Строим роман 2. 1. Что такое проза?
ЧТО ТАКОЕ ПРОЗА?
После того, как вы сотворили в уме свой роман в общих чертах и обязательно его развязку (смотри СР 1.3), желательно все это грамотно изложить. То есть, вы должны закодировать умышленную вами историю с помощью слов таким образом, чтобы читатель при расшифровке увидел умственным взором, представил ее в своем воображении так, как ее видите и понимаете вы. Инструмент, с помощью которого это можно сделать, называется прозой.
Белинский писал: «Произведения искусства тем и выше так называемых истинных происшествий, что поэт (читай – автор) освещает пламенником своей фантазии все сердечные изгибы своих героев, все тайные причины их действий, снимает с рассказываемого им события в с е с л у ч а й н о е, представляя нашим глазам о д н о н е о б х о д и м о е как
н е и з б е ж н ы й р е з у л ь т а т д о с т а т о ч н о й п р и ч и н ы ».
Иными словами, проза есть оптимальное изложение, описание того, как, почему и зачем происходят сюжетные события в романе.
При чтении романа перед глазами читателя должна возникать картинка, трехмерные образы героев в предложенных обстоятельствах и непременно в движении.
Диалог никогда не равен описанию действия! Пока герои говорят, действие романа романа стоит на месте. Из диалогов читатель должен получать вспомогательную, а не основную необходимую для понимания романа информацию.
Как и в пьесе или кино, в прозе присутствуют диалоги. Однако пьеса предназначена для постановки на сцене. Как разворачивается история, объясняет режиссер с помощью актеров, мизансцен, сценографии, бутафории и т.д. Пример:
МАТЬ
(гладит Красную Шапочку по голове)
Ну, как там бабушка? Ей понравились вино и пирожки?
КРАСНАЯ ШАПОЧКА
(возбужденно)
Представляешь, мам, бабушки не было дома! Подхожу к избушке – дверь открыта.
Я в спальню, а на бабушкиной постели лежит какой-то серый урод и предлагает
заняться с ним любовью. Вот за эту цепочку!
МАТЬ
Ты дала ему наш номер телефона?
Из диалога не становится ясно, когда и где происходит разговор Красной Шапочки с матерью, а также каким образом цепочка попала к девочке. Об этом можно только догадываться.
Развернутые комментарии здесь не нужны, поскольку пьеса предназначена для интерпретации, постановки на сцене, а это епархия режиссера. Именно он с помощью актеров, реквизита, мизансцены и языка театра должен показать, как все происходит. То же самое можно сказать о киносценарии.
В отличие от пьесы, диалог в прозаическом тексте, как и вся излагаемая история, нуждается в подробном объяснении – это и есть проза! В данном случае роль сценариста, режиссера, кинооператора, звукооператора и монтажера эпизодов исполняет сам автор.
Именно он, писатель, сочинитель и композитор эпизодов в одном лице, должен внятно объяснить читателю, как все происходит. Пример из неопубликованной рукописи романа магаданского писателя Ионы Солженицкого "Колымские журавли":
"Массивная дубовая дверь со скрипом отворилась, и двое конвойных псов пинками и прикладами загнали в кабинет начлага сильно избитого Волчару. Сегодня он был особенно непримиримо настроен по отношению начальствующему составу, поскольку блатные за последнее время понесли тяжелые потери в нескончаемом противостоянии с администрацией ИТУ. Многие бродяги перешли в красную масть и увели за собой молодняк.
Волчару просто затрясло от отвращения при виде хозяина. Размазав рукавом бушлата кровь по небритым скулам, вор в законе с вызовом уставился на полковника Топтыгина и смачно харкнул кровью на желтый паркет, надраенный до зеркального блеска узниками Гулага. Он не первый раз мотал срок и хорошо знал, как власть развращает медведей. И что власть абсолютная развращает их абсолютно! Но иначе поступить он не мог, репутация старого законника обязывает!
Однако на сей раз Михаил Потапович уделил матерому уголовнику не больше внимания, чем случайно залетевшей на зону мухе. Он укоризненно взглянул на бестолковых подчиненных.
– Сколько можно повторять, ослы хреновы! – с болью в голосе сказал он стоявшим за спиной Волчары конвоирам. – Больше гуманизма в обращении с контингентом. На носу проверка, комиссия из Москвы с минуту на минуту должна приехать, а вы метелите заключенных, как гестаповцы. Учитесь, как надо…
Он откашлялся и постарался придать сытой морде выражение простоты и добра.
– А кто это к нам в сереньком бушлатике пришел? – ласково спросил он, делая волку козу. – Кто это у нас бабушку грохнул, кто Красную Шапочку отшампурил?
В тот же миг глаза у Волчары закатились под серый лоб, и он рухнул, как шпала, на спину, крепко приложившись затылком о паркет".
Резюме: в великом упрощении художественная проза есть авторское толкование и словесная экранизация придуманной сочинителем истории.
© Copyright: Андрей Викторович Денисов, 2003 год.
<>§<>
Свидетельство о публикации №225111601709