Как уходят в Морские Цыгане

Как уходят в Морские Цыгане

     Никогда не мечтал стать моряком. Паруса и морские просторы не привлекали даже в детстве.
    Меня укачивало. В любом транспорте, на качелях, везде. Пакетик перед носом - кошмар первых двух десятилетий жизни.
     Бог миловал, я так и не стал яхтсменом. Но судьба хитра и неисповедима. И распорядилась так, что надолго связала с морем.

     Ничто, как говориться, не предвещало беды.
     В описываемое время, на третьем десятке лет, увлек меня туризм. И уже захватил в свои пропахшие смолой и дымом объятия. Водные походы, летние и зимние пешки, турслеты, палатки, гитара...
     Сам не заметил, как - раз! - и вот я, предприниматель, семьянин, добропорядочный гражданин средних лет - уже Капитан Дэн, основатель и руководитель Кстовского турклуба "Черная Макарона" имени Владислава Крапивина, Командора.
     Сплавы, пешки, сплавы, пешки... Весна-лето-осень-зима-весна... И так по кругу. Как кружка спирта у ночного костра.
     - Ну, за самый маломерный речной флот: байдарки!
     Когда перерос хождение на байдарке по некатегорийным рекам, стал звать своих одноклубовцев на "белую воду". Но народ идти на новенькое сразу не захотел. И тогда я вдруг распробовал паруса.
     Случилось это так.
     Зимой в интернете наткнулся на книгу В. Перегудова "Разборные парусные суда". Позабавило, счел едва ли не шуткой: как это, байдарка и вдруг под парусом?!!
     Но в очередной майский сплав по Керженцу ЭТО СЛУЧИЛОСЬ.
     По некоторым обстоятельствам заканчивал поход соло. На одной из стоянок моя лайка Варна спасла Капитана, выбив прямо из-под ноги черную гадюку. Змея пёсу таки укусила и я был вынужден задержаться на несколько дней на одном месте, заботясь о подруге и ожидая, пока лайке станет легче.
     От скуки решил занять руки делом. Вспомнил книгу Перегудова. А что, а давай попробуем? Чем тент не парус? Ветер на реке попутный...
     Срубил деревце с двумя макушками (развилка вместо блочка на топе, для гротафала), из пластиковых бочек и жердей соорудил поплавки-аутригеры, из собраных на стоянке бечевок, лавочек и дикорастущих гвоздей состряпал шверцы и рулевое. Костровой тент сложился треугольником в парус неизвестной науке системы.
     Долго возился, но не зря же я инженер-авиастроитель по образованию, справился.
     Забавный монстр сплавился по Керженцу до Волги, где, к моему изумлению и восхищению, вдруг пошел почти навстречу ветру и течению под этим странным парусным вооружением. И ведь дошел от Макарьево до Лыскова!
     Все лето прошло в экспериментах и усовершенствованиях. Байдарка "Ильмень" превратилась в яхту. Обрела аутригеры, свободностоящую мачту с уишбоном, "Тритоновский" дакроновый грот, стаксель и спинакер от питерского мастера Навицкого, два ассиметричных шверца, усиленное рулевое от ОКГ "Сплав", самопридуманную систему постановки стакселя "карусель", автоматически отстреливающиеся при перемене галса бакштаги, мотор из газонокосилки-триммера...
     Последующие годы парусный тримаран "Авось" ходил по Волге, Горьковскому морю, по Азову, Черному и Белому морям, по Ладоге и Онего. Прошел зимний Керченский пролив и Таманский залив. Освоил четурехметровую волну и не развалился. Испробовал на себе полубалансирное прямое, бермудское и латинское парусные вооружения. Даже был двухмачтовой шхуной с бермудским гротом и латинской бизанью.
     Это быле крутые пять тысяч морских и речных миль! Доказал, что байдарка - морское парусное судно с великолепными характеристиками.
     "Парусная байдарка лучше яхты, так как имеет ноги, чтобы забираться в самую жопу" - девиз тех лет.

