Три капитала
ТРИ КАПИТАЛА
(Субъективные заметки)
Итак, «капитал».В данных наших субъективных заметках мы используем лишь один аспект этого действительно широкого понятия (термина), а. именно. «стоимость» ("ценность»). «Капитал» - это «стоимость» («ценность»). И не просто «стоимость», а самовозрастающая «стоимость» или «ценность.
Мы обращаемся к «капиталу» не как к золоту, платине и другим ценным и сверх ценным в социально-антропологическом мире вещам, а. по Марксу, как к вещи, которая одновременно олицетворяет и затеняет социальные отношения. Умение капитала темнить, маскировать социальные отошения уникально. Этим, собственно, и объясняется тот факт, что против капитализма, чистого капитализма поднять пролетариат, и тем более, более широкие массы трудящихся довольно сложно.
Да, истории известны революции удачные и неудачные, которые называют пролетарскими и/или социалистическими. Но если обратиться к анализу участвовавших в них политических сила, то оказывается, что они не только пролетарские, не только антикапиталистические: можно обнаружить антифеодальный, антиколониальный, антифашистский компонент(ы).
Чем объяснить отсутсвтвие в ХХ веке успешных мощных выступлений пролетариата в Западной Европе и Северной Америке, где он исторически сложился к концу Х1Х века как самый многочисленный класс трудящихся? Одной из причин этого является иллюзия «возможности разбогатеть» каждому, которой капитализм сдерживает революционные порывы трудящихся масс. В «чистом» капиталистическом обществе все – капиталисты. Буржуазия сама выделилась благодаря поддержке рабочего класса в «класс для себя», но ему (рабочему классу) такой возможности не даёт…
Мы видим даже то, что элементы капитализма вынуждены были возродить и коммунистические руководители тех стран, в которых, они, придя к власти в результате революций, провозглашали путь на социализм/коммунизм (КНР, Вьетнам, Куба и др.). Отталкивание от капитализма и возвращение к нему в той или иной форме имело место и в истории нашей страны, когда она провозглашала себя социалистической ( от «военного коммунизма» к НЭПу)…
Неужели капитализм во всех его реалиях – это действительное определение и завершение истории человечества? Мы не можем отрицать вероятность такой судьбы человечества. Но вероятность – это не неизбежность.
Да, вероятность того, что капитализм может погубить человечество и всё живое на планете очень велика.
Капитализм обогатил человечество и позитивным опытом, небывалого роста производительности труда, и негативным, создания чудовищного по разрушительной мощности оружия. Поскольку, де факто, структуры капитализма продолжают доминировать на планете Земля, в прекращении (остановке) смертельно опасной для судьбы всего человечества деятельности заинтересованы и сами владельцы капиталов. Во всяком случае наиболее дальновидные и мудрые.
Чистого капитализма как и других общественно-экономических формаций не существовало и не существует. Мы представляем упрощённую схему, отталкивающуюся, разумеется, от многих деталей картину.
Современный Мир находится под воздействием трёх видов капитала.
1. Просто капитал. К этому виду мы относим ранние и наиболее распространённые виды капитала: торговый, ростовщический, промышленный. Можно отнести к нему все виды капитала, которые не достигли качеств финансовго капитала.
2.Финансовый капитал. Монополистический или олигархический капитал. Его генезис: «Концентрация производства; монополии, вырастающие из неё; слияние или сращивание банков с промышленностью…» (В. И. Ленин. Полное собрание соч., 5 изд., т. 27, с. 344).
Как работает финасовый капитал :«Но при капитализме невозможна иная основа, иной принцип дележа, кроме силы. Миллиардер не может делить «национальный доход» капиталистической страны с кем-либо другим иначе, как в пропорции «по капиталу» (и притом еще с добавкой, чтобы крупнейший капитал получил больше, чем ему следует). Капитализм есть частная собственность на средства производства и анархия производства…» "О лозунге Соединенные Штаты Европы (Ленин) — Викитека
Эти ленинские слова блестяще подтверждаются при наблюдении во всех многообразных подробностях, во всех многообразных СМИ (газеты, радио, ТВ, Интернет) за поведением современных, в особенности западных политиков, представляющие интересы финансового капитала.
Финансовый капитал – главный аттрактор различного типа войн и мировых в том числе и в особенности. Природа финансового капитала обуславливает необходимость общественного контроля над этой формой капитала вплоть до возможном слиянии в перспективе с государственным капиталом или общественной собственностью.
3.Реальный, истинный, или духовный капитал. Или, иначе говоря, это ценности культуры, духовная культура. В условиях капитализма всё капитализируется: и наука, и искусство и нравственность (мораль). Хотя сущностью своей «духовный капитал» противится капитализации. Действительная ценность духовного капитала определяется не рынком, а человеческими качествами. Те ценности, которые капиталистической реальностью навязываются как ценности, часто оказываются не ценностью, а антикультурой, ведущей человечество к деградации..
Поэтому часто проявляющиеся здесь цены выступают как явная спекуляция. С другой стороны именно духовные ценности справедливо претендуют на определение самовозрастающей стоимости (ценности), влияя на совершенствование и самосовершенствование человека. Именно этой форме «капитала» предстоит вытеснить, представляется нам, антигуманные тенденции в функционировании капиталов. Опыты, не всегда удачные, вытеснения духовным капиталом зловещих игр финансовых капиталов были и ведутся.
Чтобы человечество могло избежать самоуничтожения оно должно стать человечеством «для себя». Бог создал человечество не для того, чтобы оно могло погубить себя.
Свидетельство о публикации №225111601260