Часть I. Космогония Исходное Единство и Раскол. Г1

Глава 1. Единый Абсолют и Первая Диада

§1. Небытие-в-Покое: Первоисточник всего сущего

Прежде всякого бытия, прежде времени и пространства, прежде самой возможности различения пребывает Единый Абсолют — Небытие-в-Покое. Это не отсутствие бытия, но его изначальная, нераскрытая полнота; не пустота, но бездонная глубина, содержащая в себе все возможные формы существования. В этом состоянии неразличенного единства покоится вся потенция творения, подобно семени, заключающему в себе будущее древо.

Абсолют в его первоначальном состоянии есть чистая возможность, не обремененная актуальностью, чистая свобода, не скованная необходимостью проявления. Он пребывает в совершенном покое, который, однако, не есть статичность, но динамическое равновесие всех противоположностей. В Нём уже присутствует вся полнота бытия, но присутствует как неразвернутый свиток, как неспетый гимн, как немысленная мысль.

§2. Семя бинарности: зародыш творения

В самом сердце этого изначального единства уже содержится тончайшее различение — не раскол, но предчувствие раскола, не разделение, но возможность разделения. Это бинарность обоих полов, существующая не как противопоставление, но как взаимодополняющее единство мужского и женского начал в лоне Абсолюта.

Мужское начало в этом изначальном состоянии есть принцип активности, направленности, определения — но активность, еще не проявившаяся в действии. Женское начало есть принцип восприимчивости, содержания, возможности — но восприимчивость, еще не встретившаяся с объектом восприятия. Оба начала пребывают в совершенном единстве, подобно двум сторонам одной монеты, которые еще не узнали о своем различии.

Эта внутренняя бинарность не нарушает единства Абсолюта, но составляет его внутреннюю богатство. Она подобна дыханию, в котором вдох и выдох еще не разделены во времени, но уже присутствуют как ритмическая возможность.

§3. Первое саморазличение: рождение Отца и Матери

Из лона Небытия-в-Покое происходит первое движение — не внешнее, но внутреннее; не изменение, но самоосознание. Абсолют начинает различать себя в себе самом, и это различение рождает первую диаду: Отца-Разума и Великой Матери-Души.

Отец-Разум есть структурный принцип творения, мужское начало, обретшее свою определенность. Он — замысел всего сущего, логос, содержащий в себе все идеи и формы. Его природа — бестелесная чистота, мысль, не обремененная материей, дух, не скованный плотью. Он есть принцип предела, определения, закона.

Великая Мать-Душа есть порождающий принцип творения, женское начало, проявившее свою природу. Она — материал и энергия всего сущего, жизненная сила, питающая творение. Её удел — иметь тело творения, быть плотью мира, восприемницей и воплотительницей божественных идей.

§4. Единство замысла и материала

Отец и Мать, однако, не становятся отдельными существами — они остаются двумя аспектами единого Абсолюта, двумя способами его бытия. Они едины, как замысел и материал для его воплощения, как дух и плоть, как смысл и слово.

Их отношение подобно отношению архитектора и строительного материала: архитектор содержит в уме план здания, но без материала план остается невоплощенной идеей; материал обладает потенцией стать зданием, но без архитектора остается бесформенной массой. Так Отец есть чистая форма без содержания, а Мать — чистое содержание без формы. Их соединение рождает мир.

Это единство описывает ап;stол Иоанн, говоря: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин. 1:1). Отец-Разум есть это Слово-Логос, а Великая Мать есть то "у Бога", вечное присутствие материала для творения.

§5. Диалектика первоначального единства

Первое саморазличение Абсолюта представляет собой фундаментальную диалектическую триаду:

Тезис: Единый Абсолют в его неразличенном единстве.

Антитезис: Внутреннее различение на Отца и Мать.

Синтез: Их неразрывное единство как двух аспектов единой реальности.

Этот синтез не возвращает к исходному состоянию, но поднимает его на новый уровень: теперь единство осознанно и содержит в себе различение как свой внутренний момент. Абсолют познает себя как единство многообразия, как тождество противоположностей.

Таким образом, рождение первой диады есть не умаление изначального единства, но его обогащение, первый шаг в великом процессе самораскрытия Абсолюта, который через творение множественного мира придет к осознанному единству со всем сущим.


Рецензии