Старуха и третий класс

Старуха и третий класс

Вечер. За окном ровными рядами огоньки небоскребов. Облако огней. Но только не разбросанных, а горящих вдали ровными рядами. Добрались небоскребы почти до самой границы города. Наверное, в окна небоскребов видна и широкая дорога, которая охватывает поясом огромный город.
- Наверное, этажей шестьдесят, - произнесла старуха.
- Да, может, и сто, - отозвался внук.
В комнате горит маленькая лампа над столом, где лежат учебники для третьего класса. Внук раскладывает на коврике игрушки. Потом подтягивается на турнике.
- Вспомнил! – крикнул внук. – Мне нужно правило выучить.
- Ну, учи, - отзывается старуха.
 
Она повернулась к внуку. Посмотрела на его озабоченное лицо. Увидела, какой он стал большой. Высокий. Она удивляется, что он так волнуется из-за какого-то пустяка.
- Ты мне поможешь? – спрашивает внук.
- Конечно, послушаю, как ты расскажешь это правило.
- Только оно очень трудное, его нужно выучить наизусть, - с волнением говорит внук.
Открыл внук школьный рюкзак, достал учебник, похожий на альбом для рисования.  Яркие картинки и на обложке, и на страницах учебника. У старухи таких учебников не было.
- Только бабушка, прочитай сначала правило сама, - предложил внук.
- «Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении», - прочитала без всякого настроения бабушка небольшой текст в конце страницы в учебнике.
– Вот видишь, как это сложно. Я ничего не понимаю, - проговорил печально внук.
 
Старуха читала текст механически, не вникая в суть того, что написано. Теперь пришлось посмотреть на текст более вдумчиво. Сначала обратила внимание на первые несколько слов в начале написанного правила «изменяемая» и «значимая» часть слова. Если слово «изменяемая» еще можно было встретить. То слово «значимое» не приходило на память. Оно, конечно, говорило о чем-то значительном, но давно ушедшем и используемом не в наши дни.
– Значит, слово состоит из разных частей, - начала старуха объяснение, – вот об одной части слова тебе и рассказали.
- А остальные части слова где? – спросил внук.

Нужно было пролистать учебник, чтобы не ответить невпопад. Но она этого делать не стала. Прочитала в правиле следующие слова. Появилось слово «форма слова». На память пришли несколько другие связки слова «форма». «Форма сосуда» и «школьная форма». Вот и у слова появилась форма. Ее как-то нужно было представить. В виде круга или куба.
- А повтори правило так, как учишь иностранные слова, - предложила старуха.
Внук пытался повторить, но сбивался. И при слове «значимая». И при слове «форма». И при слове «связь».
- Уже три ошибки, мне поставят двойку, - захныкал внук.
 
Старуха стала думать о том, как упростить запоминание этого коротенького правила. Сама она пользовалась для запоминания разными ассоциациями. Она связывала события с некими особенными, памятными и яркими событиями. И так помнила и некоторые их детали. И придумала то, что поможет запомнить последовательность слов в правиле.
- Ты видел полицейского на улице? – спросила старуха внука.
К слову, полицейский старуха никак не могла привыкнуть. Уже много лет. Так и оставались все они милицией. Но произнесла это слово.
- Видел, видел, - отозвался внук.

- У каждого полицейского есть форма. Они форму надевают, когда следят за порядком в нашем городе. Если они в форме, то они на важной для всех службе. Тебе нужно просто запомнить два слова в самом начале, а потом слова форма и служба, - предложила старуха внуку особый вариант запоминания правила.
Внук смотрел на бабушку долго и о чем-то своем думал. Старуха его не торопила. Ведь как просто запомнить такой прядок. Тут и форма, и служба. Проще, чем в учебнике для третьего класса.
- Нет, так я не могу запомнить, - ответил печально внук. – Лучше прочитай мне это правило двадцать раз.
- Можно десять? – спросила старуха.
- Тогда пятнадцать, - решил поторговаться внук.

Старуха решила не читать это нудное правило, а повторять его наизусть. Но редкое слово «значимое» даже из ее памяти выпадало. Никак не могла она привязать его хоть к чему-то в своей памяти. А уж там сколько всего разного болталось. Но это слово жило отдельно. Пока старуха тренировала свою память, внук успокоился и тихонько заснул. А старуха еще несколько раз повторила правило. Ошибка постоянно повторялась. Вспомнила старуха, как раньше рассказывали об обучении во сне. Вот этот метод нужно было применить. Старуха открыла учебник и еще пару раз вслух прочитала правило про окончание слов. На этом ее слова закончились. Внук спал. А старуха смотрела на удивительный учебник русского языка для третьего класса.


Рецензии