Шпоры
Создание шпаргалки -
эффективный способ получения знаний.
Студенческая мудрость
Общеизвестно, что древние китайцы сделали массу очень полезных изобретений, например, это они придумали бумагу и книгопечатание, порох и компас, фарфор и шелк, спички, зонт и на удивление даже вилку в далеком 2400 году до н.э., но почему-то вернулись к палочкам и пользуются ими по сей день. Тут будет не лишним заметить, что в Россию вилку впервые привезла с собой из Польши Марина Мнишек и пользовалась ею на праздничном застолье по случаю своей свадьбы в 1606 г. с Лжедмитрием 1 (он же возможно Гришка Отрепьев), с которым она также венчалась на царство по православному обряду и получила имя Марина Юрьевна, хотя ни в одном списке наших правителей я эту парочку никогда не встречал, возможно не тщательно искал, а может, как писал Александр Сергеевич – «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман».
Но вернемся к нашим китайцам и сообщим тем, кто, возможно не знает, что шпоры, они же шпаргалки, были также придуманы выдумщиками китайцами, которые претендовали на занятие государственных должностей, и, в связи с этим должны были сдавать сложные экзамены. В частности, надо было записывать длинные изречения Кун Фу-цзы, известного нам как Конфуций, вот для облегчения этой сложной задачи ими и были придуманы шпоры. За две с лишним тысячи лет это бесспорно великое изобретение совершенствовалось и принимало самые причудливые и забавные формы, полагаю, что все, кто когда-нибудь и чему-нибудь учились, а по словам того же Александра Сергеевича – мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, знают множество очень оригинальных видов шпор. Сейчас в мою задачу не входит перечислить максимально возможное их разнообразие, а хочется просто подтолкнуть читателя к приятным воспоминаниям дней своей юности. Начну с простого и максимально распространенного способа у девушек в весенне-летнюю сессию писать формулы и другие подсказки у себя на передней стороне бедра, которая закрыта юбкой. Как пользоваться написанным объяснять излишне. А вот еще пример так называемых “бомб”, это когда к внутренней поле пиджака пришивался платок и в него как в карман вкладывались тетрадные листы с написанными на них готовыми ответами, это для тех случаев, когда вопросы в билетах обнародовались заранее. Вытянул билет №7, сел на место для подготовки, отсчитал седьмой лист от тела, тут главное не перепутать откуда счет вести, достал незаметно, это уж совсем дело не хитрое, выучил хорошенько, что там сам же и написал и вперед. Тут самая большая опасность в дополнительных вопросах, но слегка перефразируя Остапа-Сулеймана- Берта-Марию Бендер-бея, полную гарантию дает только страховой полис.
Вспоминается мне один случай на экзамене по математике в Высшей мореходке в Одессе, куда я перевелся из славного Водного одесского же института, но осознав ошибку через год вернулся обратно. Экзамен проходил так, заходишь, берешь билет, садишься, переписываешь вопросы билета на лист и передаешь в коридор через того, кто экзамен сдал и собирается выходить. В коридоре идущие на экзамен последними отличники решают твои задачи и через очередного заходящего передают тебе. Все просто как все гениальное. Вот только стоя еще в коридоре я стал свидетелем того, как задачи были решены, а вот кому передать совсем непонятно, не подписал курсант, что задачи его. Вот с этим опытом я и зашел, когда подошла моя очередь, вытянул, сел, переписал, а передать пока невозможно, никто еще не выходит. Фамилию я свою написал, а время то есть, чего без дела сидеть, а мы тут как раз анкеты всякие заполняли для практики на судах загранплавания и я шутки ради и от нечего делать дописал к фамилии имя и отчество, потом год и место рождения, национальность и так разошелся, что прибавил рост и вес и всякие смешные, как мне тогда казалось, подробности. И вот наконец один курсант выходит, я ему показываю, что мне надо ему передать свои вопросы, он кивает, я сворачиваю свой лист и щелчком направляю к нему в руку, но как говорили древние-Homo proponit sed Deus disponit-Человек предполагает, а Бог располагает. И как-то все вышло неуклюже у меня или у него, но свернутая бумажка ударилась ему в руку и отскочила на середину прохода как раз в тот момент, когда преподаватель поднял глаза и увидел во всей красе этот бреющий полет. Он встал, поднял эту несостоявшуюся шпору и медленно разворачивая произнес, что мол сейчас сравнит ее содержание с нашими билетами и определит кто это тут пытался его обмануть.Развернул, начал читать, смеяться и сказал, что я могу тянуть другой билет или отвечать на уже имеющийся и с меня даже балл не будет снят. Я от этого великодушия отказался, а вскоре вернулся в родной институт.
