Отрыв. XII. Иерархия
О
Отрывок 12. Иерархия.
Рост численности популяций Человека Разумного и непрерывное развитие конструкции мозга, под действием искусственного отбора и накопления знаний и опыта предыдущих поколений (социальных инстинктов) позволяло неосознанно проводить многочисленные эксперименты построения гоминидных сообществ. Модели родственных и неродственных групп родов, племен с внутренним равноправием и отсутствием персонализации в управлении через множество поколений уступили одной биологической модели как наиболее эффективной иерархической модели организации сообществ.
Племена объединялись в союзы для защиты и совместной охоты. Они совместно мигрировали и боролись за пищевые территории. Иерархическая модель предусматривала во главе большой популяции племенного вождя (самец-доминант), который принимал самостоятельные решения обязательные для всей группы. Он возглавляет групповую борьбу за пространство, приносящую пищу. Он же занимается распределением ресурсов, поэтому лучшее получают он сам. В его распоряжении самая вкусная еда, первые самки и комфортные условия жизни. Следующие на получение благ его ближайшие подчинённые, которые исполняют указания вожака по поддержанию порядка в племени. Менее сообразительные, но активные помощники (самцы-субдоминанты) подчинялись его воле, предпочитая выжить в большой группе, чем быть изгнанным из неё или погибнуть. Они служат пока чувствуют себя слабее главного самца и ждут случая занять его место. Их привилегированное положение даёт доступ к еде и самкам попроще. Его составляли слой служителей культа и охотников, военных. Ниже находятся те кто раньше был стаей, племенем, потом стал населением, обывателем, народом.
Таким образом иерархическая система в племенах ничем не отличалась от образца большинства стай приматов. Для эволюции следование животному поведению всегда более выгодно поскольку иерархическая система позволяет экономить энергию и быстро приводить решение к исполнению в условиях постоянного противоборства за территорию и ресурсы - это очень эффективный механизм. Если во главе популяции стоит сообразительный и умелый вожак, окружённый не глупыми помощниками, оно процветает, если верхушка оказывается не способной принимать верные для выживания сообщества решения она вымирает и исчезает.
Иерархические структуры предполагали насаждение власти и принуждения к подчинению, через систему насилия. Легко возбудимые сообразительные особи став во главе сообщества, постоянно устраивали искусственный отбор с целью стабилизации внутригрупповых отношений. Всех самостоятельных и независимых уничтожали, оставляя послушных и покладистых. Кроме этого был найден эффективный способ обогащения ресурсами использование объединений племён для нападения на более малочисленные и менее организованные сообществами на соседних территориях. Через набеги пополняли племенное имущество, еды и самок, необходимых для увеличения численности популяции, что так же было оправдано с точки зрения эволюционных биологических законов выживания вида.
В многочисленных сообществах легче стало паразитировать на сородичах. Для этого отдельные особи чаще стали прибегать обману и имитации. Для этого очень подошла развитая у бывших приматов речь. Говорить о своих выдающихся способностях и достижениях всегда легче чем их осуществлять и достигать в действительности. В стремлении занять в иерархической системе место по выше при этом прилагать как можно меньше усилий способствовало процветанию это способа животной адаптации, которая со временем только совершенствовалась и расширялась.
Переход от небиологического общинного племенного построения к животной иерархической структуре лишнее доказательство, что эволюционное развитие не значит прогресс. Цели эволюции сохранение вида, а какими способами оно осуществляется особого значения не имеет.
В сообществах продолжали появляться гении изобретатели, однако в силу природы их одарённости они не оказывались среди самцов-доминантов, их задачей было выжить и реализовать умозаключения и фантазии. Получив необходимое воспитания, познакомившись с традициями и обычаями сообщества они стремились улучшить и преобразовать уже существующее систему взаимоотношений внутри группы и с окружающей средой. Однако это было чревато стать жертвой искусственного отбора за дестабилизацию проверенной временем структуры. Поэтому они учились маскировать свои способности и доносить до верхушки племени в наиболее доступной и безопасной форме.
Именно стараниями этих мыслителей стало поистине революционное открытие в истории человечества, которое состоялось примерно в 10 тысячелетии до нашей эры – люди освоили земледелие. Они научились выращивать, собирать, зерно его сушить и правильно хранить. Развитие сельского хозяйство позволило основывать постоянные поселения рядом с возделываемыми полями – появились деревни. Охота сохраняла свои позиции потому что приносила животную пищу. В то же время роль возделывания земли становилось всё более эффективным, потому позволяло накапливать запасы которых хватало на длительные периоды и давало большие перспективы по выживанию.
