ВОТ И ВСЁ...
"Том...а! Вот и всё..."
И больше не повторилось. Но эта короткая фраза не ушла, она как бы повисла в пространстве пустой комнаты, продолжала и продолжала звучать в моей голове. Что бы это значило? Что означает слово "всё"?
Вроде бы, себя я ощущаю в реальности, нахожусь в своей комнате, вижу потолок, полки с книгами, за окном ещё темно, только далёкий уличный фонарь блекло освещает ажурный контур дерева и часть старой дороги, в доме никого нет, и быть не может, все двери закрыты на замки. Может быть, начинаю сходить с ума?
Как-то не по себе, но обращение конкретно адресовано ко мне и по имени. Сама к себе вроде бы не обращаешься, хотя, конечно, бывает. Нет, эти эти слова не вымысел моей разыгравшейся фантазии, и не продолжение сна, я действительно их услышала наяву. Возможно, они прозвучали как-то сами по себе в моём сознании?
Господи, какая-то мистика. И вдруг всё тело обдало каким-то нериятным внутренним холодом, или дрожью, я интуитивно узнала голос, почувствовала, что так кратко могла сказать только Надя, моя давняя подруга, коллега, это её интонация. Она примерно так говорила:
. - Да, на фиг всё ...
Но она сейчас живет очень далеко от меня, да и после моего отъезда, прошло много лет, и мы за эти годы вживую не встречались, не разговаривали, только перебрасывались сообщениями в "Одноклассниках". Сомнений не было, конечно, это она, Надежда Николаевна. Что же она хотела сказать?
Пытаясь понять смысл этой краткой фразы, мне припомнилось, как мы когда-то вместе работали в университете, были на одной кафедре и обучали студентов искусству. Странно, но я не могу вспомнить Надежду Николаевну на занятиях, как преподавателя, чтобы она стояла у доски и что-то рассказывала студентам, хотя проработали, бок о бок, около тридцати лет.
Наверное, не помню Надежду Николаевну на занятиях потому, что сама в это же время работала со студентами или была занята другими делами, проблемами. А ходить к друг к другу на занятия как-то не было принято у нас, зачем отвлекать человека и создавать неприятную. стрессовую ситуацию. Тем более, на кафедре все знают о профессионализме друг друга, а для проверяющих писали в "Журнале взаимопосещений" всякую формальную чушь, обходясь ни к чему не обязывающими, общими фразами, что тема такая-то, обсудили и рекомендовали "усилить", "улучшить". А если по-честному, то никто и ни к кому не ходил.
Приятно вспомнить, хорошая обстановка была на моей кафедре, уважительная, коллеги плечом к плечу стояли, как бы дополняя друга, понимали, кому лучше с первокурсниками работать, а кому-то на старших курса. А какие дипломные работы со студентами делали, творческие и на уровне хороших художественных выставок.Жаль, что это время ушло безвозвратно, оставив только лёгкую грусть и сожаление. Безусловно, кто-то воскликнет, что не стоит переживать, остались Ваши ученики, которые продолжают, начатое Вами дело.
А я скажу, что нет, ничего не повторяется, и хороший учитель. это "товар штучный". Конечно, будут другие преподаватели и по-другому будут учить, а ученики, обычно, забывают о своих учителях, а кто достиг каких-то высот, считают, что это они сами "с усами" и всего достигли сами, а кто им "стул" подставил, о тех и не вспоминают. Недавно был профессиональный праздник "День учителя", и из моих бывших учеников и студентов поздравил только один студент-заочник, который живет в Израиле. А сколько учеников за пятьдесят педагогических лет прошло? И вроде бы работала с полной отдачей и результаты были на лицо, но жизнь так устроена, что нужно уходить тихо и незаметно.
Что-то я опять о грустном. Надежду Николаевну больше помню как она с шутками-прибаутками общалась со студентами, показывала как рисуется гипсовая голова, или живая натура, или брала кисть, и без предварительных эскизов, расписывала ткань, да так эффектно, что не оставалось сомнений в мастерстве педагога. Наденька, помню тебя, твоё творчество, какие замечательные работы ты со студентами создавала, хоть каждого из них сразу после окончания вуза можно принимать в члены Союза художников, чувствовался твой художественный вкус. Да, что и говорить? За Надиными плечами - "Муха", знаменитое Ленинградское высшее художественное училище им. В.И. Мухиной, а это один из самых престижных художественных вузов в мире.