     Зимой 2012-го, перед самыми новогодними праздниками, сидели как-то  в компании близких друзей-туристов в гараже у Брата Вишенки.
     Единомышленники, байдарочники, однокласники, друзья детства, друзья друзей и прочая и прочая. Кстовский турклуб "Черная Макарона" имени Владислава Крапивина, Командора.
     Планировали походы, обсуждали снарягу, дегустировали напитки и закуски.
     Вдруг кто-то спросил: а почему мы ходим только на север? Почему русские байдарки не бороздят Средиземку? Вон, Дэн и Санчес ходили же на Черное и Азовское?
     Вопрос повисел-повисел в прокуренном воздухе, смешался с прочим белым шумом туристского балаболья и вслед за табачным дымом втянулся в вентиляцию.      Но идея запала в беспокойную капитанскую душу.
    И я стал собирать эскадру парусно-байдарочников и катамаранщиков. По туристским группам в интернете. Съездил в Турцию на разведку. В отель, с семьей.
     Герои Эллады зашевелились на книжной полке.      
     Но… Почему-то Грецию и Турцию привыкли считать чем-то попсовым и не интересным. Народ не поспешил поддержать и это интересное начинание, Эскадра не сложилась.
     В депрессии пробыл совсем недолго.
    - А, Бог вам судья! Все равно сделаю это. Сам. Брошу все и уйду в Морские Цыгане.      
     Записался в яхтенную школу "Парус", окончил, а летом сдал экзамены в Минтрансе на корочки рулевого второго класса.
     По ночам не спал. В голове варилась зелье из прошлого, настоящего и вариантов будущего.
     Детей родил, дом построил, деревьев целый сад посадил.
     Сейчас дети выросли, пыл семейной жизни остыл. Друзья оказались приятелями. Вокруг образовалась странная пустота.
     В бизнесе все, что хотел, доказал. И себе, и другим. Но постоянные наезды то рейдеров, то бандитов, то властей принесли разочарование.
     Возникло ощущение карабканья по песчаной горе: чуть потише сучишь ножками - и сразу съезжаешь вниз. А рядом такие же бедолаги стремяться к голой, в общем-то, вершине песчаной кучи российского бизнеса, пихаются, стаскивают друг друга за ноги
     Но ни "несгораемой суммы", ни отдыха, но перспектив. Все, чего добьешься, не удержать. По наследству в этой стране только ярмо передается, если дети свое не выдумают и самостоятельно в него не влезут.
     ...И пришла переоценка ценностей одновременно с сорокалетием, четко в период "кризиса среднего возраста" у мужчин.
     Все, что делал до этого, было нужно не мне. Родителям, жене, детям, друзьям, врагам, государству... Что делал, казалось бы, для себя, на самом деле делал для поддержания призрачного статуса.
     И при том: тем недодал, тем дал, да не то, то не так сделал, это не эдак... Всем мешаю, всем плох... Критика вдруг стала восприниматься слишком остро. И появились симптомы благодарностинедостаточности.
     Ну, если я так плох, если то, что я делаю, никому не нужно, так может и хрен с ним, лучше для себя пожить?
     И затрещали дни барабаном револьверным русской рулетки. Защелкали ночи курком у виска. Стало жутковато.
     Выход нашелся вдруг и сразу: если пасьянс не складывается - перемешай и пересдай. Смени всё. Радикально. Ночью, во сне, откровение пришло.
     Захотелось найти Землю Обетованную, где можно жить своим трудом, не унижаясь и не оглядываясь. Свободно и спокойно. Вдруг там новые друзья, новая, совсем новая судьба.
     Мне не впервой ломать прежнюю жизнь через колено. Я еще молод и полон сил. И не боюсь перемен. Вздохнул полной грудью, махнул рукой и стал искать варианты побега.
     Тайгу, Север отмел сразу. Палатка, байдарка - временное утешение, до морозов.
     Мир большой, больше одной страны. Туда? В Забугорье?
     Планета огромна, на ней живёт восемь миллиардов человек. А на моей Родине всего 1,5% человечества. И не все сюда рвутся. Может там, за Бугром, иная жизнь? Может и не хуже?
     Мотаться по отелям - жизни не увидеть, ничего не понять, только деньги просадить.
     А вот яхта... Это и дом, и транспорт, и, возможно, какая-то работа. Море прокормит.
     Решено: иду в море Мир смотреть, счастье искать.
     Суть авантюры: выяснить, можно ли интересно путешествовать и счастливо жить на яхте за счет яхты. Без подпитки с берега. Подрабатывая в дороге. Проверить на практике жизнеспособность принципов Морского Цыганства.
     Посмотреть своими глазами на Забугорье изнутри.
     Или найти Землю Обетованную, или убедиться, что дома лучше. А то так и будет тянуть.

