Искусство. Азербайджан и Дагестан в 12-15 веках

АЗЕРБАЙДЖАН И ДАГЕСТАН В XII-XV ВЕКАХ
(К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ)

На протяжении тысячелетий искусство Дагестана и Азербайджана развивалось в тесной
взаимосвязи, чему способствовали территориальная близость, а также устойчивые, уходящие своими корнями в глубокую древность культурные, торговые, политические и этнические связи между азербайджанцами и дагестанскими народами. Процесс сближения и взаимообогащения материальной и духовной культуры братских народов и ее составной части декоративно-прикладного искусства активно протекал еще с
того периода, когда на территории Азербайджана и Дагестана сложилась Кавказская Албания, сыгравшая в пору античности и раннего средневековья важную роль в экономической, политической и культурной жизни Кавказа. Исследованиями азербайджанских и дагестанских археологов и искусствоведов выявлены общие черты в таких видах прикладного искусства племен и народов, входивших в состав Кавказской Албании, как художественная обработка металла, керамическое производство, торевтика, глиптика и т.д. Качественно новый этап во взаимосвязях и взаимодействии искусства Дагестана и Азербайджана наступает в эпоху развитого средневековья (XII-XV вв.) в связи с укреплением и расширением контактов во всех сферах экономической, политической и культурной жизни населявших эти страны народов, развитием городов - центров ремесла и торговли, дальнейшим совершенствованием различных отраслей художественного ремесла. Существенные черты общности и сходства в средневековом декоративно-прикладном искусстве Дагестана и Азербайджана отчетливо прослеживаются в художественной обработке металла, ковроделии, керамическом производстве, резьбе по камню, архитектурном декоре (резьба по штуку) и орнаментальном искусстве. В одной из важнейших отраслей ремесла – художественной металлообработке, центрами которой являлись города Барда, Ганджа, Нахичевань и Шемаха в Азербайджане, сел. Кубачи, Кумух, город Дербент и другие населенные пункты в Дагестане, параллели обнаруживаются в различных по форме, назначению и декоративной отделке медных и бронзовых
сосудах - котлах, кувшинах, чашах и светильниках. Изготовлявшиеся в художественном крупнейшем центре Дагестана в селении Кубачи литые бронзовые котлы XIII-XV вв. с превосходной декоративной отделкой, а также светильники находили широкий сбыт в Закавказье, особенно в Азербайджане. Одна из разновидностей, изготовлявшихся в Кубачи котлов т.н. открытого типа, вывозимых в значительном количестве в Ширван и пользовавшихся там устойчивым спросом, у кубачинцев получила название «ширван-ашак». В тесной взаимосвязи развивалось в течение многих столетий ковроткачество Азербайджана и Дагестана - один из наиболее развитых видов декоративно-прикладного искусства. Хотя ковры Дагестана XII-XV вв. не сохранились до наших дней, тем не менее, сравнение их более поздних образцов с азербайджанскими коврами, особенно куба – ширванской группы, свидетельствует об их близости по техническим и художественным признакам – по характерным приемам композиционного построения орнамента каймы и центральных медальонов, а также по общему колористическому строю. Искусство азербайджанского ковроделия, имеющее очень древние и высокоразвитые, основанные на богатейшем опыте традиции, оказало влияние на дагестанское ковровое искусство, особенно южного Дагестана, представляющего собой смежную с северо-азербайджанским крупную зону развитого ковроткачества на Кавказе. Через крупные торгово-ремесленные центры Ганджа, Нахичевань, Шемаха, Дербент ковры Азербайджана вывозились в горный Дагестан, оказывая определенное влияние не только на местное ковроделие, но и на декоративную отделку средневековых памятников (резьбы по камню). Характерные для средневековых азербайджанских и дагестанских ковров композиционные приемы и орнаментация встречаются в художественной отделке некоторых резных мемориальных памятников XIV-XV веков – это вертикально поставленные каменные плиты трапециевидной формы из селений Кубачи Дахадаевского района, Кумух Лакского района и ряда других. Различные орнаментальные и эпиграфические мотивы, навеянные ковровой орнаментацией, встречаются и на отдельных каменных рельефах XIV-XV
