Как пересечь незаконно государственную границу

Нарушитель границы.

Первый раз в своей жизни я покинул пределы Родины незаконно. Без документов; в детстве, без разрешения родителей и властей. Пересёк государственную границу СССР, воспользовавшись недосмотром пограничников, и буквально ушёл пешком в сандаликах без вещей в капиталистическую страну будучи пионером и прилежным учеником. Было это в 1977 году, при правлении Брежнева, когда везде ещё можно было увидеть лозунги: «Граница СССР священна и неприкосновенна!».  Были ли последствия? Никаких. А ушёл я в Иран… У них тогда ещё там шах был.

Вот прочитаешь первый абзац, и неизвестно что можно нафантазировать в своей голове. Или взять под сомнение, изложенное выше. Но всё это было правдой и объяснялось довольно просто. Суть в деталях.
 
Было мне тогда одиннадцать лет. Отец у меня служил в пограничных войсках КГБ СССР, возглавлял один из отделов в штабе пограничного отряда на границе с Ираном. Когда его командировки по погранзаставам совпадали с моими каникулами он с удовольствием и, к моей большой радости, брал меня с собой. Начальство не ругалось, ведь из детей пограничников вырастали новые пограничники. Так повелось.
 
Было это в Азербайджане. У меня уже были любимые морские заставы, где и берег был с белым песком и вода голубая, прозрачная. Потому что не везде Каспий баловал такой береговой линией. Иногда заходишь в море, а там дно илистое, камыши какие-то. Идёшь-идёшь, уж метров двести от берега, а всё по пояс и вода мутная.

Горные дальние заставы я любил не меньше. Туда уже хлебовозка хлеб не возила, солдаты его сами в печке пекли. Свежий, с пылу, с жару. Много ли нужно было советскому мальчишке для счастья!? На лошадях там можно было покататься, грибов набрать или горных трав.
 
Но не буду отвлекаться от сути повествования. Эти горы назывались Талышскими. У моря были субтропики, кипарисы, чайные плантации, лимоны, мандарины и фейхоа. Лаврушку я рвал прямо с балкона. Талышскими горы назывались, поскольку на юге Азербайджана проживает ираноязычный народ – талыши.  Вот в один из летних дней взял меня отец снова на границу. Ехали мы на двух машинах. Отец с водителем на ГАЗ-66 впереди, а я на большом ЗИЛе сзади, с водителем и сержантом, там в кабине места побольше. Мы неспеша вдоль границы поднимались всё выше. В какой-то момент субтропические леса закончились и горы стали лысыми, без деревьев, просто покрытые травой. Обычно мы ездили по тыловым дорогам, а тут мы вышли на передний край, так как тыловую дорогу размыли дожди. Системы из колючей проволоки и контрольно-следовые полосы уже остались сзади. Пограничные столбы часто не стоят. Они вообще редко стояли. Едем мы так по этим лысым горам то вверх, то вниз, а справа от дороги метрах в двадцати идёт вспаханная полоса, межа.

Спрашиваю у сержанта: «Зачем здесь пахали, ведь возделываемых полей нет в округе?»

«Так это же и есть граница», - ответил сержант.

Я усомнился, всегда ездил вдоль границы, но на переднюю линию никогда не выходил.
Знал, что она где-то рядом, но не видел прямо так вплотную. Машина с отцом немного оторвалась вперёд, а мои попутчики остановились, чтоб справить нужду, и отошли за машину с противоположной стороны от границы. Пока погранцы о чём-переговаривались, я тихонько слез с кабины и с другой стороны машины спокойно подошёл к меже и пересёк её. Прошёл метров десять и немного испугался. Вдруг какой-нибудь иранский жандарм из засады стрельнёт в меня за то, что я перешёл их границу. Но никто не стрелял, на обеих сторонах росла одинаковая трава и чирикали те же самые воробьи. Солдаты с любопытством смотрели на меня и ничего не говорили. Зато у меня сердце билось в два раза чаще. Я запрыгнул в кабину, и мы поехали дальше. Вскоре появились пограничные столбы обоих государств, а наша межа аккуратно проходила ровно между ними. Через некоторое время это повторилось.
Сомнения, что я побывал за границей, у меня полностью отпали.
 
Эта наивная и простая история сейчас кроме улыбки ничего не вызывает. А тогда в СССР на меня произвела просто неизгладимое впечатление.
 
Вообще граница дарила очень много по-настоящему интересных историй, с интересными сюжетами и персонажами. Но это уже нужно выкроить время в другой раз, чтобы снова сесть за клавиатуру.
 


Рецензии