Любил ли Наполеон Бонапарт Марию Валевскую?

В истории есть любовные романы, украшенные розами и сонетами. А есть те, что высечены из льда амбиций и окутаны пороховым дымом. Связь Наполеона Бонапарта и Марии Валевской - из последних. Это была не идиллия, а еще одна кампания, еще одно завоевание. Заглянем в душу императора, используя как ключ три аркана Таро, и мы увидим не историю любви, а историю страсти, в которой женщина стала полем боя, трофеем и, в конечном счете - разочарованием.

Первый акт: Паж Мечей. Объект интеллектуального штурма

Их встреча - это "Паж Мечей". Наполеон, привыкший, что мир склоняется перед ним по первому требованию, вдруг встречает сопротивление. Молодая польская аристократка не бросается в его обьятия, она - загадка, которую нужно разгадать, крепость, которую нужно взять. Его чувства в этот момент - это не нежность, а азарт стратега. Он осаждает ее не цветами, а настойчивыми письмами, не признаниями, а политическими намеками на судьбу ее родины, Польши. Мария для него - живой ребус. и его интерес к ней остер и холоден, как клинок меча. Это был  расчетливый, почти научный подход к завоеванию женского сердца, где сама женщина была лишь одним из элементов сложной дипломатической партии.

Второй акт: Колесница. Триумф страсти, как доказательство власти.

И вот он, момент триумфа - "Колесница". Страсть, долгожданная и завоеванная, обрушивается на Наполеона со всей мощью. Мария наконец сдается, и для императора это больше. чем интимная победа. Это подтверждение его всемогущества. Он мчится вперед в этом новом для себя чувстве, запрягая его в колесницу своей воли. Он осыпает Марию подарками, она рожает ему сына. Кажется, это пик их отношений. Но "Колесница" - карта движения, а не прибытия. Она о завоевании, а не о владении. Его чувства - это вихрь, упоение собственной силой, способной подчинить себе не только государства, но и сердца. Мария стала живым символом его непобедимости, самым желанным и блестящим трофеем в его коллекции.

Третий акт: Девять Жезлов (перевернутая). Крепость. которая устала защищать

Но за триумфальным маршем всегда наступает усталость от гарнизонной службы. "Девять Жезлов" в перевернутом положении - это красивый. но безотрадный финал. Империя трещит по швам, Россия манит и пугает, старые враги поднимают головы. И Наполеон  начинает отступать - в том числе и из сердца Марии. Его чувства сменяются обороной. Он устал от ее преданности, которая стала требовательной, от любви, которая превратилась в еще одну обязанность.  Перевернутая "Девять Жезлов" - это  император, отгораживающийся от мира. в котором слишком много проблем. Мария, некогда бывшая целью, теперь стала одним из многочисленных "фронтов", которые нужно удерживать. Его отдаление не предательство, а истощение. Он больше не мог штурмовать ее сердце, потому-что все силы уходили на то. чтобы удержать свою рушившуюся империю.

Эпилог

Так что же чувствовал Наполеон к Марии Валевской? Расклад дает однозначный ответ: он ее не любил. Он ею интересовался, ее завоевывал и он от нее устал. Их роман был блистательной, но короткой военной кампанией в личной жизни императора. Мария навсегда осталась для него прекрасным памятником его собственной власти - памятником, который в суровые часы оказался не нужен.


Рецензии