Инфляция титулов
Добро пожаловать в эпоху Великой Инфляции Титулов! Пока Центробанки борются с экономической инфляцией, рынок труда охватила куда более заразная ее сестра — инфляция названий. Ее симптом — резкое и повальное увеличение количества громких званий при неизменной, а иногда и снижающейся, реальной ценности специалиста.
Помните времена, когда «вице-президент» был человеком, в чьих руках находились целые поля бизнеса? Теперь это ваш сосед по коворкингу, который отвечает за теплые отношения с тремя кафе на районе. «Генеральный директор» — это не обязательно владелец транснациональной корпорации, он может руководить и штатом из двух дизайнеров и кота в небольшой «шарашке». Это явление повсеместно. Уборщица давно стала «инженером клинингового сервиса». Курьер — «логистическим оператором». Продавец в магазине одежды — «стилистом-консультантом». Создается впечатление, что в мире осталось лишь два неквалифицированных человека: «рабочий» и «работница». Все остальные — на вершине карьерного Олимпа.
Причины этой эпидемии просты и циничны.
Во-первых, это очень дешевый мотиватор. Зачем платить сотруднику больше, если можно просто напечатать ему новую визитку с диковинным названием? Запах типографской краски и ласкающий слух титул творят чудеса с лояльностью. Зарплата та же, а чувство — как после повышения.
Во-вторых, упаковка решает все. В мире, где все продают впечатления, сложно брать деньги за беседу с «сотрудником Петей». А вот за стратегическую сессию с «Вице-президентом по стратегическому развитию Петром Сергеевичем» — другое дело! И клиент в таком варианте чувствует свою высокую значимость.
Как и любая инфляция, эта тоже имеет свои печальные результаты. Начинается с девальвации языка. Слова «эксперт», «директор», «президент» стремительно теряют вес. Скоро для обозначения реально влиятельных людей придется изобретать новые титулы вроде «Мега-Повелитель Офиса» или «Генералиссимус Отдела Продаж». Далее наступает кризис идентичности. Человек с визиткой «Директор по инновациям», который целый день заполняет Excel-таблицы, рано или поздно задастся вопросом: «Кто я?». Ответом ему будет тихий шепот корпоративного психолога: «Ты — директор, дорогой. Дыши глубже».
И вишенка на торте из мира высокого искусства. Николай Цискаридзе с гордостью сообщил, что обучающиеся в Академии Вагановой балерины и балеруны скоро будут получать дипломы о высшем образовании. Вот оно, торжество формального над сущим! Не исключено, что скоро будем аплодировать танцу маленьких лебедей в балете «Лебединый океан» в исполнении кандидатов и докторов хореографических наук.
В этой ситуации остается лишь одно — сохранять чувство юмора и трезвость взгляда. В следующий раз, когда ваш новый знакомый с гордостью представится «Гуру экосистемного нетворкинга», переводите: он организует корпоративы и рассылает приглашения на митапы.
И как же жить в этом мире раздутых амбиций и пустых вывесок?
Просто помните: когда все вокруг станут вице-президентами, генеральными директорами и повелителями галактик, самое ценное качество — это умение отличать титул от сути. А самое редкое и почетное звание в наше время — «человек, который хорошо делает свою работу». Вот его-то инфляция, к счастью, еще не обесценила. Может быть, потому, что это звание не напечатаешь на визитке — его можно только заслужить.
Свидетельство о публикации №225111500310