Вспоминается образ Надежды Николаевны больше во время перерывов между занятиями или в каких-то внеучебных событиях. Обычно её можно было застать в институтском кабине, точнее в лаборантской, за её любимым делом - чтением, быстрым поглощением очередной книги, сопровождающимся вместе с перекуром. Курила она убедительно и много, не особо прячась, как-то необычно и элегантно. Дымящаяся сигарета в правой руке, опирающаяся локтём на край стола, совершала периодические движения, как маятник в одной плоскости, то от лица, то вправо, отстроенный от лица, и обратно, но одновременно с этими действиями, она умудрялась пальцами левой рукой ловко переворачивать очередную книжную страницу. Как будто всё было отрепетировано, одновременно, рука с сигаретой вправо, страница влево.
Её рабочий стол, как у всех нормальных работников, когда-то стоял около окна. чтобы светлее было. Но после того, как зимой украли её дублёнку, и в её присутствии прям с вешалки, стоящей у двери, Надя развернула стол и села спиной к окну и стала видеть всех входящих. Если кто-то зайдет, тогда Надежда Николаевна быстро прятала книгу в стол, и невинным внешним видом, напоминающим провинившуюся школьницу, показывала, что чтение с сигаретой - это просто так, совершенно неважное дело, и она очень рада вошедшему человеку.
Но чтение книг в перерывах могло совмещаться с чашкой чая в правой руке, или бокалом вина, или с чем- нибудь покрепче, но непременно с перелистыванием страниц. В столе был красивый бокал и хрустальная рюмочка, на всякий случай. Форму стакана она любила, говорила, что его неудобно держать и совмещать с чтением. А я думаю, она была художником декоративно-прикладного искусства и у неё был особый художественный вкус
Нет, Надежда Николаевна не была скрытным пьяницей, замкнутым человеком. Одиночество её не тяготило, она была сама с собой в ладах. На первом месте всегда оставалась семья: муж, любимая дочь, сын, обожаемый внук, и ещё более обожаемая собака. Собачники - люди хорошие и добрые, и не из предателей, дружить умеют. Помню, как в сложные годы, когда были талоны, а потом совсем прекратили выплачивать зарплату, Надя переживала, добывала тушонку, крупы, чтобы накормить свою овчарку, а для себя, по её словам, не так важно, можно и на дачном н на рыбном.
Не подумайте, что Надежда Николаевна, - "халявщица" только книжки почитывала и курила. На кафедре она она была незаменимым педагогом- художником, таких работников "днём с огнём" не сыщешь. Надя учила студентов творчеству, и самому главному - "Художественному вкусу", тому, что не видно. в Госстандарте по специальности: "Искусство"отсутствует такая учебная дисциплина
Вот я и опять мысленно возвращаюсь к моему спору с руководством университета, когда "управленцы" мне доказывали, что образовательный процесс - это чёткая система, включающая должностные обязанности каждого педагога, подробные учебные программы с критериями освоения учащимися программы на основе шкалы баллов. Таким образом, как мне объясняли сверху, чтобы пришедший новый педагог смог на любом этапе продолжить работу по данной дисциплине. Я спорила, доказывая, что такой подход имеет право на существование в науках, но не в искусстве. Почему в статьях о творчестве какого-либо художника указывается имя, у кого он учился? Потому что обучение идёт от руки и вкуса самого учителя.
Бывало, подойдет студент к Надежде Николаевне на консультацию со своими, очень скромными эскизами, педагог подумает, покрутит рисунки, и что-то в них увидит, зацепится за какой-нибудь "сантиметр" в этих рисунках, затем карандашом дорисует, объяснит и скажет:
- Молодец, хорошая работа может получиться, вот здесь уточни, дорисуй и начинай в размере, я подойду, цветовое решение с тобой вместе подберем...
Идёт студент и думает, надо же, я тоже так думал, и преподаватель меня понял, ему понравились мои идеи, а иной студент идёт и удивляется, что же такого интересного нашла Надежда Николаевна в моих эскизах, я до такого бы никогда и не додумался. Уважали её студенты, ценили её мнение и результаты были.
А я со стороны наблюдаю, и понимаю, что в этих студенческих "чиркушках" ничего особенного и нет, Вам, ученикам незаметно и "бесплатно" учитель дарит творческие идеи, которые получены многолетним опытом художника. Надежда Николаевна могла бы и сама их воплотить в своих работах. Но по её словам, ей времени не хватает, поэтому приятно посмотреть со стороны на реализованные замыслы, понять ошибки и увидеть "нечто" перспективное.
