Алевизм в Турции. Сущностная идентичность

На картинке изображена карта расселения алевитов в Турции

Алевизм, по-видимому, можно считать порождением династии Сефевидов, и в этом случае речь идет о формировании самостоятельной религиозной доктрины. Безусловно, до XVI в. тюркские племена, проживавшие на территории Восточной Анатолии, были лишь отчасти исламизированы. Кроме того, отдельно можно выделить влияние суфизма. Тем не менее все это можно назвать своего рода рели- гиозным синкретизмом, «коктейлем» из различных религиозных воззрений. Но в качестве самостоятельного явления кызылбашество (или алевизм,как позднее его стали называть) сформировалось
лишь к XVI в. Конечно, неправильно отрицать, что в основу этого религиозного течения легли верования, которые исповедовались на территории Восточной Анатолии прежде этого периода, но все же формирование оси, вокруг которой держится религиозное вероучение, было заложено Сефевидами. Точка зрения ученого–османиста И. Меликофф, посвятившей себя изучению истории и культуры бекташи, схожа с нашим видением этой проблемы. И. Меликофф указывает на то, что полностью алевизм оформился только в XVI в. Однако еще династия Каракоюнлу в начале XV в. поддерживала гетеродоксное учение среди туркменских полукочевников. Вера в реинкарнацию, в манифе- стацию Бога в человеческом обличье, поклонение
Али и двенадцати имамам в качестве единой божественной сущности, траур по мученикам Кербелы и культ мученичества были характерны для этого крайнего шиитского вероучения, не имевшего тогда определенного наименования, и повлияли
на сложение доктрины кызылбашей, получившей оформление уже в XVI в.
Таким образом, под терминами «алевизм» и «кызылбашество» исторически понималось одно и то же социальное и культурно-религиозное явление. Термин «алевизм» получил распространение только в XX столетии, заменив собой, а затем и полностью вытеснив термин «кызылбашество» (так как последнее наименование имело оттенок презрительности – «красноголовые», в смысле «еретики»). Так, В.А. Гордлевский употребляет исключительно термин «кызылбаши», следовательно, во время его полевых работ в Турции в 1913 г., термин «алевиты» к ним еще не применялся. Он начинает широко использоваться только в республиканской Турции. Современный турецкий исследователь и поли- тический деятель Р. Чамуроглу также приходит к аналогичному выводу относительно времени возникновения алевизма. Он утверждает, что не представляется возможным говорить о существовании такой религиозной группы, как алевиты до XVI в. На территории Анатолии находились различные гетеродоксные группы, контактировавшие друг с другом. Однако с распространением власти династии Сефевидов синкретические по своей природе воззрения этих групп стали приобретать более четкие правовые и понятийные очертания
Подводя итог всему вышесказанному, следует подчеркнуть, что турецкий алевизм представляет собой региональную форму шиитского ислама, тяготеющего к суфизму. Этот факт сложно опровергнуть, так как в основе религиозного вероучения заложен культ «божественного» Али и отрицание канонических предписаний суннизма. Характер вероучения синкретический. Время формирования этого течения относится приблизительно к XVI в. В заключение необходимо отметить, что, пережив долгие столетия изолированного существования, руководствуясь принципом сокрытия веры, и
благодаря массовой миграции из деревень в большие города в 50-х гг. XX в., алевиты стали представлять собой нечто большее, чем просто религиозную общность. Сегодня это отдельно стоящее и окрепшее общественное явление и политическая
сила в жизни современной Турции.

Источник: Политология // ТУРЕЦКИЙ АЛЕВИЗМ: РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ


Рецензии