В разных ракурсах
Александр Кушнер
«Прямая речь»
Как правило, новый номер журнала начинается с обсуждения публикаций.
Сегодня утром главный редактор Николай Николаевич, едва заглянув в компьютер, призывает к себе на беседу просто редактора Татьяну и сообщает радостную весть.
– Мы нашли дочку Петрова!
Татьяна искренне радуется, понимая, что это очень важно для дела. Кто такой Петров, она пока не знает, но знаАчимость события витает в воздухе. Не так просто найти человека в интернете. И если уж не самого, то хотя бы его близких родственников, способных многое вспомнить и интересно рассказать.
– Я с ней связался, – продолжает Николай Николаевич, – она обещала написать статью об отце.
Затем Николай Николаевич называет область науки, в которой трудился и прославился Петров, светило в научном мире и автор нескольких книг.
Главный редактор ссылается на известного, часто появляющегося на экране человека, с которым давно дружен, который пишет статьи для журнала и через которого удалось найти дочь мэтра.
По той интонации, с которой произносится имя и фамилия Петрова, Татьяна чувствует, насколько интересной и значительной станет публикация. Книги Петрова – основа основ, они подобны энциклопедии, на его имя всегда ссылаются.
– Это будет гвоздь номера, – предсказывает всегда сдержанный в оценках Николай Николаевич.
Татьяна внимательно слушает и мысленно прикидывает место для статьи в следующем номере журнала.
– Дочь живёт в Москве, но раньше они, оказывается, жили в Риге, – сообщает Николай Николаевич.
– То есть Петров ходил с нами по одним улицам. И, может быть, мы даже встречали его, но не знали, кто перед нами, – развивает мысль Татьяна.
Несколько дней в редакции ждут письмо со статьёй от дочери.
В конце концов, через неделю оно приходит. Николай Николаевич пересылает на электронный адрес Татьяны долгожданные материалы.
– Всё это очень хорошо, но у нас уже сто страниц, – говорит она, ознакомившись с текстом. – Может быть, отложим на следующий номер?
– Ни в коем случае! – отклоняет инициативу Николай Николаевич. – Он наш, рижанин. Это будет фурор!
При обсуждении Николай Николаевич ещё раз называет публикацию сенсационной, потому что до сих пор о жизни Петрова никто никогда не писал. И у них есть возможность стать первооткрывателями – напечатать достойную статью о жизни и деятельности именитого учёного.
Татьяна начинает работать с текстом, но он кажется ей очень коротким и не слишком подробным, содержит в себе в основном официальные биографические сведения. Татьяна внимательно вычитывает и определяет место публикации в журнале. Статья носит чисто информативный характер, в ней сообщается, что Петров был ветераном Великой Отечественной войны, доктором наук, автором учебников, заложившим основы в очень важной области знаний.
– Хорошая статья, но написано суховато, слишком коротко, – резюмирует Татьяна, делясь с главным редактором впечатлениями от прочитанного, – как в библиографическом справочнике. Не хватает простых живых подробностей о привычках, характере, о родственниках.
– Ну, как написала, так написала. Наверное, это всё, что она может. Дочка – не журналистка и не писательница, – оценивает тот, – подождём иллюстрации, она обещала не задерживать.
Через пару дней дочь Петрова присылает иллюстрации. Их немного. Это фотографии обложек книг, статей и несколько снимков самого Петрова – в молодости и в зрелые годы. Татьяна рассматривает фотографии, читает текст, перечитывает письмо с рижским адресом и неожиданно осознаёт, что Петров был её соседом по дому.
– Николай Николаевич, – говорит она шефу через отрытую дверь кабинета, напротив которой стоит её стол. – Кажется, я его знала.
В ходе работы они иногда коротко переговариваются, не вставая со своих мест и разглядывая фото на экранах компьютеров.
Татьяна вспоминает, что в этом доме она с родителями жила в раннем детстве. Так что по одной улице с учёным ходила и, скорее всего, здоровалась.
Татьяна открывает иллюстрации, ещё раз вглядывается в лицо на фотографии и потрясённо думает: «А я его действительно знаю! То есть знала!»
Потом с этим неожиданным открытием она идёт в кабинет главного редактора с пояснениями и сообщает:
– Это точно наш сосед! Даже подробности могу назвать – первый этаж, квартира двукомнатная, справа. С кустом сирени под окном.
Николай Николаевич удивлённо смотрит на неё в ожидании продолжения.
– Правда, мне было четыре года и я знаю его как папу Джози.
– Джози? Дочь зовут Елена, – умеряет Татьянин первооткрывательский порыв главный редактор.
– Джози – это Джозефина, – радуется редкостной информации из своих детских впечатлений Татьяна, – так звали их собаку!
Ей вспоминается маленькая собачка. Это был бежевого цвета шпиц с большими навыкате чёрными глазами и мягкой шёрсткой.
