Велосипед. Семейная хроника

               
   В свои времена с радио, на танцевальных площадках, концертах или просто там, где тусовалась молодёжь звучала очень бодрая песенка: - «Трудно было человеку десять тысяч лет назад, он пешком ходил в аптеку, на работу в зоосад, он не знал велосипеда, слепо верил в чудеса, потому, что не изведал всех достоинств колеса...»

   А, что такое велосипед - Советский энциклопедический словарь, издательства «Советская энциклопедия» 1982 года велосипеду даёт такую характеристику: - велосипед (французское velocipede, от латинского velox- быстрый и pes-нога), двух-или реже трёхколёсная машина для передвижения, с приводом от двух педалей через цепную передачу.

   Мой отец, Николай Евтихович, родился в 1902 году, побывал в России в Первую мировую в беженцах, вернулся уже в Речь Посполитую, в 1924 - 1925 годах служил в Польской армии, женился в 1935 году, нажил двух сыновей, а с сентября 1939 года стал жить в БССР, пережил войну и уничтожение немецкими СС и их пособниками недостроенного дома вместе с деревней в 1943-1944 годах. После войны работал на железной дороге, райпромкомбинате и вышел на пенсию и умер в 2011 году.

   На мой простой вопрос отцу, что когда ты был молодым, почему не купил велосипед? Ответ его был простым: - «Твой дедушка Евтихий Кондратьевич, а мой отец умер перед Первой мировой, потом беженцы, а в Польские времена, когда вернулись с беженцев и когда был молодым, велосипед стоил 150 злотых (польская денежная единица), а продать корову можно было за 158 злотых-это первое. Корову на велосипед не равноценный для меня был обмен, в нашей семье она одна была, да и хозяйство налаживать надо было, родительский дом, был очень старым, а потом женился.

  После смерти моей мамы Прузины Леоновной,а твоей бабушки, мы в этом доме проживали с её сестрой, Евдокией, она вскоре вышла замуж. Правда, молодые ребята с тех, чьи отцы, за Польского часу, как мы тогда говорили, побывали в Америке на заработках и жившие недалеко от города, покупали велосипеды, форсили, вот мы богачи, приезжали в церковь по праздникам на ровэрах (велосипедах), но это было редко. Второе- по сельским дорогам тогда разве, что можно было перемещаться на велосипеде только летом, они были без асфальта. И третье- куда было ехать, работа на сельском хозяйстве от зари до зари, да ещё и ночи прихватывали, ты многое знаешь не хуже меня».

   Хорошим бондарем и мастеровым был отец, а вот самому изготовить тогда велосипед не додумался, не до этого было. Когда он вышел на пенсию то трактор самодельный изготовил, правда двигатель и задний мост доставил я, позже мотоцикл с коляской освоил, а про деревянный велосипед ему поведал, который смог узреть в городе Пинске. Где-то в 30 х годах, двадцатого века, один крестьянин Лунинецкого района из деревни Богдановка изготовил деревянный велосипед, который за 10 злотых выкупил Пинский музей, где он и экспонируется сейчас.


  Жизнь сложилась так, что велосипед появился у отца только после войны, когда он работал на железной дороге и купил колёса к велосипеду у солдат, возвращающихся с Германии. Это уже позже выяснится откуда взялась рама от велосипеда у отца. В начале войны, в 1941 году, немецкие власти приказали всем тем, у кого имеются велосипеды, сдать их в комендатуру в деревне Сигневичи. Позже комендатура отдала владельцам велосипедов только рамы. Эту раму от велосипеда родственники позже передали отцу и которую он укомплектовал купленными колёсами. Нам малым кататься не давал потому, что ездить надо было на железнодорожную станцию и он боялся, что бы мы не сломали. Даже однажды за опоздание ему пришлось писать объяснительную за опоздание на работу из-за того, что сломался велосипед.


