Рецензия на фильм Хроники русской революции. 7. 0

  Продолжим разговор о Ленине. Почему кинорежиссер
Андрей Кончаловский в телесериале ..Хроники русской
революции'' вставил в фильм сцену, которой не было в
реальной жизни — Ленин с сотоварищами ищет Парвуса и
находит в типографии, и далее они начинают добиваться у
него признания, куда он спрятал деньги Максима Горького?!
    Почему кинорежиссер вложил в уста Ленина слова — А вы
ему пальчики режьте, начиная с кончиков?!
   И, если ответ на первый вопрос ответ достаточно прост, то
на второй, полагаю, мало кто может дать обоснованный
аргументированный ответ.
    На мой взгляд, ответ на первый вопрос лежит, что
называется , на поверхности. Да, в действительности была
создана комиссия из революционеров, которая разбиралась с
Парвусом, с тем своровал ли он деньги Максима Горького или
нет. Справедливости ради, надо сказать, что историк Егор
Яковлев в видеоролике сообщает, что было даже два
товарищеских суда над Парвусом, один в России и другой в
зарубежной стране.
    Но Яковлев не высказал никакого предположения, почему
кинорежиссер не стал показывать товарищеский суд так, как
он проходил на самом деле, а показал разборку в типографии.
   Лично я полагаю, что Кончаловскиий решил, что зрителю
будет скучно смотреть, как проходил реальный товарищеский
суд, то ли дело разборка в гангстерском стиле. И в этом он,
пожалуй, прав.
     Теперь о том, почему Ленин в фильме Кончаловского
произносит фразу о пальчиках. Чтобы объяснить это,
придётся зайти очень издалека. Но мы ведь никуда не
торопимся, правда?!
     Придётся начать с самого детства Володи Ульянова.
Маленький Володя Ульянов был активным ребёнком, если
использовать современную терминологию, то можно даже
сказать, что он был гиперактивным ребёнком. Не будем
описывать все его детские шалости, но одна из них, надо
признаться, произвела на меня впечатление.
    Маленький Володя залезал под диван, а когда кто-нибудь
проходил мимо, он неожиданно хватал человека за ногу.
   Отец Володи учил ребенка шутить и понимать юмор, они
частенько занимались пикировкой. Папа считал, что всё это
поможет в будущем его сыну одерживать победу в спорах и
дискуссиях. Как прав был старик Фрейд, когда заявил, что всё
идёт из детства!
                Из интернета.
   Один из лучших словесных портретов Ленина
принадлежит Максиму Горькому — отнюдь не юмористу
и не апологету иронического отношения к жизни. Он
толковал:
«Никогда я не встречал человека, который умел бы так
заразительно смеяться, как смеялся Владимир Ильич.
Было даже странно видеть, что такой суровый реалист,
человек, который так хорошо видит, глубоко чувствует
неизбежность великих социальных трагедий,
непримиримый, непоколебимый в своей ненависти к
миру капитализма, может смеяться по-детски, до слез,
захлебываясь смехом. Большое, крепкое душевное
здоровье нужно было иметь, чтобы так смеяться…»
Ленин говорил Горькому — как будто хотел обратить его
в свою веру: «Это — хорошо, что вы можете относиться
к неудачам юмористически. Юмор — прекрасное,
здоровое качество».
   Правда, в 1919 году тот же Горький как-то раз с
раздражением говорил Корнею Чуковскому о Ленине:
«Хохочет. Этот человек всегда хохочет». Но
обыкновенно ленинская смешливость его все-таки
умиляла.
   Вторила Горькому и женщина, которая знала товарища
Ульянова лучше других — Надежда Константиновна
Крупская: «Улыбался очень часто… Ух, как умел
хохотать. До слез. Отбрасывался назад при хохоте…»
     Повзрослевщий Владимир очень любил шутки и юмор, он
не любил только пошлые и солдафонские шутки, которые ещё
иногда называют казарменным юмором. Полюбил он и
черный юмор, мало того, он полюбил шутить шутками
чёрного юмора!
    Наверное, сейчас некоторые читатели уже догадались,
почему в фильме прозвучали слова о пальчиках, которые надо
резать?
   На всякий случай всё же уточню. Думаю, что режиссер
Кончаловский решил воспользоваться эпизодом в типографии
для того, чтобы показать, что Владимир Ильич любил
пошутить шуткой чёрного юмора!
Должен сказать, что я знал, что Сталин любил пошутить
шуткой черного юмора, и в курсе практически всех его таких
шуток, но про Ленина не знал. Просмотр фильма Андрея
Кончаловского подвиг меня на изучение того, как же шутил
Владимир Ильич Ленин. И вот что мне рассказал интернет
   - Однажды в эмиграции, в европейской сутолоке,
Ульянову пришлось провожать подругу детства
