Иисус. Разрыв с иудаизмом и тень Сераписа

Разрыв с Иудаизмом и Тень Сераписа

Философский очерк о происхождении раннего христианства

Когда говорят о происхождении христианства, обычно подчёркивают его связь с иудаизмом. Но если всмотреться в духовную атмосферу первых веков, становится ясно: между ранним христианством и иудаизмом лежит не мост, а пропасть — пропасть мировоззрения, стиля мысли, образов божественного, отношения к человеку, телу, душе, смерти и надежде.

Эта пропасть не случайна.
Христианство возникает именно там, где еврейская мысль встречается с мощным культурным океаном эллинизма. И среди всех греко-египетских культов особое место занимает Серапис — бог, чьи черты удивительным образом перекликаются с тем, как ранние христиане представляли Христа.

1. Христианство как эллинистическая, а не иудейская религия

Иудаизм строится на Законе, на строгости, на устройстве общины, на предписаниях и ограничениях.
Раннее христианство — это религия:

не закона, а любви;

не ритуальной чистоты, а внутреннего преображения;

не этноса, а всего человечества;

не храма, а сердца;

не свода правил, а тайны.

Все эти черты ближе к эллинистическим культам, чем к иудейской традиции.

Христианство рождается не в Иерусалиме — оно рождается в Антиохии, Александрии, Эфесе, Коринфе, в городах, где смешивались идеи, мистерии, философия, магия, аскеза и надежда на спасение.

2. Серапис как духовный предтеча христианства

Серапис был создан как универсальный бог, призванный объединить греков и египтян под знаком милосердия, исцеления и загробной надежды. Но со временем он стал чем-то большим — светлым отцом, божеством мудрости, утешения и внутреннего возрождения.

Сравни ключевые элементы:

а) Целительство

Серапис — бог врачевания.
Христос — великий целитель.
Обе традиции видят исцеление как знак присутствия божественного.

б) Победа над смертью

Серапис связан с Озирисом, богом воскресения.
Иисус — воплощённая победа над смертью.
В обоих случаях смерть не является границей.

в) Универсальность

Серапис — бог, предназначенный «для всех народов».
Христос — Спаситель всего мира, а не одной нации.

г) Мистический личный опыт

Культ Сераписа строился на инкубации, сновидениях, внутреннем откровении.
Христианство — на личном восприятии Христа и действии Духа в сердце.

Это не «заимствования» — это общий духовный климат, в котором рождается новая вера.

3. Александрия как колыбель христианства Сераписа

Если где-то и искать истоки христианства, то:

Не в Иерусалимском храме,
а в Александрии, городе книг, мистерий и философов,
где библиотека хранила тексты о богах, мудрецах и бессмертии.

Александрия — это:

центр культа Сераписа;

место, где иудеи соприкоснулись с греческой духовной культурой;

город, где возникли первые христианские школы.

Совпадение ли это?
Или христианство здесь украло у иудаизма сюжет,
но напиталось духом эллинизма?

4. «Разрыв», а не «продолжение»

Христианство не выглядит как естественное развитие иудаизма. Напротив, оно:

отменяет обрезание, субботу и пищевые законы;

расширяет божественность до Троицы;

снимает этнические ограничения;

вводит таинства — концепцию чуждую иудаизму;

переносит центр веры из Закона в Личность.

Такой поворот возможен лишь при сильнейшем внешнем воздействии — именно эллинистической мистики.

5. Христос как новый Серапис: образ для мира, а не для племени

Тезис (философский, не исторический):
Христос ранних общин воспринимался как новый образ универсального Спасителя, типологически близкий Серапису.

Не копия.
Не подражание.
А новая форма той же глубокой человеческой мечты:

о боге, который исцеляет;

о боге, который спасает душу;

о боге, который принадлежит всем.

Иудаизм не знал таких богов. Эллинизм — знал.


Рецензии