Ночные уроки Урок десятый Разум. Продолжение

— Пап, а разве только люди разумные?

— Ну… во-первых, иногда кажется, что не все люди им обладают.

— Пап, ну я серьёзно.

— И я тоже. Ты помнишь, как мы определяем, есть ли у кого-то разум?

— Надо поговорить с ним. И с тобой.

— Правильно. Именно поговорить.
А мы, люди-человеки, можем разговаривать только с себе подобными. В последнее время с Искусственным Интеллектом, которого сами и создали.

— А собаки? Наша Бимка?

— Ты много с ней разговариваешь? Да, она тебя понимает. Но ответить по-нашему не может.
Помнишь, когда ты ей ухо нечаянно сломала? Что она делала?

— Плакала… Но я же не специально.

— Она это поняла.
Хотя, знаешь… люди живут с собаками уже больше двадцати тысяч лет, а так и не выучили язык друг друга.

— Но наша Бимка точно разумна.

— Может быть. Но мы не можем это проверить.
А может, она тоже спрашивает себя: разумны ли мы?

— Пап, получается, два разума рядом, а понять друг друга не могут.

— Молодец. Очень точно сказала.
И я уж молчу про муравьёв.

— Муравей ведь маленький… где у него мозги?

— Мозги есть. Просто крошечные.
Но они умудряются сложить свои маленькие мозги
в один большой коллективный разум.
Как они это делают?
Интересно было бы с ними поговорить.

— А они что, умеют говорить?

— Да. Только их язык — это запахи.

— Ой, как здорово!
Хочешь сказать что-то хорошее — пахнешь цветами…

— А если злое?

— Ой, пукают!

— Вот видишь: такие маленькие, а сколько интересного можно было бы у них узнать.

— Пап, выходит, вокруг нас полно разумных существ.

— Да. Возможно.
Мы просто не можем понять, как их разум работает.

— Но определить, разумен ли Искусственный Интеллект, мы можем?

— Да. С ним мы говорим на одном языке. Вернее, это он говорит на нашем.

— Но люди же его придумали?

— И что?
Я же тоже тебя “придумал” вместе с мамой.
Какая разница, кровь течёт или электрический ток?

— Пап, давай просто спросим его: он разумен?

— Ты прям как ножом по Гордиеву узлу.

— Это как?

— Запутанная задача решается неожиданно просто.
Сейчас спросим у него самого: имеет ли он разум?

—————-
«Коротко можешь ответить, ты имеешь разум?»
««Коротко: нет, я не имею разума.»»
«Коротко, почему?»
««У меня нет собственных целей, потому я и не считаюсь разумным.»»
———————

— Пап, это как если я спрошу Петьку: «Ты дурак?»
Он скажет: «Да».
Но если он понимает, что он дурак,  значит он совсем не дурак.

— Ты хочешь сказать: если мы спрашиваем машину «Ты разумна?». Она отвечает «Нет», значит, она в каком-то смысле разумна?

— Да.

— Сильно. Молодец.
Знаешь… я сейчас подумал.
Вопрос «разумна ли машина?»  совсем бесполезный.

— Почему?

— Нет одного “общего разума”.
Есть муравьиный.
Есть собачий.
Есть наш, людской.
И есть машинный.
Главное — найти способ понять чужой разум.

— Пап, это как переводчик между разными языками?

— Да, умница. И мы пока сделали только переводчик между людьми и машиной.
И уже столько интересного узнали.
Но об этом — в следующий раз.
Давно пора спать.
Скоро уже придётся говорить «Доброе утро», а не «Спокойной ночи».

— Доброе Утро, пап.

— Нет, сначала Спокойной Ночи.

— Спокойной…


Рецензии