Обретение любви

             Посвящается ВФК,
             женщине, которая привела меня на Прозу,
             и в беседах с которой родилось данное эссе.

             Любовь – это переход в предельное состояние:
             это бесконечная смелость (ничто не страшит),
             это бесконечная энергия (готов без устали трудиться),
             это бесконечное понимание (видишь и понимаешь то,
             что никто не видит и не понимает – любимого человека),
             это бесконечное терпение, …
         
             Соответственно, и любить способен лишь тот, кто готов быть смелым,
             готов  тяжко трудиться, понимать немыслимое и бесконечно терпеть.

Как и многих, меня беспокоит количество разводов в стране (60%) – разрушаются семьи, страдают взрослые и дети, идут трещины и в самом нашем обществе, косвенно, но существенно, этот факт негативно влияет даже на демографическую ситуацию в России. Что-то нужно делать.

          * * *
Философско-исторический экскурс. Как показывает Владимир Соловьёв, страсть и плотская жизнь не оказывали никакого влияния на появление Мессии – последнее осуществлялось всецело в логике, в священных историях сохранения и продолжения Богоявленного рода.

«Священная книга не говорит, женился ли Авраам на Саре в силу пламенной любви, но во всяком случае Провидение ждало, когда эта любовь совершенно остынет, чтобы от столетних родителей произвести дитя веры, а не любви. Исаак женился на Ревекке не по любви, а по заранее составленному решению и плану своего отца. Иаков любил Рахиль, но эта любовь оказывается ненужной для происхождения Мессии. Он должен произойти от сына Иакова – Иуды, который, соответственно, рождается не Рахилью, а Лией. Для произведения в данном поколении предка Мессии, необходимо было соединение Иакова именно с Лией … Сам Иуда для произведения дальнейших предков Мессии, помимо своего потомства, должен был на старости лет соединиться с невесткою своей – Тамарой, что было совсем не в порядке вещей того времени … Не любовь сочетала и Давидова прадеда, старика Бооза, с молодой моавитянкой Руфью, и не от глубокой любви, а от стареющего владыки родился Соломон. Определённо, в священной истории плотская любовь не служит целям исторического рода, она имеет собственную ценность – для нашей личной жизни» /Владимир Соловьёв «Смысл любви»/.
И смысл плотской любви (в нашей терминологии просто – любви) Соловьёв раскрывает так.

«Любовь есть высший расцвет индивидуальной жизни человека. … Человек может бесконечно совершенствовать свою жизнь и природу, не выходя за пределы своей человеческой формы. Потому-то он и есть высшее существо природного мира и знаменует собой конец миросозидательного процесса, ибо он есть существо, способное познавать и осуществлять в себе истину. … С появлением такой [человеческой] формы дальнейший прогресс может состоять только в новых степенях её собственного развития, а не в её смене созданиями какого-нибудь другого рода, в смене её небывалыми формами бытия. Создания другого рода не образуют действительного единства вследствие отсутствия у них общего сознания. Такое общее сознание является только в человечестве. … Индивидуальный ум здесь не только орган личной жизни, но также орган воспоминания и гадания для всего человечества. … Человек в своих духовных порождениях – религии и науке, нравственности и художестве – обнаруживается как центр всеобщего сознания, как душа мира и выше его может быть только самое абсолютное в своём совершенном акте, то есть Бог».
Здесь самое время подумать о наших безудержных упованиях на искусственный интеллект.

Далее у Соловьёва мы читаем.
«Для того, чтобы индивидуальное существо нашло в истине – всеединстве – своё оправдание и утверждение, недостаточно одного сознания истины – оно должно быть в истине, но ведь первоначально и непосредственно индивидуальный человек находит себя как обособленную частицу всемирного целого, и это своё частичное бытие он утверждает в эгоизме как целое для себя, быть всем в отдельности от всего. Эгоизм есть реальное основание индивидуальной жизни, он всю её пронизывает и направляет. И, пока живая сила эгоизма не встретится в человеке с другой живою силой, ей противоположною, сознание истины есть только внешнее освещение.

И та живая сила, которая овладевает существом человека, есть любовь. … Жертвуя своим эгоизмом и отдаваясь любви, человек находит в ней не только живую, но и животворящую силу, не теряя вместе со своим эгоизмом своё индивидуальное существо. … Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма. … Зло эгоизма в том, что, справедливо приписывая себе безусловное значение, человек несправедливо отказывает другим в этом значении, оставляя им только относительную ценность. … Таким образом эгоизм никак не есть самоутверждение индивидуальности, а напротив – самоотрицание и гибель. И есть только одна сила, которая может изнутри подорвать эгоизм, это любовь».

