Алевизм в Турции. Философия и традиции

В качестве священной книги алевиты, как и сунниты, почитают Коран, однако
алевиты отрицают внешнюю обрядность, которую он предписывает. Для философии алевизма характерна вера в последовательный переход, переселение души – так называемый метемпсихоз (или реинкарнацию). В арабской традиции это явление называется танасух, в турецком произношении – тенасюх (tenasyh). Кроме того, в основе алевитской философии лежит представление о манифестации Бога в человеческом обличье, о так называемом воплощении, вселении божественного
духа или света в человека. Это учение, как и танасух, характерно для многих шиитских сект, и в арабской традиции называется хулул. Алевитская общность верит
в проявление божественной сущности не только в человеке, но и в животных и
в отдельных элементах окружающей природы. Алевиты называют это единством
сущего – вахдет-и вуджут (vahdet-i vucut). Принцип такийа – скрывания веры,
религиозной маскировки – также присущ алевизму. Однако он в большей степени
обусловлен давлением со стороны властей, которому алевиты подвергались на
протяжении веков, и постоянным страхом адептов за свою жизнь. Таким образом, этот принцип позволял общине оградить себя от внешней опасности. Безусловно, наряду с почитанием ‘Али, алевиты почитают все двенадцать имамом в качестве единой божественной сущности и верят в приход двенадцатого имама – Махди (тур. Mehdi). Культ мученичества и траур по мученикам Кербелы также занимают центральное место в алевитской религиозной традиции. Ещё двумя важными принципами философии алевизма являются принципы тавалла и табарра (тур. tevella и teberra), то есть почтения к сторонникам ‘Али и двенадцати имамов и, соответственно, проклятия их врагам. Однако философии алевизма не присуща традиция самоистязания, характерная для шиитов Ирана. Нет в алевизме и обета безбрачия, который редко, но всё же имеет место у бекташи. В алевизме путь к познанию Бога открывается через «четверо врат» (dort kapi) – шариат (seriat), тарикат (tarikat), марифет (marifet) и хакикат (hakikat). Первые врата, шариат, представляют собой основные предписания ислама – намаз, омовение, хадж и пост. Вторые врата – тарикат – представляют собой учение, которое передаётся только членам общины. Третья фаза – марифет – обозначает тайное знание, недоступное для непосвящённых. И, наконец, четвёртые врата – истина, или хакикат. Алевиты считают, что ввиду своего происхождения они относятся к людям тариката и, таким образом, сразу оказываются
на второй ступени духовного развития, минуя первую. Сунниты же, по их мнению, люди шариата и не поднимутся выше этой ступени. Тарикат для алевитов –
это исполнение предписаний религии без необходимости внешних доказательств религиозности. Идея самосовершенствования – главенствующая в философии алевизма.
Человек приходит на этот свет, чтобы по окончании своей жизни стать инсан-и
камиль (тур. insan-i kamil), то есть совершенным человеком, и таковым отправиться к Богу . Основные моральные принципы алевитской доктрины можно сформулировать кратко: “eline-diline-beline sahip ol”, что означает властвуй над своими поступками, словами и страстями. Отрицание внешней обрядности ислама – одна из примечательных черт алевизма. В частности, алевиты отрицают пятикратный ежедневный намаз. Помимо философского положения, утверждающего, что алевиты априори преодолели первую ступень в развитии личности – ступень шариата, есть более простое, скажем так, бытующее в народе обоснование. Например, по мнению
алевитов, проживающих в дистрикте (ильче) Ортаджа в Мугле, имам ‘Али был
убит во время совершения намаза, поэтому все его последователи были освобождены от совершения намаза. Ещё одним проявлением отрицания канонических предписаний является тот факт, что алевиты не постятся в рамазан, однако держат 12-дневный пост в месяц мухаррам в память о мучениках Кербелы. Во время поста в мухаррам
нельзя бриться, нельзя много пить, нельзя есть белковую пищу, такую как мясо
и рыба. Отношения между супругами также под запретом. Запрещается веселиться и устраивать свадьбы. Алевиты символически уподобляются мученикам Кербелы, лишая себя того, чего были лишены они. Однако в некоторых местах, пусть и очень редко, можно встретить алевитов, которые держат трёхдневный пост в рамазан, а некоторые постятся и весь месяц. Преимущественно это объясняется влиянием внешнего окружения в больших городах. До поста в мухаррам алевиты держат пост, который называется Масум-у Пак оруджу (тур. Masum-u Pak). Согласно алевитскому преданию, 14 детей, происходящих из рода двенадцати имамов, были убиты в раннем возрасте, поэтому они почитаются безгрешными святыми. Этот пост держат в память об этих младенцах. Длится он три дня и начинается сразу перед постом мухаррам.
Помимо поста в месяц мухаррам, алевиты держат трёхдневный пост 13–15
февраля. Этот пост называется Хызыр оруджу (Hizir оrucu). Алевиты верят, что
святой Хызыр в эти три дня является в разных обличиях – бедняка, сироты и
заключённого. Обязанность каждого верующего в эти дни – помочь и накормить нуждающегося. Несмотря на то что пост традиционно длится три дня, в области Токат некоторые алевитские общины держат этот пост на протяжении 7 дней. В основе философии алевизма заложено равенство между мужчиной и женщиной. Этим можно объяснить совместное присутствие мужчин и женщин на религиозных службах. Алевизм отрицает многоженство. Алевиты объясняют это тем, что у имама ‘Али была единственная жена Фатима. Это обстоятельство повлияло на формирование одного из основных принципов алевизма.

Источник: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 155, кн. 3, ч. 2 // Гуманитарные науки 2013 // ФИЛОСОФИЯ, МИСТИЦИЗМ И ВОПРОСЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ
// ФИЛОСОФИЯ ТУРЕЦКОГО АЛЕВИЗМА


Рецензии