Хочу капитаном стоять у кормила.
Хочу, чтоб кормило меня бы кормило.
Хочу, что бы дома меня не корили
За то, что скатёркой дорогу накрыло.

Хочу, чтобы громов гремучих горнило
Угрюмые грустные будни громило!
Хочу, чтобы грозами грозно грозило,
И било в борта, только чтоб не пробило!

И если мне где-то отрыта могила,
Чтоб мимо тех мест бы меня проносило.
Хоть ночью будили б меня и спросили:
«Ты хочешь в Дорогу???»«Да!!!» - что было силы.

     Полгода ушло на закрытие моего предприятия. Погасил кредиты, раскидав с огромным дисконтом активы. Провел локаут. Дал жене генеральную доверенность на дом и прочую совместную собственность. Детям по квартире. Себе не оставил ничего: мужик, голова и руки есть, еще заработаю.
     С банками у меня старые хорошие отношения, идеальная кредитная история с 1991-го, ни единой просрочки. Заглянул, поинтересовался о кредите на покупку яхты. Радостно одобрили – как же, у всех кризис, а Морев яхту берет. Видать, дела в гору!
     Переделал под магазин бабушкину квартиру, сдал в аренду, с расчетом на то, что эти средства пойдут на погашение кредита, а после она тоже отойдет жене.    
     Прикинул, на что могу рассчитывать.
     Не густо, но и не пусто. Плюс некоторые накопления. Решил, что можно рискнуть.
     Покопался в предложениях лодок. На тот момент в РФ продавалось относительно немного недорогих достойных яхт. Более-менее подходящие для дальних походов не вписывались в мой более чем скромный бюджет.
     А вот Артмарины… АМ-27 мало того, что катамаран, но еще и белее чем бюджетный вариант! Постройка-то наша.
     Опять же неизвестно, как потроха отнесутся к морской качке. Меня и в автобусе-то укачивает, до сих пор с пакетиком езжу.
     Но катамаранная качка иная, чем у монохула, терпимо, проверено осенью 2009-го на перегоне «Du Cat» из Питера в Нижний Новгород.
     И я остановил свой выбор на этих питерских катамаранах.
     Продавалось несколько Артмарин-27. Покатался по стране, выбирая. Ко всему, что смотрел, имелись небольшие, но претензии.
     В СПб на "Перце" корпус-фанера, люки над койками (а это значит топтать и мочить матрасы), балка подмачтовая с трещиной...
    В Геленджике "Маэстро", большой, переделанный, но вообще имитация парусника, «скотовоз» для юга, бздыхов на моторах катать…
     Когда совсем уже расстроился, из тупика вывел мой сосед, Сергей.
     Чегевара предложил свой АМ-27 «Du Cat».
     А и то дело: лодка скурпулезно подготовлена, Че очень дотошен и изобретателен. Кроме того с этим катамараном я знаком, знаю все его минусы и плюсы. Состояние «сел и поехал», доделки под хотелки совсем небольшие. А Че и помочь может, по-соседски, у него замечательная материально-техническая база, станки и инструмент в ангаре в двух шагах от моего дома.
     Кат «Du Cat» - чистый пластик, практически нет нычек и щелей, эта мыльница моется губкой! А я жуть как боюсь всякой мерзости типа мадагаскарских тараканов.
     Немного страшновато было спрашивать цену: зная, почем катамаран куплен, я отдавал себе отчет, что в него вложено моим другом еще столько же, не считая работы. Но друг на то и друг – «Du Cat» отдал за те же деньги, как сам заплатил на верфи в Питере. С учетом инфляции.
      Многие, в том числе производители АМ-27 и сам автор проекта Герман Адрианов, горячо отговаривали идти в дальнее плавание на спортивном катамаране. Он, де, не предназначен для долгих походов, слишком мал, нет места под пресную воду и аккумуляторы, под груз и прочее.
     Кат создавался для дурных скоростей на регатах, чтоб мчаться на одном поплавке со скоростью до 25 узлов. Убеждали, что будет "козлить" на морских волнах, что долго жить в нём не комфортно.
     Не для больших морей лодка.
     Но я уже ходил на "Du Cat", поверил в этот крепкий белый орешек. И рад, что прав оказался всё-таки я.
     Мой катамаран доказал свою мореходность в штормах пятнадцати морей Средиземноморья и Северной Атлантики. А годы постоянного проживания на кате научили ценить его скромный уютный комфорт.