          * * *
Однако, в библейской истории рождения Мессии, взятой Соловьёвым для первой части своей статьи, примечательно то, что такие моменты как «пламенная любовь Авраама и Сары», «любовь Иакова к Рахиль», то есть вообще плотская любовь, не заслуживают внимания Соловьёва, пока не берутся им как самостоятельная тема. Его интересует именно «провиденциальный план в выборе и соединении производителей – богоотцов» и для него важен как раз факт отстранённости этого плана от темы плотской любви. Соловьёв убедителен. И всё же, плотская любовь – это та самая любовь, которая прошла через всю человеческую историю и пребывает сегодня в нашем сознании, как озарение двух счастливых, полюбивших друг друга существа – мужчины и женщины. Почти вся человеческая культура именно об этом, об этих двоих и их чувствах.

Возвращаясь (после краткого экскурса в работы Соловьёва) к нашей проблеме «60%», сразу отмечу, что основной мотив нашей статьи будет состоять в поиске продолжения – уже в современном мире – как раз родоплеменного, бытового уклада в теме любви и семьи (а не темы плотской любви). Примечательно, что Соловьёв, противопоставляя родоплеменному укладу тему плотской любви (любви мужчины и женщины), вовсе не ставит под сомнение наличие разумных оснований как для одного, так и для другого взглядов на любовь, но свою работу «Смысл любви» всё же посвящает именно плотской любви, её сокровенному смыслу. Выше мы краткий обзор некоторых мыслей Соловьёва на эту тему дали.

Но вот наш заход из другой – родоплеменной, бытовой ветки, которая, как видим, тоже ровесница самому человечеству. С Ромео и Джульеттой, Мастером и Маргаритой, … всё понятно, но вот ситуация пар из наших 60%, а также и тех молодых мужчин и женщин, которые не вошли даже в исходные 100% – это как раз тема нашей статьи.

Исходный пункт, моя отправная идейная точка статьи та, что я вообще верю только в те ценности, которые обретены человеком собственным и тяжким трудом (мы бесконечно много получаем от Божьих избранников, чья творческая лёгкость, почти игривость поразительны, но здесь речь не о них). Да, любовь сваливается на человека тоже как дар Божий, но я искренне недоумеваю, как этим счастливцам вообще удаётся пронести свой дар по жизни, вроде бы это из области невозможного, для этого достаточно вспомнить о превратностях нашего жизненного пути. Поэтому меня не 60% разводов удивляют, а удивляет то, почему их не 80%, не 90% (реальность, я думаю, ближе как раз к этим моим процентам – никто же не анализирует оставшиеся 40, не близки ли они вообще к 20 или даже к 10?).

И вот теперь, после нашей преамбулы, я выдвигаю следующую гипотезу: подлинная любовь – это не то, что даётся человеку как чудо (и с чего сегодня обычно начинают исчислять отношения счастливой пары во времени), но лишь то, что человеком обретается, и именно самим(!), с годами, и есть результат многолетних трудов, жертвенности, преодоления себя ради своего избранника/избранницы. Неожиданное счастье, которое свалилось на двоих правильно называть (и сегодня это понятие уже существует в нашем обиходе) влюблённостью. Это чувство по своим переживаниям вполне сопоставимо с любовью, однако, оно не прошло жизненных испытаний, не выковано, не закалилось в них – просто свалилось и поэтому чрезвычайно хрупкое, и не выдерживает малейших испытаний временем и невзгодами.

Моё глубокое убеждение – то, что движение к обретению любви, пара (а вначале даже отдельный человек) должна начинать не с влюблённости (влюблённость – это прекрасно, но это случайность, да разве можно на случайность надеяться, когда речь у человека идёт о судьбе, о счастье в жизни, влюблённость может подвернуться, но может и не подвернуться – не кости же бросать!). Нет, начинать нужно со встречи с человеком, который вызовет уважение и симпатию. Если влюблённость – это вещь иррациональная и не в нашей власти, то уважение и симпатия – это то, что мы сознательно, упорно можем искать и находить, а отыскав, мы эти ценности (а это несомненно ценности!) осмысливаем, анализируем, оцениваем, ведь это то, что, по сути, мы уже держим в собственных руках. Уважение и симпатия – этого уже достаточно для того, чтобы отправиться с человеком в жизненное путешествие за обретением любви. Естественно, эти чувства – симпатия и уважение – должны быть взаимными у этих двоих, равно обоюдным должно быть их стремление к обретению любви, как обоюдна и вера у них обоих в разумность, возможность и целесообразность такого жизненного движения, наконец, обоюдна и вера в само обретение любви.

