Не за огонь люблю костёр 2022 год

(Из путевых заметок. Ноябрь.)

Ещё по дороге из города обратил внимание на берёзы, жёлтая листва которых резко выделялась на фоне пасмурного неба и угрюмых сосен. Пожалуй, это были единственные яркие пятна в лесу, где голые кленово-осиновые урочища наполнены печалью об ушедшем лете.

Когда-то читал про связанную с осенней листвой народную примету: «Если берёза теряет своё убранство раньше других деревьев, то ..., а если позже – то …» Вот, только самого главного не помню. То ли речь про сроки установления устойчивого снежного покрова, то ли ещё что-то про наступление зимы.

Вечером дома полистал справочник – всё не то. Заглянул в Интернет. Ага, есть: «Если берёза не скинула листву в октябре, зима ожидается поздней». Ладно, подождём, нам не к спеху.

В пригородной маршрутке настроился на походный лад – настолько мелькающий вдоль обочины шоссе хвойно-берёзовый пейзаж ассоциировался с видами за окном железнодорожного вагона; не хватало только волнующего душу каждого бродяги перестука колёс на стыках рельсов. В этом смысле Роману с Таней повезло больше: они поехали электричкой. Зато у нас второй завтрак был под берёзой …

Шагая по просеке, где лужицы, оставленные вчерашним дождём, чередовались с пятнами выпавшего ночью снега, несколько раз ловил себя на мысли, что не узнаю путь до «второго» перекрёстка, хотя прежде бывал на этом участке леса многократно. Склероз? Да, вроде, рано. Видимо, сказались сезонная смена «картинки», следы свежей рубки леса за левой обочиной, отвлечение на разговор с попутчиками. Да, и проходил я здесь последние пару лет всё больше во встречном направлении.

И, потом, забывчивость какая-то избирательная: про предстоящий обед, например, помню всегда и ко времени непроизвольно начинаю поглядывать на часы: «уж пол… день близится …». Шутки-шутками, но втайне порадовался, когда спустя какое-то время сходу признал т.с. в лицо очень невыразительный изгиб дороги, откуда до скрытого молодым сосняком перекрёстка, где намечена встреча с «железнодорожной» частью группы, остаётся – готов поспорить! - метров двести.
 
Сделали по просекам и старым дорогам солидный крюк к востоку в дальнюю (от начала маршрута) часть леса, где мои спутники прежде не бывали. В это время года людей там не встретишь: для грибников уже поздно, для лыжников – рано, да и нечасто сюда лыжню прокладывают. Поэтому, поотстав от группы, можно было представить себя оторванным от цивилизации. Если б ещё ветер не приносил с севера гул федеральной автотрассы… Впрочем, он же и уносит, пусть редкие, но характерные звуки проходящих на юге железнодорожных составов. (А ещё – проверено! – на обеденном привале треск костра и хоровой писк за ушами заглушают все прочие звуки!)

Прикинув скупой по осени лимит светлого времени, сошли с просеки в лес и потопали вверх по склону. Забрались на одну горку, оттуда – на вторую, а там отлого поднимается и третья, открытый бок которой, запорошенный свежим снежком, проглядывает сквозь молодой сосняк. До чего же местность живописная! А тут ещё в голубую прореху сплошных облаков солнце ненадолго проглянуло. Эх, хорошо! Ух, здорово!

И тут – хорошо, и там – здорово! Это – про место для большого привала.
Там, под горкой среди бронзовоствольных сосен – чистая ровная полянка с удачным таким брёвнышком без сучков – аккурат, все шестеро поместимся. Но с дровами для костра туго: сосны – в обхват, а подлеска нет.
Тут, на третьей горке – тонких сосновых сухостоин, что спичек в коробке, но требуется сиденья сооружать, и чтоб без сучков. Вот, если б эти дровишки – туда, или то брёвнышко – сюда…

Про Сизифа, оказалось, все наслышаны, поэтому осторожное предложение затащить сырое подопревшее бревно в горку энтузиазма у мужской части группы не вызвало. Наверное, поэтому сразу расчехлили ножовку и топор, и в считанные минуты заготовили несколько ровных сушин. Вопрос, зачем так много, отпал сразу, как только одно, второе и третье брёвнышко аккуратно легли поперёк ложбины, оставшейся после посадки сосен.

Ох, уж эта неизбывная тяга горожанина к комфорту! На однодневном маршруте особенно заметно проявление городских привычек в лесу.
С другой стороны, без бревенчатых сидений сейчас никак: не май месяц, на земле не расположишься, даже пользуясь пенополиуретановой «сидушкой». 

А вот раньше бывало и наоборот. Смеясь, рассказывал друзьям, как, устав от многочасового дежурства у окошек железнодорожных касс в ожидании билетов на проходящий (и вечно опаздывающий) уральский поезд, улёгся, постелив коврик, на полу в старом кассовом зале Куйбышевского вокзала. Когда ж это было-то? Дай сообразить… Точно – осенью 1981-го года, когда уходили в Южно-Уральскую единичку.

От воспоминаний отвлекли костровые заботы и шелест упаковки, точнее, распаковки домашней «завертухи». Наступившие холода заставили поменять походный рацион в пользу горячих блюд. Поэтому – как без костра? А тут ещё разнообразие праздничного десерта, которого каждый взял на себя и ещё немного. Вот уж, действительно, «не за огонь люблю костёр…»

С обеденной стоянки ушли через лес, снова не пользуясь компасом: ориентировались на шум трассы, параллельно которой тянется поперёк нашего пути нужная квартальная просека.
Вдобавок, вскоре появился ещё линейный ориентир – звериная (кабанья) тропа подходящего направления. Как в известном мультике: «Куда идём мы с Пятачком…»
Вообще, весь день встречали на дорогах, отчётливо видимые на мокром песке и снежной «пудре», следы копыт, в т.ч. много – маленьких. Что-то такое, помнится, уже бывало (Как я попал в осень (Ну, ты попал, мужик!) 2022 год.) Тьфу-тьфу!

Да-а, здесь вам не там, не городской парк: осознание близости зверя тонизирует, знаете ли. Но – недолго. В этот раз разговор с обсуждения дурного характера кабана как-то незаметно перешёл на маринады к свиному шашлыку. А ведь, вроде, только недавно отобедали...

Кстати, после праздничного обеда «что-то с памятью моей стало…»: на обратном пути то и дело узнавал места, где бывали встречи с лесными обитателями – косулей, глухарём.
Видимо, есть что-то эдакое в пироге с яблоком и вишней «От Палыча». А вы говорите - гинкго билоба…


Рецензии