     Совершив покупку, первым делом сколотил Экипаж на переход до Черного Моря: седовласый Лодочный Мастер нижегородец Ник Ник и молодой питерец Макс. Мы все втроем почти синхронно оставили своих жен, жильё и работу. Вперед, к другой жизни!!!
     На должность Начальника Службы Безопасности взята моя верная подруга, западно-сибирская лайка Варна. В подмачтовой балке ей оборудовали великолепную будку.
     Мы с Ник Ником деятельно бросились на подготовку Дуката к плаванию. Работа кипела две недели, старались успеть к окончанию ледохода.
     В последний момент были закуплены две бухты витого капронового троса, якорная оцинкованная цепь. Забили рундук едой. Продуктовый запас как в походе, по привычной раскладке, с учетом вероятности двух месяцев автономки: тушенка, сгущенка, макароны, крупы. Спирт. Рыбу будем ловить. С собой каждый взял по пять тысяч рублей в судовую кассу и по столько же в карман на ништяки. Заработаем в дороге, надо учиться.
     И вот, в пятницу 10 мая 2013 года, Волга освободилась ото льда. Затор остался лишь возле плотины Чебоксар. Пока дойдем - растает.
     Терпение иссякло, катамаран "Du Cat" спущен на воду. Волга, село Великий Враг - место старта самого долгого похода в моей интересной жизни.
    
     Путешествие едва не закончилось в первую же неделю возле Казани, когда заглянувшая в гости и проводить Наташенок едва не сожгла яхту, поставив на газ чайник со спиртом. Как баклажки попутала?!! Взрыв был великолепен, следы и впечатления неизгладимы.
     До Азовского моря дошли за 35 дней по морям приключений. В соленую воду вонзились с двумя пробоинами в борту, обгорелым камбузом, с простреленным парусом и спасенной от похитителей Варной.
     Еще пять дней и два жутких шторма - и мы уже в Чёрном море.
     Где и прожили до осени, катая отдыхающих в Геленджике, набираясь мореходного опыта и обрастая снаряжением для старта в таинственное Забугорье и Многоморье.      

     К зиме экипаж распался. Ник Ник и Макс уехали назад. Каждый отпер свой дом, завел новую женщину, купил новую машину, устроился на новую работу и вернулся к старой жизни. Варна заболела и была возвращена в Нижний.
     И только я, упертый и решительный, не сдался. Тщательно скрывая за упертостью и решительностью рожи растерянность и испуг всех потрошков.
     В трудный момент, когда небо совсем померкло и руки едва не опустились, ко мне присоединилась Наташенок-из-Казани. Девушка привезла с собой свою лайку Умку, дочку моей Варны. И свою любовь да веру. При такой поддержке трусить стало стрёмно.
     Вот так, втроем, мы и покинули Родину поздней осенью 2013 года.
     Вперед, через моря, в манящую неизвестность. В первые шторма, неведомые страны, опасности и приключения.
     Так мы уже всерьез стали Морскими Цыганами, или, на английский манер, Си Джипси. Йоти.
      Так в Морские Цыгане и уходят. Бросив всё прежнее. Надеясь на все будущее.
    
 
    


Рецензии