Нами совершено очень важное действие – мы «звезду любви» перенесли из некоторой начальной точки, где она возникла или где её просто утвердили, провозгласили, и где формально началась жизнь двоих (появилась семья), и перенесли её на годы вперёд, в далёкую неизвестность, и теперь она будет гореть для нашей пары как путеводная звезда, как надежда пары на обретение в долгих трудах подлинной любви!

Подобный жизненный проект должен открываться на годы, но никак не на недели или месяцы, хотя с них, естественно, он и начинается, и такой проект должен быть рассчитан на осознанное преодоление множества непростых невзгод и испытаний – им навстречу пара и должна двинуться. Трудно, но ведь и ставка высочайшая – обретение любви!

В силу осознанности и добровольности участников такой жизненный проект начнёт приносить как испытания, так и плоды очень быстро. Очень быстро начнёт проявляться (где в слабости, где в силе) и каждый из партнёров.
Такой жизненный проект конкретной парой может быть прописан для себя по требованиям, ограничениям, пожеланиям.

И надо особо подчеркнуть, что наиболее сложно в обсуждаемой теме сдвинуться с «мёртвой точки». Огромная масса людей ужасно скованна шаблонными установками «книжных, обыденных представлений» и собственными неадекватными фантазиями, как следствие, нет движения – у человека ничего не происходит, но он всё чего-то ждёт; чего?

Жизненный проект «Обретение любви» – штука очень жёсткая в силу того, что каждый отвечает и за другого, а не только за себя. Быстро проявляется и надёжность, верность, стойкость человека, короче, быстро становится видно, чего человек стоит. Это практически та же ситуация, что и у группы альпинистов на восхождении, только наша группа всегда состоит только из двоих, и ставка, пожалуй, повыше – «обретение любви, человека, счастья».

На то, что в нашем проекте всегда два человека, стоит обратить особое внимание. По сути, проект «Обретение любви» сильно сужает сферу активности, коммуникации его участников. Это и понятно – ведь теперь у пары (и у каждого в паре) открылось по сути главное дело жизни (ну, или одно из главных дел). Что может сравниться с важностью осуществляемого проекта? – Ничто! У мужчины остаётся соизмеримой его трудовая деятельность (всё же он «соработник Божий»), а вот для женщины, несомненно, осуществляемый проект становится главным делом жизни (см. мою статью «Предназначение женщины»).

Теперь снова вернёмся к Соловьёву. Тот смысл любви, о котором писал Владимир Соловьёв, а именно – отречение от собственного эгоизма ради любви – есть только часть того, от чего человек должен отказываться ради любви в своей жизни, и делать это он должен не единожды, но множество раз, порой в тяжелейших жизненных обстоятельствах. Некоторые из этих качеств вынесены нами в эпиграф к данной статье, это и преодоление своего страха, своей лени, и решимость на погружение в неведомое, и бесконечное терпение во всём этом и многом другом. Вот это нужно понимать, поскольку работа в нашем проекте протекает в широчайшем спектре, по сути, вся полнота жизни отражена в его глубинах и направлениях.

Однако, формула «ради любви» слишком обща (многое в жизни делается человеком ради любви), поэтому она требует каждый раз своей конкретизации – ради каких сторон любви, посредством чего и ради чего конкретно – человек пускается в это жизненное приключение. Мы видим в нашем проекте «Обретение любви» ту работу (а может быть даже и явление), в результате которой наша пара осуществляет творение своего избранника – женщина здесь творит своего избранника-мужчину, а мужчина – свою избранницу-женщину. Это творение осуществляется каждым на свой лад и вкус, хотя в своём существе оно происходит спонтанно, вполне естественным образом. Если бы это было не так, то возникающая нарочитость такого сложного процесса, во многих моментах затрагивающего самое сокровенное в партнёре, вызывала бы отторжение у последнего. Но в том-то и дело, что возникающий в проекте процесс преимущественно разворачивается вполне естественно, подспудно, поэтому и результативно.

Происходящему в нашем проекте «Обретение любви» мы находим образное выражение (иллюстрацию) в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион», где профессор Генри Хиггинс (Пигмалион) и его ученица Элиза Дулиттл (Галатея) по ходу занятий по обучению последней хорошим манерам – в цепочке бесконечных скандалов и взаимных упрёков профессора и ученицы – всё-таки влюбляются друг в друга, при этом Элиза вышибает из Генри его спесь и снобизм, а Генри всё-таки делает из простушки Элизы настоящую леди.

Нечто подобное происходит и в нашем проекте – наша пара, мужчина и женщина, обретают любовь через творение друг друга. Но это уже настоящая любовь, достойная эпитетов всех мировых романов, но обладающая ещё и такой особенной, завораживающей глубиной и прелестью пройденного совместно с любимым человеком тяжелейшего земного пути, при одной мысли о котором сердце заходится в невероятном радостном восторге. И, одновременно, обретённое солнце любви становится неисчерпаемым источником тишины, покоя и тепла. Можно жить!

