Интеллектуальная сапрофагия

Сапрофаги - это животные, питающиеся разлагающимися органическими остатками (от греческих слов "сапрос" - гнилой и "фаген" - пожирать). Таким образом, сапрофагия буквально - это пожирание гнили. Жёсткое слово, не правда ли?  Мы привыкли применять хлёсткие словца к нашим оппонентам. Но в данном случае речь о нас самих. Это мы, патриотическое сообщество, часто страдаем от интеллектуальной сапрофагии. Как только в публичном пространстве оказывается какая-нибудь мерзость, мы тотчас обращаем на неё внимание и начинаем раздирать в клочья.

Надо сказать, что сапрофаги - существа полезные. Они уничтожают падаль, мешая распространяться заразе.  Аналогичным образом, и от нашей реакции на культурную гниль тоже есть польза.  Хочется надеяться, что не маленькая. Мы не даём производителям дряни почивать на лаврах, заставляем их нервничать, а в идеале  - корректировать свои действия. Мы предупреждаем тех, кто не в курсе, об истинном характере данных культурных явлений. Мы призываем власть применить силу и прекратить безобразие. И иногда нам это удаётся. 

Однако у интеллектуальной сапрофагии есть и оборотная сторона. Во-первых, мы привыкаем замечать, прежде всего, плохое. Именно дрянь привлекает наше внимание: она обладает явными признаками, так сказать, смердит. Тогда как что-то хорошее часто остаётся незамеченным, так как может ничем особенным и не выделяться. 

Во-вторых, как говорится, привычка - вторая натура. Сапрофаги так называются, потому что продукты разложения - их основная пища. И мы привыкаем к разоблачению происков различных врагов (политических, культурных), и уже даже, вроде, не можем без этого.  Мы постоянно напряжены. Мы оглядываем культурный ландшафт в поисках провокаций, подобно тому, как сапрофаги подыскивают себе очередную падаль.  Если реальных врагов и провокаций не обнаруживается, мы начинаем искать их там, где их нет: врагов - среди таких же патриотов и православных, провокации - среди рутинных действий власти, имеющих самую различную природу - от экономической необходимости до обычного головотяпства и невнимательности. 

Но самое плохое - это «в-третьих». Интеллектуальная сапрофагия убивает наш творческий потенциал. Общеизвестно, что критиковать проще, чем создавать. Настроенные на борьбу, мы активны, когда речь идёт о ликвидации угроз. Мы мобилизуемся. Но в нормальных условиях нашей энергии оказывается недостаточно, чтобы реализовать какую-то позитивную программу. Мы не строим новое, достойное, христианское качество. Не снимаем шедевральных фильмов, не пишем гениальных книг, не создаём новых дешёвых и эффективных продуктов. Нам для этого всегда не хватает денег, государственной поддержки, массового участия народа или чего-то ещё. Только всё это - отговорки. Просто мы не умеем этого делать. А не умеем потому, что хорошо умеем другое - находить дрянь и разрывать её в клочья. А негативные и позитивные умения несовместимы. 

Но ладно нас таких была бы лишь некоторая толика. Так ведь нет, нас много. Получается, что в современном патриотическом сообществе сапрофагов гораздо больше, чем созидателей. Клеток иммунной защиты больше, чем клеток здоровой ткани. И это - очень тревожный диагноз. Организм нашей культуры серьёзно болен. И основная проблема - вовсе не в повышении агрессивности среды, всё большем проникновении инфекционных агентов. Все эти попытки нас уничтожить, разрушить нашу страну, извратить нашу культуру были бы ничтожны, если бы мы росли, как упрямо растёт трава после дождя. Её прикатают асфальтом, а она пробивает асфальт. Работали бы в нашей культуре механизмы естественного воспроизводства, ощущали бы мы биение жизни традиции, нечего нам было бы бояться. 

А так мы пугаемся и внутренних врагов, и внешних; нас страшит всё новое; мы не доверяем ни власти, ни своим соратникам. Всюду нам чуется гнилостный запах. Может, всё же не стоит его так активно вынюхивать? Вот задачка для личностного роста: как вернуться из сапрофагов в созидатели? 


Рецензии