Голутвенные и домовитые казаки
Домовитое и голутвенное
Еще от моей бабушки Сани, Александры Тимофеевны, я не раз, в своем детстве, слышал слово «голутва».
- Что оно значит? – спрашивал я у нее.
- Это такие люди – рассказывала бабушка - безответственные, с ленцой, на них нельзя положиться, потому они и бедные. «Голутва» всегда всем завидует, пытается получить блага, не имея на это оснований. На Кубани бытовало даже такое выражение: - «Разгулялась голутва, аж лохмотья подлета».
В нашей семье бабуля была самая трудолюбивая. Мать работала на заводе Ростсельмаш посменно, отца не было, он погиб в Великую Отечественную войну. Мы, в трудное послевоенное время, с Александрой Тимофеевной поочередно трудились на трех огородах. Я помогал ей тяпать сорняки, таскал тачку с урожаем. Огороды были далеко, километров в десяти от дома и ходили мы пешком в сторону Чкаловского, тогда только застраивающегося поселка, за третью рощу. По дороге за городом, среди густой растительности, нам попадались навстречу непуганые зайцы, ежики и даже лисички.
Прошло более полувека, уже и сам я изрядно постарел, но до сих пор помнятся, в старой коммунальной квартире сельмашевского дома: душистые, лапистые веники из проса - целая гора. Получались они прямо на моих глазах, из-под проворных рук моей бабушки. Утром, веники мы несли на колхозный рынок и их тут же раскупали. Было это большим подспорьем к домашнему бюджету, приработком к маминой заводской зарплате. А у меня появлялась обнова: ботинки, штаны, рубашка. Десятилетним мальчишкой, я четко понимал - чтобы что-то получить, надо хорошо потрудиться…
Со словом «голутва» я опять столкнулся в зрелом возрасте, когда издавал книгу «От берегов Дона до берегов Гудзона». Автор этой книги, зарубежный Атаман Всевеликого Войска Донского профессор Николай Васильевич Федоров, описывал значение этого слова так:
- На одном станичном сборе возник спор из-за передела земли. Как и всегда, почетные места на сборе занимались стариками. Впереди сидели старейшие и знатнейшие казаки, а в конце – «голутва».
«Голутва» вовсе не означало, что это были нищие люди, просто они были менее других известны в общественной и военной жизни. Так вот, на сборе голутва запротестовала – лучшие, мол, наделы, отходят «известным», то есть «домовитым». Несправедливо это!
Спор становился все горячее. И вот с первого ряда поднялся гвардеец – высокий, стройный старик, погладил свою бороду и зычным голосом сказал: - «Помолчи, честная станица. Гвардия хочет говорить.
- Ты что споришь? – обратился он к одному из активных крикунов из последнего ряда.
- Ты чего гутаришь? Чего хочешь? У меня два сына и оба гвардейцы, а у тебя невестка, да и та гулящая.
Старик замолчал. Смолк и пристыженный в последнем ряду. Тишина была восстановлена, и наделы были распределены в спокойной обстановке…
С давних пор казаки делились на «домовитое» – старое, оседлое, коренное казачество, дорожившее своей службой России, своему Государю и потому покрытое славой. И «голутвенное» или «новоприходцы», образовавшиеся беглыми крепостными и дезертирами, подолгу не принимаемыми в казаки, озлобленными, мечтавшими о мести Московскому Государству, о бунтах, об отделении от Москвы, составлявшие шайки Разина, Булавина, Пугачева и получившие в среде казачества репутацию людей неспокойных, ненадежных, бунтарей и грабителей. Между этими казаками всегда была непримиримая борьба, принимавшая даже кровавую форму («Казачий набат»,№2, Чехословакия,1931.).
В «Казачьем Словаре – Справочнике» (А.И.Скрылев, USA.1966), слово «голутва» значило: бесхозяйственные казаки, не спешившие возвратиться на родную реку, оставшиеся на русских окраинах до времени упразднения станичной службы вдоль московской границы.
Оставшись безработными и много претерпев от местных порядков, они уходили на Дон с ненавистью к Российскому государству и Государю, пополняли отряды Разина.
В донских станицах голутвенные казаки приобретали права равные с домовитыми казаками.
Защита домовитыми «голутвенных новоприходцев» послужила причиной кровавой борьбы казаков Булавина с войсками Петра Первого.
Слово «голутва» стало символом отдельной культурной ниши, которая отражает забытые истории народов и их борьбу за признание. Это напоминает нам о том, что пройденные трудности формируют характер, а неравенство в отношении к труду и ответственности может вести к известным общественным конфликтам и противоречиям.
Помня о наследии, которое оставили нам предки, мы можем делать выводы, которые помогут нам двигаться вперед, созидая общество, в котором ценится труд, упорство и стремление к благополучию для всех.
Свидетельство о публикации №225111400588