Подведём по материалу статьи некоторые итоги.

1. Соловьёв во взгляде на любовь различает две позиции: 1) родоплеменного уклада, домостроя (нормирования семейной жизни) и 2) плотской любви. Первая, по сути, есть институт, устанавливающий законы семейной жизни. Вторая – сфера чувственных отношений мужчины и женщины, её-то Соловьёв и берёт предметом своего исследования.

2. Далее мы выдвигаем гипотезу: в жизни всё ценное человеком достигается исключительно через длительные и огромные собственные усилия, труд.

3. И теперь исходим из той же дихотомии, что и Соловьёв, однако, к проблеме разводов подходим институционально – любовь должна мужчиной и женщиной обретаться исключительно в длительных и тяжких собственных усилиях – здесь уже, как и во всём жизненно важном, нельзя уповать лишь на промысел Божий.

4. Итак, любовь – это не то, из чего пара (мужчина и женщина) в совместной жизни исходит, но то, к чему она в своей жизни стремится. «Солнце любви» всегда впереди, всегда светит и даёт надежду.

5. И формой такого движения может быть жизненный проект «Обретение любви», в котором пара начинает двигаться по жизни.

6. И любовь с неумолимостью обретается!


Рецензии
Безусловно, у Вас необычный и интересный взгляд на любовь. Восхищают философская основа произведения (которая готовит нас принять Вашу точку зрения), и эрудиция.

Однако мне думается, что в представленном "проекте" (именно проекте) рассматривается обретение не любви, как таковой (половой любви), а стремление двух существ создать нерушимый союз, в основе которого лежат взаимоуважение и взаимопомощь, и в конечном итоге приводит к их духовному "срастанию" и прочному переплетению судеб. Это, как мне представляется, - то, что называют "больше, чем любовь". Такие отношения кажутся наиболее надежными и включают самопожертвование. Конечно, это ведет к укреплению семьи и в результате снижает злополучный процент распадающихся браков. Это укрепляет и устои государства, ведь семья – это его "ячейка".
Но есть и "обратная сторона медали". Не зря существует крылатое выражение "Браки совершаются на небесах", которое означает, что соединение двух людей в браке предопределено их судьбами. В этом есть нечто иррациональное, что нельзя ничем объяснить, но что исключается вашим "проектом" (хотя влюбленность у Вас этим характеризуется: "влюблённость – это прекрасно, но это случайность", она "может и не подвернуться"). Эти два существа никогда не испытывали любовного трепета и пылкой страсти (только уважение и симпатию). Вряд ли взаимная страсть придёт к ним с годами. Но такие чувства зачем-то вложила в нас природа (она-то потрудилась!), и именно на них зиждется половая любовь. Не исключено, что эти чувства вдруг пробудит в одном из партнеров вашего союза некто сторонний, и тогда один из пары поймет, что оказывается никогда не любил! Что тогда?
Если же в основе брака лежали трепет и страсть (а они вряд ли бывают без восхищения, а значит и уважения), т.е. если он совершился «на небесах», то тут нужен другой "проект" - сохранение и укрепление отношений. Для этого необходимы чуткость и внутренняя культура. И конечно много чего ещё… Но основа у такой пары очень крепкая – любовь…

Тина Асап   15.11.2025 16:40     Заявить о нарушении
Да, в статье рассматривается проблема большого количества разводов, но также и скрытая проблема одиночества (когда до создания семьи человек просто не дотягивается), что сегодня не менее актуально. Что касается пылкой страсти, то её всегда хватало, а сегодня хватает с избытком. Не о чем говорить.
Влюблённость - это прекрасно, кто же против? Но здесь тоже не о чем говорить, мы и не говорим.
Если не нравится вариант старта с уважения и симпатии, то можете стартовать с влюблённости, нет проблем, но только дальше я предлагаю всё равно двигаться к обретению "подлинной любви" через преодоление неизбежных жизненных тягот. Можете делать это под лозунгом "Закаливание/укрепление нашей любви!"
И не нужно вбрасывать в ситуацию нашей пары "некоего постороннего", который якобы откроет ей глаза на истинную любовь. Вот против такой дряни (а это дрянь!) наша пара и должна стойко держаться.
И никакой другой проект, помимо нами предложенного, не требуется ни для какой исходной ситуации. Но дух и букву проекта "Обретение любви", конечно же, нужно понять, прочувствовать и принять.
Уважаемая Тина, возражений в рецензии я не увидел, но за вложенный труд в её написание большое спасибо!

Александр Авилов 2   15.11.2025 17:40   Заявить о нарушении