вв. из сел. Кубачи. В горный Дагестан из Нухи (Шеки), Шемахи, Дербента и других шелкоткацких центров привозились богато декорированные полихромные шелковые ткани, которые любовно воспеты в устно-поэтическом творчестве дагестанцев.
Много общего имеет художественная керамика средневекового Дагестана и Азербайджана, так как становление этого вида прикладного искусства, отражающего художественные вкусы и эстетические представления самых широких слоев населения, происходило в тесной взаимосвязи, а дальнейшее развитие его шло во многом сходными путями. Выявленная с помощью археологических раскопок в г. Дербенте, а также на городищах Аркас, Ниж. Чугли и т.д. полихромная глазурованная посуда в виде чаш, блюд, тарелок, кувшинов, ваз и прочих находок XII-XIII веков – время расцвета керамического искусства в Закавказье и странах Ближнего Востока – по форме, характеру богатой декоративной отделки разнообразными орнаментальными мотивами изобразительными сюжетами, необычайно яркому колориту находит прямые аналогии в поливной посуде средневекового города Байлакана (городища Орен-кала) и других крупных ремесленных центров Азербайджана. Близка по форме и художественной отделке к азербайджанской и обычная неглазурованная керамика Дагестана периода средневековья. Немало общих черт прослеживается и в камнерезном искусстве Дагестана и Азербайджана. Наблюдаемый в XII - XV вв. подъем в художественной резьбе по камню был связан с развитием архитектурного декора и изготовлением мемориальных (надмогильных) памятников. Созданные в пору высокого экономического и культурного расцвета Зирихгерана - Кубачи знаменитые каменные рельефы XIII -XV вв. (детали архитектурного декора, известные в литературе под не совсем точным названием «албанские рельефы») обнаруживают определенную сюжетно-тематическую близость (в декоративной эпиграфике, изображениях отдельных животных и фантастических существ, геральдических композициях) к рельефам декоративного фриза (Баиловским камням) укрепления XIII в. в Бакинской бухте. Ряд зооморфных образов кубачинских каменных рельефов - лев, грифон, олень и других сюжетно и тематически близки изобразительным мотивам на фасаде мавзолея 1314 г. в
сел. Хачин - Дорбатлы Агдамского района Азербайджана. Композиционная, отчасти и стилистическая общность прослеживается в орнаментальном и эпиграфическом декоре некоторых мемориальных памятников Азербайджана (стелы с арабскими надписями XIV - XV веков из села Гымылкишлак Хачмасского района, орнамент каменного саркофага XV в. из селений Келахана Шемахинского района и т.д.) и Кумух Лакского района Республики Дагестан. Близкие параллели обнаруживаются в орнаментальных мотивах и технике резьбы штукового архитектурного декора мусульманских культовых памятников Дагестана и Азербайджана. Так, узорно - эпиграфические композиции штукового михраба XII - XIII в. мечети в сел. Калакорейш в Дагестане находят близкие аналогии в штуковом декоре михраба мечети XIII в. Пир-Хусейна-Ханеги на реке Пирсагат в Азербайджане. В художественном творчестве народов Дагестана Азербайджана важное место занимает орнаментальное искусство, достигшее в эпоху средневековья высокого уровня развития и совершенства. Богатством мотивов, многообразием композиционных построений и колористических решений отличаются архитектурные орнаменты, так и узоры различных произведений художественного ремесла. Многие мотивы растительного, геометрического, ленточного, зооморфного и эпиграфического орнаментов на памятниках архитектуры и произведениях прикладного искусства Азербайджана обнаруживают близкие параллели в дагестанском архитектурном орнаменте и узорно-эпиграфическом декоре изделий художественного ремесла. К примеру, орнаментация растительного стиля дворца ширваншахов в Баку (XIII - XVI вв.) близка по композиционному решению, стилистически и по технике исполнения орнаментальной резьбе некоторых кубачинских каменных рельефов XIV-XV вв., отдельных мемориальных памятников XV-XVI вв., резного деревянного мимбара XV в. Джума-мечети в сел. Кубачи, выполненного мастером Мухаммадом, сыном Хусейна.
Процесс взаимообогащения изобразительного и декоративно-прикладного искусства,
архитектуры, музыки, хореографии и т.д. продолжался в новое и новейшее время. Этот процесс не прекращается и в наши дни, несмотря ни на какие перипетии в период становления рыночной экономики.

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 2, 2018


Рецензии