Внучачья приливка - 66 - И снова скоро Новый год!


Перешагнув мой порог, Гордей, торопясь, что забудет, доложил об очень важном событии, которое пережил впервые:

- Бабушка, мне сегодня кровь брали вот отсюда и из пальца!

- Из вены?! – уточнила я.

Внук кивнул. Я снова с вопросами:

- Больно было? Не плакал?

- Ты что, бабушка?! Конечно, не плакал! Я терпел.

Я обняла и, как обычно, поцеловала, его бархатную макушку:

- Какой же ты молодец! Настоящим мужчиной растёшь! Горжусь тобой! Идём.

За разговорами мы прошли за наш рабочий стол, где обычно занимались. И внук на полуслове вдруг меня оборвал:

- Бабушка, а чего это мы сразу сюда? А чай пить?

- Ты перекусить хочешь?

Гордей кивнул:

- Ага.

- Чай, так чай.

Внук за чаем пытался уговорить меня посмотреть мультики:

- Бабушка, ты обязательно должна посмотреть «Молния Мак Уин»!

- А это что?

- Это мультик.

- И о чём он?

- Это  хороший мультик. В нём много правды, он про добро и зло, и много бывает весёлого.

- Тебе очень хочется, чтобы я его посмотрела?

- Да! Очень хочется.

Придётся смотреть, подумала я. Ох, как же не люблю я эти компьютерные диснеевские поделки:

- Раз так, посмотрю. Объясни хоть, Мак Уин, это что?

- Это машинка. Это мультик из сериала «Тачки».

- Посмотрю. Вот выберу время и посмотрю. Во время чая ничего смотреть не будем, я лучше с тобой поговорю. Мне это интереснее. Телевизор у меня под носом постоянно, а тебя вижу нечасто, всего раз в неделю. Я выбираю тебя. Мультики дома посмотрите.

- Ага, у мамы посмотришь. Она редко телевизор включает.

- Молодец и умница ваша мама ваша! Она вас по-настоящему любит и бережет. Кто-то умный однажды высказал мысль: телевизор – для дурачков, а для умных – книги.

- Почему телевизор для дурачков? Ты же смотришь его?

- Смотрю, но не всё, а только то, что даёт мне знания, делает меня лучше, интереснее. Но там много и мусора, иногда опасного. Так что мы сегодня на занятии как раз и будем говорить о том, как без мусора жить и умным быть.

Расположившись за нашим рабочим столом, я торжественно объявила:

- Сегодня мы впервые с тобой будем учиться работать со статьёй о важном, и называется она «В чём заключается польза чтения…». Записываем тему «Чтение».

По ходу разбора материала, мы останавливались, разговаривали, обсуждали, и в результате появился в тетради конспект. Наши записи часто перемежались рисунками по теме, внукам разрешалось проявлять творчество. По ходу выяснили, что чтение – это мыслительный процесс, разглядели, как работает мозг во время чтения, в чем польза чтения и на что влияет и много того, о чём мой внук даже не подозревал. И новые термины, встретившиеся на пути, разобрали. Теперь такие ломоязычные слова как «когнитивные способности», «эмпатия» были понятны. Когда внук услышал слово эмпатия, тут же вставил:

- Симпатия-эмпатия.

На что я отреагировала:

- А ты правильно эти слова рядышком поставил. Когда мы говорим «человек вызывает симпатию», это что означает?

- Ну, это, когда кто-то нравится.

- Точно! – обрадовалась я. А вот когда ты смотришь фильм или читаешь книгу, или в реальной жизни кому-то плохо, ты переживаешь за человека, хочешь ему помочь. Или радуешься за кого-то, разделяешь с человеком его чувства, Это и есть эмпатия. Но это слово нерусское, а по-нашему это называется сочувствием или сопереживанием. И мне наши слова нравятся больше, я стараюсь именно их произносить. Просто сейчас слово «эмпатия» иногда встречается, как в этой статье, и я хочу, чтобы ты знал его значение и не терялся.