А вот еще один случай тоже на экзамене, но без применения шпоры. В других рассказах я упоминал что серьезно занимался с детства футболом и играл и в местах учебы, потом работы и в заключение как мы тогда говорили “по ветеранам”. Благодаря этому на некоторые экзамены я приходил с тренером, сначала он заходил, договаривался, а мне давал указание не молчать, а создавать видимость, что, мол, я якобы что-то отвечаю. Вот также вдвоем мы пришли на экзамен по химии. Тут надо заметить, что к химии у меня было особое отношение, связанное с одной неприятностью. Случилась она в школе при окончании учебного года, когда преподавательница химии, которую мы должны были начать изучать в следующем году, я имею в виду химию, а не преподавательницу, решила с помощью старшеклассников привлечь наше внимание к этому очень серьезному, важному и нужному предмету. Происходило все это в кабинете среди загадочных колб, пробирок и т.п. Старшеклассницы показывали нам якобы извержение вулкана и другие эффектные опыты, а в конце со словами: вот так церковники мол обманывают народ, старшеклассница смешала две, кажется, прозрачных жидкости и объявила от имени этих самых церковников, что это вино. Сидящие на стульях девочки закричали-дайте понюхать! А стоящие за ними мальчики- дайте попробовать! Старшеклассница протянула девочкам стакан, но один из мальчиков, вы, наверное, уже догадались, что это был я, опередив и девочек, и мальчиков этот стакан перехватил и вылил часть содержимого себе в рот, но краем глаза увидев опускающуюся на пол как подрубленное дерево преподавательницу, не проглотил, а выплюнул. Не помню уже как назывался этот раствор, но внутри рта у меня все облезло, правда других негативных последствий, кроме отсутствия любви к этому предмету, не возникло.
Итак, вытянув билет я сел якобы готовиться и в свою очередь пошел отвечать. Преподаватель засмотрелся на какие-то свои записи, явно не ожидая что-то интересное от меня услышать и меня это слегка задело. Поскольку я действительно ничего не мог ему интересного сообщить из глубин этой важной науки, то я начал с выражением читать два или три вопроса, которые были в билете. Прочитав третий, я опять вернулся к первому, но следующий круг уже проходил с другими интонациями и другой жестикуляцией. Так длилось минут пять, тут бы и Станиславский воскликнул бы "Верю!",после чего я получил свой трояк и улыбку препода, все же не зря старался.
Ну и в заключение хочу вам сообщить, что экзамен можно сдать совсем уж необычным образом. На первом курсе института изучали мы такой предмет марксизм-ленинизм кажется назывался. И вот идет экзамен, причем сразу и по марксизму, и по ленинизму, а я стою в коридоре и вдруг вижу идущего по нему Олега, моего бывшего одноклассника, пришедшего как-то по возможности помочь или хотя бы поддержать другого нашего одноклассника, который на моем факультете, но в другой группе в этот день сдавал другой экзамен. Разговорились и оказалось, что Олег у себя в политехническом уже сдал этот марксизм-ленинизм, причем на отлично, что просто подталкивало к мысли сдать его повторно, теперь уже за меня. Вы, конечно, помните, что зачетки были с фотографией их владельца, а назвать нас братьями близнецами даже с натяжкой было трудно. Но этот предмет, тут я опущу его характеристику, читался одновременно всему потоку и вероятность того, что преподаватель запомнил все лица была мала. Совещались мы недолго, я только попросил на отлично не отвечать и остался в коридоре в состоянии прямо скажем нервическом. Но все закончилось удачно и Олег, а стало быть, и я, получил “хорошо”. Позже, уже в другом учебном заведении в Москве у меня опять был курс, который в данном случае назывался Научный коммунизм и я на семинаре не очень удачно пошутил, а профессор ужасно обрадовался этой шутке, поскольку она давала ему право поставить мне тройку, а из этого заведения с тройкой по Научному коммунизму не приняли бы даже в в тюрьму. Для исправления ситуации мне было предложено написать научный реферат по книге Брежнева “Малая земля” и пришлось писать и для этого читать это нетленное произведение, а потом этот реферат участвовал в каком-то всесоюзном конкурсе и даже что-то там занял и, пожалуйста не смейтесь, он до сих пор хранится у меня дома как свидетель мщения со стороны коммунистических наук за сдачу Олегом вместо меня марксизма-ленинизма.
Свидетельство о публикации №225111501182