя я не считаю, ибо смерть –
общий удел всех людей за Адамов грех;
хоть я и ношу порфиру, но, однако, знаю,
что по природе я так же подвержен немощам,
как и все люди, а не так, как вы еретически
мудрствуете и велите мне стать выше
законов естества. Как уже сказал выше,
благодарю я моего господа, что сумел,
сколько было сил, укрепить благочестие.

Это же достойно смеха, человек, выходит,
подобен скоту; если так считать,
то у человека пар вместо души:
это ведь саддукейская ересь!
Вот до какого неистовства ты дошел,
,,,,когда писал без разума!

Я же верю в Страшный суд Господень,
когда будут приняты души человеческие
с телами, с которыми совместно творили,
и судимы будут за свои дела' и все вместе
и нераздельно – и цари, и последние из рабов,
словно братья, будут спрошены,
каждый за свои поступки.
А когда ты писал, что я не хочу предстать
перед этим неподкупным судом, то ты,
приписывая ересь людям, сам впал
в злобесную манихейскую ересь! <...>

Я же знаю и верю, что тем, кто живет
во зле и преступаем божьи заповеди,
не только там мучиться, но и здесь
суждено испить чашу ярости Господней
за свои злодейства в испытать
многообразные наказания, а покинув
этот свет, в ожидании праведного
Господнего Суда, претерпят они горчайшее
осуждение, а после осуждения – бесконечные муки.
Так я верю в Страшный Суд Господень.

Верю, что мне, как рабу, предстоит Суд
не только за свои грехи, вольные и невольные,
но и за грехи моих подданных, совершенные
из-за моей неосмотрительности;
как же не достойны смеха твои рассуждения:
если смертные властители постоянно привлекают
на суд силою, то как же не повиноваться
царю царей и господу господ, всеми владеющему?
_______[13, стр. 148-149]. <...>

Вы обвиняете в гонениях на людей:
а вы с попом и Алексеем не совершали гонений?
Разве не вы приказали народу города Коломны
побить каменьями нашего советника,
епископа Коломенского Феодосия?
Но бог сохранил его, и тогда вы согнали его
 с престола. А что сказать о нашем казначее
Никите Афанасьевиче? Зачем вы разграбили
все его имущество, а самого его много лет
держали в заточении в отдаленных землях,
в голоде и нищете? Разве сможет кто полностью
перечислить ваши гонения на церковных
и мирских людей, так много их было!

Все, кто были хоть немного покорны нам,
,,подверглись от вас гонению.
,,В этом ли ваша праведность,
____что вы, подобно бесам,
сплетаете и расставляете сети?
Ваши беззакония становятся еще хуже оттого,
что вы ведете себя с гордостью фарисейской:
как они снаружи представлялись праведными,
внутри же были полны лицемерия и беззаконий;
так и вы перед людьми делаете вид,
что наказываете ради исправления,
в действительности же даете волю
неправедному гневу, и все знают,
что таковы ваши гонения !
______ [13, стр. 150] <...>


Рецензии