Надежды Крупской — Ариадну Тыркову-Вильямс —
писательницу, сторонницу кадетской партии:
«Дорогой он стал дразнить меня моим либерализмом,
моей буржуазностью. Я в долгу не осталась, напала на
марксистов за их непонимание человеческой природы,
за их аракчеевское желание загнать всех в казарму.
Ленин был зубастый спорщик и не давал мне спуску, тем
более что мои слова его задевали, злили. Его улыбка —
он улыбался, не разжимая губ, только монгольские глаза
слегка щурились — становилась все язвительнее. В
глазах замелькало острое, недоброе выражение… Я
еще задорнее стала дразнить Надиного мужа, не
подозревая в нем будущего самодержца всея России. А
он, когда трамвай уже показался, неожиданно дернул
головой и, глядя мне прямо в глаза, с кривой усмешкой
сказал: — Вот погодите, таких, как вы, мы будем на
фонарях вешать.
Я засмеялась. Тогда это звучало как нелепая шутка.
— Нет. Я вам в руки не дамся.
— Это мы посмотрим».
     Сейчас, когда мы знаем очень много про так
называемый красный террор, можно подумать, что
Владимир Ильич уже тогда был настроен очень жестко в
отношении тех, кто в будущем мог идти против его
линии. И что это, возможно, даже не была шутка черного
юмора.
      Но вернёмся к эпизоду в типографии. Скажу со
свойственной мне честностью — я и сам купился,
принял за чистую монету слова Ленина о пальчиках. Вот
что значит волшебная сила искусства, как говорил
Аркадий Райкин! Правда, поверил я не на все сто
процентов, и начал анализироватть что же это было! И
через какое-то время поизучав материалы о Ленине в
интернете, пришел к выводу, что это была шутка черного
юмора, придуманная или Кончаловским, или
сценаристкой Еленой Киселёвой.
    А теперь снова об историке Егоре Яковлеве. Сразу
непроизвольно вспомнилась фраза, которую произнес
Владимир Высоцкий в известном фильме — А теперь
Горбатый! До сих пор помню интонацию произнесенной
фразы. Но не будем отвлекаться.
    На мой взгляд,историк Яковлев ничего не понял по
эпизоду в типографии и допустил не одну, а даже две
ошибки. Первая — он не понял, что это была шутка
черного юмора, придуманная сценаристкой или самим
Андреем Кончаловским. Второе , он оказывается,
похоже не знал, что Ленин любил шутить именно в кругу
своих товарищей по партии, в том числе шутками
черного юмора. Но полагаю, что он, всего скорее, знал,
что Ленин любил шутить в кругу своих товарищей
революционеров. Всего скорее, он не сообразил
выстроить цепочку логических рассуждений.
     Пример из интернета, как шутил Ленин в кругу своих
единомышленников
- А умел ли Ильич шутить — экспромтом, по-
энгельсовски? Бывало. Вскоре после Октября, когда
большевики делили в левыми эсерами государственные
посты, последние предложили на пост наркома по
продовольствию Ивана Теодоровича — неглупого
теоретика, автора дельных статей. Ленин пошутил: «Ну,
надо кого-нибудь похуже, а то его всё равно через
неделю в Мойке утопят».
               Как мы видим — умел!
   Похоже, у профессиональных революционеров в силу
специфики их работы, работы нервной, тяжёлой и
грязной, неотъемлемым качеством становится умение
использовать черный юмор!
Недаром ведь Ленин произносит в фильме фразу —
Хотите не испачкать руки и сделать революцию в белых
перчатках?!
   Удивительно, но до сих пор некоторые люди не хотят
признавать, что в своих некоторых действиях
революционеры были весьма похожи на бандитов!
Ограбления банков?! Взрывы людей?! Правда, это
уже скорее терроризм. Пытки людей, посаженных
большевиками в тюрьму?
   Полагаю, что кинорежиссер Андрей Кончаловский
очень деликатно на примере с эпизодом в типографии
намекнул на эту схожесть... И это можно поставить
создателям фильма в заслугу.
                12.11.2025
                Продолжение последует


Рецензии
Очень интересно.
Политика дело грязное, а значит и люди ею занимающиеся - соответственно...

Только на 10-серии показалось, что фильм о серьёзном,
до того виделся просто стёб и Ленин-Ткачук вроде клоуна.

Помните эпизод, когда Ленин стул вынес из комнаты солдату, который охранял его кабинет, впечатление, будто на будущего зрителя работал. Когда-то давно нам рассказывали о доброте дедушки-Ленина.

Светлана Рассказова   15.11.2025 14:50     Заявить о нарушении
А как же, конечно же, я помню об этом стуле! Спасибо за рецензию. Рад, что Вам показался интересным мой скромный труд.

Виктор Томилов   15.11.2025 15:14   Заявить о нарушении