Алевиты Турции. Богослужение и ритуал
называемый айин-и джем (ayin-i сem) или просто джем. Юрий Аверьянов, российский востоковед, специализирующийся на вопросах истории и философии суфизма, в своей работе, посвящённой течению бекташи, говорит о том, что происхождение названия этого ритуала многие учёные связывают с термином иракской школы суфизма айн аль-джам (сущностное единение), означающим способность тех, кто достиг цели мистического пути, постигать божественные тайны, скрытые от обычных верующих. В то же время османские авторы настаивали на персидском происхождении слова айин, означающего ‘установление, обряд’. Таким образом, слово айин стало обозначением
некой церемонии религиозного характера, оно не имеет прямой связи с арабским словом айн (‘сущность’). Цель таких радений – поклонение Богу, духовное обновление, а также механизм общественного и индивидуального контроля. Помимо религиозной функции, джем традиционно заключал в себе образовательную и просветительскую функцию. Джем, в особенности во времена Османской империи, выполнял также роль судебного органа алевитов. Алевиты никогда не обращались в османские суды. Личные проблемы, семейные вопросы, конфликты, возникающие между человеком и обществом, – всё это обсуждалось во время джема. Джемом управляет наставник алевитской общины – деде. Членов алевитской общины принято называть талибами (тур. talip). Вместе с деде службу ведут 12 человек.
– Деде (пир, мюршит; тур. dede, pir) управляет службой, разрешает
проблемы, просвещает общину, обучает, указывает верный путь.
– Рехбер (тур. rehber) – второй по значимости человек после деде – разъясняет задачи тем, кто принимает участие в службе.
– Гёзджю (тур. gezcu) следит за порядком во время джема.
– Черагчы (делильджи) (тур. delilci) отвечает за освещение во время
службы. Раньше этот человек зажигал свечу и освещал место службы. Сегодня
ввиду наличия электричества эта служба имеет скорее символическое значение.
– Закир (сазандар, гювенде, Ашик Баба; тур. zakir, sazandar, g;vende, A;;k
Baba) исполняет религиозные гимны. Обычно этих людей трое. Они аккомпанируют себе на сазе.
– Сюпюргеджи (ферраш, фарашчи, джарджи; тур. ferras) – человек, который по окончании каждой отдельной части службы символически очищает место для молитвы тремя взмахами метлой, произнося при
этом «О Аллах, о Мухаммад, о ‘Али!».
– Сакка (сакаджи, саки, долуджу, тезекяр, ибриктар; тур. sakka, saki, dolucu, ibriktar) – человек, который окропляет водой молящихся и
даёт им испить святой воды.
– Софраджи (локмаджи, накип, курбанджи, нийазджи; тур. nakip, kurbanci, niyazci) отвечает за приношение жертвы и раздаёт членам общины принесённую пищу, разделив её на равные части.
– Перване (семахчы тур. pervane, semahci) – человек, исполняющий религиозный танец семах. Здесь нужно отметить, что в отношении перване сведения в разных источниках несколько разнятся. Согласно материалам из книги
деде Мехмета Йамана, перване (он же дышары гёзджюсю, пазванд; тур. pazvand) следит за людьми, которые посещают джем, обеспечивая таким образом безопасность во время службы.
– Пейик (даветчи, окуйуджу; тур. peyik, davetci, okuyucu) сообщает общине
о предстоящем джеме.
– Изникчи (мейданджи; тур. meydanci) следит за чистотой и уборкой ритуального помещения – мейдана.
– Капыджи (бекчи; тур. bekci) обеспечивает безопасность во время
джема.
Здесь важно отметить, что в соответствии с алевитской философией джемэви – это не то место, куда нужно приходить, чтобы очиститься от грехов, напротив, это то место, куда нужно приходить безгрешным. В этой связи на айини джем допускаются только достойные люди, которые перед тем не совершили греха. Молитва и общение с Богом, по мнению алевитов, происходит не только во время джема, но каждую минуту. Верующий вместе с каждым своим деянием, словом, поступком предстаёт перед Богом. Это обстоятельство ещё раз подкрепляет идею о том, что обитель Бога – в душе человека.
Источник: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Том 155, кн. 3, ч. 2 Гуманитарные науки 2013 // ФИЛОСОФИЯ, МИСТИЦИЗМ И ВОПРОСЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ ФИЛОСОФИЯ ТУРЕЦКОГО АЛЕВИЗМА
Свидетельство о публикации №225111601270