- О, бабушка! Пока я болел, мне Настя из нашего класса передала через Елю вкусняшки и записочку, в которой написала «Выздоравливай и приходи!».  И Наталья Николаевна тоже сказала, что соскучились по мне. Это эмпатия?

- Самая настоящая! Какой пример  хороший!
 
Подкрепили чтение 4-хминутным мультфильмом о работе мозга. Конспект получился весёленький, за что Гордею был вручён пятак в виде 5-рублёвой монеты. Сколько пятёрок за год получали мальчишки, столько у них накапливалось 5-рублёвых монет. В конце года можно было подсчитать и подвести пятёрочный итог. Деньги тут не рассматривались как деньги, а скорее как символ. Потом с опаской (вдруг не сможет, трудноватая тема всё-таки) предложила  внуку:

- А сможешь рассказать мне, о чём ты сегодня узнал. Просто как сможешь, так и расскажи. Это важно. Так формируются твои мыслительные способности, память, речь. А кстати, как учёные называют эти самые мыслительные способности?

Внук наморщил лоб:

- Э-э-э, а, вот… ко… ко… гнитивные.

Я рассмеялась. Рассказ о пользе чтения получился вполне внятным. Я вручила ему ещё одну честно заработанную 5-рублёвую монету:

- Вот этот пятак за такой замечательный рассказ! А теперь надо  подарки делать, а то времени у нас не так уж много.

- Знаешь, бабушка, - проговорил Гордей, - я подумал, что квадрокоптер у меня уже был, и он как-то быстро сломался, теперь лежит себе и лежит. Я решил у Деда Мороза попросить в подарок телефон.

- Тебе хочется телефон?

- Очень.

- А зачем? У тебя есть часы, по которым можно с родными связаться, - прицепилась я, поскольку тема с телефоном была у меня трудная, опасненькая, а потому нелюбимая.

- Ну, как ты не понимаешь?! Я же могу что-то искать в интернете.

- Да, а ещё в игры играть компьютерные. Знаешь, сколько ребят с этим телефоном как раз в зависимость и попали. Лежит этот гад в кармане и соблазняет тебя: посмотри на меня, поиграй в классную игру. Не зря же он ГАД…жетом называется. Человек терпит-терпит, а потом срывается, и этот карманный гад его побеждает, втягивает в свои опасные сети, как паук комарика или мушку цап. А так нет телефона и соблазна нет. Ты подумай хорошенько, надо ли тебе оно.

Тем временем под руками внука появлялась очередная симпатичная коробочка с крышечкой. Гордей перечислял тех, кому он будет их дарить и считал, сколько нужно будет сделать таких коробочек. Потом повернулся ко мне:

- Мне надо сделать на одну больше.

- А для кого?

- Для Деда Мороза.

Я смотрела на него и молчала. Внук решил разъяснить:

- Ну, как, он же всем подарки дарит, а ему никто. Я записку на окно прилеплю и рядом коробочку с пожеланием и скажу спасибо. Ему же будет приятно.

Я молчала и спрашивала себя, неужели он всё ещё верит в Деда Мороза или подыгрывает нам взрослым. А Гордейка продолжил:

- Знаешь, мне так хочется его увидеть.

- О-о-о! Ещё никому не удавалось его увидеть! Все киношники, все художники создают его образы в кино и рисунках, но это они его так представляют, -  я нажала на слово «они», - а какой он на самом деле, не знает никто.

- А, понял. Надо видеокамеру прилепить из комнаты на лоджию, где будут наши записки, и камера запишет, когда он прилетит их забирать. Мы его и разглядим.

- А кто сказал, что он выглядит, как мы, с телом человека. Он может быть и невидимым. И нашим глазом мы его не сможем увидеть. Ты же не можешь увидеть электрический ток, а он есть да ещё какой мощный. Так что камера может и не показать. Дед Мороз ведь волшебник и может быть разным.

Гордей задумался над моими словами. Я молчала и поругивала себя: бабка, ну зачем дуришь внука? И сама же себе возражала: не дурю, а пытаюсь в нём подольше веру в сказку сохранить. Успеет ещё всё узнать. А сказки в нашей жизни так мало осталось. Пусть она будет подольше.


Рецензии