Часовщик. Авторская сказка

                ***

     В подвале одного из старейших домов провинциального города N. находилась каморка часовщика Джейкоба Марлоу. Никто точно не знал, сколько Джейкобу было лет. Старик носил густую седую бороду, но лицо его при этом оставалось молодым и гладким. Преклонный возраст выдавала не только выбеленная годами растительность на лице, но и спина мастера, которую тот редко разгибал. День и ночь трудился Джейкоб в маленьком помещении, пропитанном пылью, старой галантереей и маслом для смазывания шестерёнок.

     В каморке не имелось окон, из-за чего в двухметровой комнатушке двадцать четыре часа горела большая настольная лампа, позволяющая господину Марлоу внимательно вглядываться, после чего устранять имеющиеся дефекты в изношенном механизме.

     Ремесло часовщика в семье Марлоу передавалось от отца к сыну вот уже на протяжении нескольких столетий. Джейкоб чинил исключительно механические часы, чему был когда-то обучен своим отцом. А тот, в своё время, — своим…

     Когда парню исполнилось двадцать лет, отец подозвал Джейкоба к себе и торжественно произнёс:

— Сын мой, пришло время открыть тебе одну тайну. Каждый, кто пожелает починить часы в день своего рождения, имеет уникальную возможность вернуться в любой момент из своего прошлого и исправить одну нелепую ошибку, о которой сожалеет всю жизнь. Пока ты будешь заниматься починкой часов, посетитель твой успеет совершить путешествие во времени, исправить витальную оплошность и вернуться в настоящее. Но есть одно важное условие: менять что-либо можно только в своей собственной жизни. Чужую судьбу и, тем более, какой-нибудь исторический эпизод менять запрещено, иначе случится непоправимое… Помни об этом.

                ***

     Каждый день к Джейкобу приходили люди, чтобы починить вышедшие из строя часы. Те, кто прибывал к мастеру в день своего появления на свет, имели возможность путешествовать в своё прошлое и исправлять собственные ляпы.
     Кто-то пытался удалить из жизни какой-то необдуманный поступок или слова, кто-то совершал противоположный выбор, оказавшись повторно на распутье… Прошло ещё немного времени и к часовщику в день своего рождения стали прибывать гости из разных стран да с разных континентов.

                ***

     Приплыл из Индии к старику Марлоу и потомок доктора Уильяма Брайдона, сумевшего некогда избежать смерти после свержения английской власти в Афганистане в 1842 году.
 
     Никак не мог смириться бравый военный Харольд Брайдон с исторической трусостью англичан осенью 1841 года в Афганистане.

— Как можно было заискивать перед афганцами, имея сильную армию? — не переставал возмущаться военный в кругу друзей-единомышленников. — Управленческая бездарность и полководческая слабохарактерность привели к тому, что англичан обязали сдать оружие и убираться восвояси. Более десяти тысяч английских солдат погибли, многие попали в рабство… Спастись удалось только моему предку — доктору Уильяму Брайдону. Вот бы можно было вернуться в тот Кабульский конфликт, привязать к дереву бездарного полководца Эльфистона с кляпом во рту да провернуть всё иначе, тем самым, смыв с истории Англии это позорное пятно!

     Фанат военного дела не раз мысленно возвращался к поражению англичан в Кабуле в упомянутом году, по-детски желая устранить историческую оплошность. Как только до Харольда Брайдона дошли слухи о необычном часовщике, тут же накануне дня своего рождения вояка отправился в дальний путь.

— Помните, уважаемый, о недопустимых вмешательствах в историю и чужую личную жизнь, — взяв в руки неисправные часы Харольда, мастер по обыкновению предостерёг своего гостя.

     Мужчина кивнул в знак согласия и отправился устранять… исторический дефект. Личных ошибок у потомка доктора Брайдона, разумеется, не имелось: он был идеален.
 
                ***

     Насилу вырвавшись живым из 1842 года, Харольд виновато посмотрел на часовщика.

— Извините, что ослушался, — пытаясь отдышаться, прозаикался уже гораздо менее уверенный в себе потомок английского доктора. — Еле выскочил из горящего Кабула.

— Это только потому, что я успел вовремя починить ваши часы. Могли там и остаться. Исход истории повернуть нельзя, исправить чужие ошибки невозможно, — протягивая отремонтированные часы военному из Индии, произнёс Джейкоб. — Вы проигнорировали моё предостережение и попытались наводить свои порядки в истории. Быть может, в тот конкретный исторический отрезок времени именно то решение и было единственно верным и не нам, сегодняшним, что-то там менять. С этого момента вооружённые конфликты в ходе борьбы за власть никогда не прекратятся на нашей планете. Длительный период мира и относительной стабильности на этой земле окончен. Если только не… Кстати, еле починил ваши часы: стрелки упорно не желали двигаться вперёд, шли только в обратном направлении.

— Каюсь, был самонадеян! Извините! — военный склонил голову перед стариком.

— Извинение принимаю! Сегодня тот день, когда вы имеете право исправить одну единственную ошибку, — пытаясь улыбаться, произнёс Марлоу, после чего принялся складывать рабочий инвентарь в огромный деревянный ларь. — Жаль, что человек часто желает что-то исправить в прошлом, совершенно не думает о настоящем и по-прежнему продолжает плодить ошибки, чтобы в будущем сожалеть и о них.

     Военный внимательно выслушал мастера, расплатился за его работу и покинул комнатушку часовщика.

     С того дня как ни искали люди каморку Джейкоба Марлоу по обычному адресу, так и не сумели её найти. Исчез часовщик, а вместе с ним и прекрасная возможность исправлять собственные ошибки в прошлом.


Рецензии