Почему-то Джозефина предстаёт в Татьянином воображении преимущественно в зимнем вечернем антураже – с летящими в свете уличного фонаря редкими крупными снежинками.
Хозяйка часто носила Джози на руках. Та смирно сидела, сложив лапки на сгибе рукава пальто, подняв треугольные ушки над заострённой мордочкой, и заинтересованно умными, казавшимися влажными глазами смотрела на любовавшуюся ей девочку.
Имени хозяйки Татьяна тоже не знала – она была для неё мамой Джози, как сама соседка себя называла.
Соответственно, хозяина, видного учёного, она знала как папу Джози.
Танины родители всегда здоровались с соседями и обменивались с ними фразами вежливости.
Когда хозяйка Джозефины отпускала собачку с рук, та крутилась рядом с ней и собеседниками. Как правило, соседи коротко встречались около подъезда. У Джози был звонкий заливистый голос. И эта крошка на коротких лапках со всей энергичностью, решительностью и злостью сторожевого пса лаяла и бесстрашно бросалась вперёд при появлении постронних, защищая хозяйку и дом таким грозным и устрашающим образом.
– Джози! Не волнуйся, всё хорошо! Иди к маме на ручки, – подзывала хозяйка Джозефину.
Отважная охранница, принадлежавшая к породе сторожевых собак, послушно, быстро перебирая лапками, бежала на зов и, успокоившись, с удовольствием шла в хозяйкины руки.
Та поднимала любимицу с заснеженного асфальта и нежно приговаривала:
– Ой, какие подушечки холодные – замёрзли!
Мама Джози запомнилась Тане как очень красивая добрая и приветливая тётя, всегда рассказывавшая о проделках и характере своей любимицы.
Она выделяла самые забавные моменты, доказывавшие необыкновенные умственные способности питомицы. Так, Джозефина, едва заслышав телефонный звонок, бросалась к аппарату, снимала зубами трубку и клала её на тумбочку, пока хозяева спешили из комнаты в коридор ответить на звонок, – помогала.
Джози относилась к маленькой Тане дружелюбно и вертелась вокруг неё, пока соседи непродолжительно дружески разговаривали у подъезда, а Таня чистила снег маленькой деревянной лопаткой. Джозефина весело и игриво бегала рядом и нюхала Танину серую овчинную шубку.
Иногда Джози выводил на улицу её хозяин. Хотя он редко это делал один, чаще просто сопровождал жену в таких прогулках.
Таня помнила его как высокого, большого и крепкого дядю в серой шинели и папахе. Чаще они встречали его, когда сосед шёл со службы с большим портфелем в руках. Иногда он возвращался с работы вдвоём с её папой. Таня знала, что они служат вместе.
А дочку она почему-то никогда не видела, ведь та была уже взрослой и Джозефину не выгуливала.
Уже потом, когда Татьяна пыталась найти информацию о Петрове, расспрашивая свою маму, она узнала, что сосед, папин сослуживец, очень успешно занимался тяжёлой атлетикой.
Татьянин отец, к сожалению, уже покинул этот мир.
Хозяева Джозефины были намного старше её родителей, относились к молодой паре по-отечески и умилялись малолетней Таней.
Пожалуй, это и вся информация, которой располагала Татьяна на момент подготовки статьи о своём соседе, оказавшемся большим учёным.
Информация, почерпнутая из интернета и касавшаяся места службы Петрова, была очень краткой. А точнее, там лишь упоминалось его имя как преподавателя вуза.
Все её яркие и красочные реминисценции остались за кадром и не вошли в журнальную публикацию. Это казалось совсем неважным и лишним в формате исторического журнала. Хотя более яркого эпизода из жизни придумать было невозможно.
Теперь представить, что рядом с ней жил авторитетный человек, казавшийся таким простым и доступным, информацию о котором собирали по крупицам, представлялось Татьяне невероятным.
Наши оценки зависят от того, как и с какой стороны мы смотрим на людей и события.
Разбавить или дополнить статью нарративом о Джозефине и её хозяевах Татьяна не решилась.
Кому этот поток сознания был нужен в профильном журнале?
* Ракурс – это вид на объект под определённым углом. Положение камеры относительно предмета или человека «выстраивает» композицию и акценты в кадре: что-то будет выглядеть важнее, а что-то незначительнее. Ракурс способен влиять на нарратив фотографии – делать её привлекательнее.
Статья из интернета
«Комплимент» – Рига, 2025.
Свидетельство о публикации №225111501466
Ни о чём.
Неинтересно и скучно.
Просто "акын" - поток сознания.
Думал, хоть какая-то фраза зацепит моё внимание какой-то особенностью.
Нет.
И это рассказ о работе редакции журнала?
Теперь понятно, почему их никто не читает )))
Егавар Митас 15.11.2025 19:14 Заявить о нарушении