   Велосипед занимал особенное место в нашем доме, всегда мы его очищали от грязи, брат иногда водил по двору, а я толкал велосипед в багажник. В детстве иногда странностям не придавали значения, принимали всё так как есть. Одного лета одна семья, там было три брата и дочь, мама, а их отец находился в заключении, отказался воевать, баптист, им вера запрещала брать оружие, купила велосипед. Новый, черного цвета, с блестящими спицами и другими деталями. Вывели они однажды велосипед на улицу, перевернули вверх колёсами и начали чистить от пыли. Понятно, что к этому чуду собралась небольшая толпа детей, как же, в селе ни у кого велосипеда не было, кроме нашей семьи, а тут вот он, новейший, и можно потрогать это чудо техники. Ведь мой отец проезжал по деревне, не останавливаясь и только провожали его глазами, а тут и потрогать можно, крутануть за педаль или колесо.

   Вот и крутанул один из моих сверстников этот велосипед за колесо, а один из братьев, владельцев велосипеда, остановил рукой вращение велосипеда и заявил: -Велосипед не трогать. Колесо крутить нельзя, а то шарики скручиваются. ( Ровэр нэ чэпаты. Колесо нэтрэба крутыты, бо шарыки поскручваюцца. Местное.) Постояли молча и разошлись. Больше к их велосипеду деревенские не подходили, а родители, когда узнали, высказали в адрес этих владельцев велосипеда такое, что не очень удобно и производить в рассказе. «Могу каждому при встрече повторить» -автор.

  Ну, а велосипед, даже два, появились в нашей семье, когда мы с братом Владимиром стали ходить в школу, в десятилетку, за одиннадцать километров от дома в село Детковичи Антопольского района, был в те времена такой район. Когда учились в пятом, шестом, седьмом классе, тогда было обязательным восьмилетнее образование, школа в деревне Борки была за четыре километра, ходили пешком. В десятилетке образование было платным, за полугодие нужно было уплатить семьдесят пять рублей, а отмена платы произошла в 1956 году, а квартиру снимали только зимой на четыре месяца, когда учились в восьмом и десятом классах, а в девятом ездили весь учебный год на велосипедах или пешком- снега было немного.

  Много тогда учились ребят и девушек в средней школе с разных деревень, все на велосипедах. Возле школы было много велосипедов и самое удивительное, что за время учёбы в этой школе не отмечено случаев хищения велосипедов. Не вешали замков на велосипеды, стояли в таком порядке как приезжали школьники, один ряд с нашей стороны, это три деревни, другой- с другой деревни, третий -с третьей.

  После окончания средней школы велосипед на протяжении нескольких лет стал моим надёжным помощником. Работая киномехаником сельской узкоплёночной кинопередвижки «Украина» на перемещение от одной деревни к другой- велосипед, доставка кинофильма с другой киноустановки - велосипед, поездка в сельсовет или контору колхоза- велосипед, поездка в райцентр- велосипед, за редким исключением попутный транспорт или автобус. При работе на двух сельских киностационарах - доставка уже широких, 35 мм кинофильмов, а это два или три киноящика ЯУФ – велосипед, позже для этого появился мотоцикл брата- ИЖ Планета. Пришло время, что в каждой деревенской семье стало по два –три велосипеда, появились мотоциклы, автомашины.

   Ну, а на селе или в деревне предпочтение отдавалось не дамскому велосипеду, а мужскому с рамой. Это, помимо транспортного средства, велосипед служил ещё и средством транспортировки груза на багажнике или раме, а некоторые умельцы даже крепили на раме ещё и седло для перевозки детей.

   Проходит время, меняются транспортные приоритеты, а велосипед всё ещё остаётся востребованным средством передвижения. На смену педальному велосипеду пришёл скоростной, электрический, на аккумуляторе, педали крутить не надо. Во многих местах, в городе, велосипеду отводится велодорожки, организуются велопрогулки, велопробеги, многие места, особенно магазины, торговые центры устраивают специальные велопарковки. Но одним, особенным, стали отличаться велосипеды нашего времени помимо цены, на каждом обязательно находится устройство для предотвращения хищения велосипеда с специальным тросиком и замком, освоила промышленность и такое противоугонное средство для велосипеда. И как небольшое предсказание судьбе велосипеда: - «Ветры и версты, убегающие вдаль, сядешь и просто нажимаешь на педаль… Даль, даль, даль…..», а уже и нет, сейчас крутишь рукоятку скорости и поглядывай, сколько километров можно без зарядки ещё проехать в эту даль.
  2025г.


Рецензии