В деревнях родоплеменные принципы организации совместного труда, защиты общей территории сочетались с иерархическим расчленением. Вожак и его окружение занимались распределением полученного урожая и правил внутри сообщества. Жилища семей стали отдельными. Главой семьи был старший мужчина, его указания и решения были обязательным к исполнению для всех остальных домочадцев.
Древний безопасный способ дележа пищи с неродственными особями заложил основы обмена одних вещей на другие между племенами, затем поселениями, деревнями. Из этого в последствии появляется меновая торговля. Для организации обмена одних товаров на другие внутри поселений образуют рынки. Появляется слой менял посредников, торговцев, которые за своё занятия берут часть от вещей, подлежащих обмену. Посредники – лавочники селятся близ мест скоплении стихийного обмена.
Сельское хозяйство способствовало накоплению излишков еды, которое позволило одомашнить диких травоядных животных, что привело к зарождению скотоводства (рубеж 8ого - 9ого тысячелетий до нашей эры) и ещё большему увеличению деревень. В начале 9 ого тысячелетия люди осваивают обработку металла (меди), в 7ом тысячелетии появляется первая ткань из льна. Земледелие способствует зарождению и развитию новых видов ручного труда - ремесел пекарного, гончарного, ткацкого. Мастера по созданию посуды, хлеба, тканей начинают селится близ рынков, чтобы менять свои товары на еду.
Географически выгодное расположение деревень, стоянок охотников с точки зрения безопасности и пересечения путей, связывающих разные поселения быстро растут. Они накапливают людские ресурсы, еду и ремесленные товары. Очередное изобретение гениальных представителей человечества город - (первые из них появился в 9ом тысячелетии до нашей эры) и обретают свои черты. Рост населения дополнительное деление на дополнительные слои населения. создают сложную внутреннюю иерархическую структуру. Каждый слой образует кланы, которые тоже делятся по принципу верховенства и подчинения. Верхушка накапливает и распределяет ресурсы и устанавливает правила сожития. Остальные подчиняются.
Власть подкрепляется наличием силового ресурса окружения и стабилизирующего населения служителей культа. Как правило предводитель отличается родством со знатными предками или мифическими тотемными символами.
Для защиты от нападений города обносятся стеной. Расширяя сферу своего влияния и управления на прилегающие территории город становился новым общественным явлением придуманным людьми городом-государством, ставшим не только центром торговли, ремесла и накопления знаний. (Первый город-государство, возник в Месопотамии в 5 веке до нашей эры) ознаменовав следующий этап развития человечества и его миропонимания.
С момента племенного расчленения и по сегодняшний день стайная иерархия приматов стала универсальным принципом организации человеческих сообществ, которые стали использовать для всех видов объединений военных, религиозных и научных целей. Рост населения показал, что она успешная с точки зрения развития человечества. Однако это биологический критерий эффективного развития, показывает, что эволюция мозга с этого времени пошла по стимулированию биологического, животного начала нашего вида.
Постоянный рост населения людских сообществ позволил процветать особями крайней биологической направленности, ищущим безделья, бесплатной бесконечной еды и неограниченного размножения. Это привело к ещё большему расслоению общества и росту внутренних противоречий, запустивших механизм истребления всех не вписавшихся в новую систему взаимоотношений.
Структура общества с выделением привилегированной группы, привела в нём к развитию животного паразитизма. Довольно быстро в человеческих сообществах возникли кланы военных, торговцев, земледельцев, ремесленников и общественных властителей. В руках последних окажется принудительное распределение ресурсов, исходя из своих личных интересов. Искусственный отбор отныне будет направлен на создание покладистого, профессионального и трудолюбивого населения, без избытка творческой активности. Чем сложнее социальная структура, тем меньше индивидуальности может позволить себе человек. Тем самым человекоподобные создали основы самой примитивной, но масштабной социальной системы в виде городов-государств.
Цель любых организмов на планете сохранение и приумножение потомков. Человек в этом стремлении ничем не отличается от грызуна, червя или растения. У них нет речи, самосознания, духовности, а у последнего даже нервной системы. Они живут и умирают по биологическим законам ничего не зная об эволюционных процессах. У нас лишь есть возможность понять причины своего поведения и осознать процессы, организованные нашим собственным мозгом.
Свидетельство о публикации №225111501175