Если бы студенты знали, какие щедрые подарки дарила Вам преподаватель Надежда Николаевна, направляла Вас, чтобы Вы не тратили молодое время на долгий путь поисков собственного творческого Я считаю, что такой индивидуальный подход в обучении может вести только опытный педагог. Обычная методика включает последовательные части: от понятийного аппарата, изучения приемов, к копированию работ, а затем создание своей творческой работы. Но, эта система не работает в обучении искусству, откуда появится творчество? Так Надежда Николаевна обучала студентов сразу с творчества, включая все составные части. А "изюменкой" её обучения был процесс взаимо-обучения, когда каждый студент, делая свою работу, имел возможность видеть у своих одногруппников разнообразие технических приемов и стилистических вариантов решения одной темы.
Однажды я улыбнулась в душе, увидев группу студентов-заочников, которые стояли у кабинета Надежды Николаевны, и бурно обсуждали и решали очерёдность, кому первому зайти на консультацию к преподавателю, а кому быть следующим. Оказывается последним должен быть тот, у кого есть якобы хорошие эскизы. Заочники - народ взрослый, рациональный и, понимающий ценность "кладезя знаний" преподавателя, что ни в каких учебниках этих знаний не прочитаешь.
Кстати, мне всегда нравилось работать с заочниками, создавая выпускную творческую работу, они выкладывались, не считаясь со временем, материальными расходами. и радовались, что первый раз в жизни проходят полностью весь творческих процесс, от начала и до завершения. А я говорила, что заочников мы учим меньше, чем студентов дневного отделения, а результаты на защите дипломных работ получаем значительно выше.
Ой, вспомнилась одна экстремальная ситуация во время подготовки студентами заочного отделения защиты дипломных работ, которая состоялась во время благодаря разумным действиям Надежды Николаевны. Дело было так. Вечером дипломники готовили экспозиции к завтрашнему торжественному событию. На стене развесили свои произведения: декоративные панно, керамические тарелки, графические листы под стеклом, батики, гобелены и другие работы. Почти все было готово, некоторые студенты задержались, у всех приподнято-радостное настроение.
Перед уходом, убирая стремянку в сторону, лаборант хотел поправить работу и вдруг вся выставка рухнула, работы полетели вниз. Театральная немая сцена: "Не ждали". Все, кто был в аудитории, остолбенели, молчаливо взирали на кучу из сломанных рам, разбитого стекла, порванной бумаги, ткани, глиняных черепков, а сверху накрывала эту экспозицию металлическая труба.
Вопросительные взгляды на меня,как заведующую кафедрой. Единственная мысль мне пришла в голову - написать заявление на имя ректора о переносе даты защиты, а что дальше делать, когда большинство работ в единственном экземпляре?
Зашла на выставку Надежда Николаевна и, увидев свалку из работ, воскликнула:
- Ни фига, себе!
Через несколько минут раздумья прозвучали слова надежды:
- Что же делать? Давайте разбирать... Рукописи не горят, хорошее искусство не портится.
Она первой подошла к этой куче-мала, к ней подсоединились студенты, которые стали последовательно убирать, внвчале сняли верхнюю металлическую трубу, затем аккуратно освобождали работы от стекол. Следующим этапом была длительная реставрация, что-то склеивалось подкрашивалось, пришивалось.
Надежда Николаевна шутила, рассказывая, что она прошла хорошую школу во время её учебы в "Мухе", "мухинцам" приходилось выходить из разных ситуаций, однажды перед сдачей готового проекта, который делали весь семестр, перевернули на него чёрную тушь, потом вся общага трудилась с лезвиями бритвы, чистили, срезали бумагу.
Наступило утро, торжественная обстановка, почтенная комиссия ходит и рассматривает экспозицию, у всех радушное настроение и никто не догадывается, что здесь творилось ночью. Дипломница по керамике даже не заметила, что её работа склеена по кусочкам. Защита прошла успешно, несмотря на бессонную ночь, Надежда Николаевна выступала с отзывами, рецензировала работы студентов. Когда объявили отметки, все разошлись, я зашла в кабинет и увидела картину: Надя сидит за любимым столом, положив голову на раскрытую страницу .
Казалось бы, при таком количестве прочитанных книг, Надю должно было бы распирать от информации и желания кому-то рассказать, пересказать, но она не любила болтать. Я, шутя, говорила Надежде Николаевне:
- Надь, ты пофигистка, как по характеру, так и по твоим выразитедьным, многозначительным выражениям, сказанными с разными смысловыми оттенками: "Ни фига себе..." (с удивлением); "Фиг с ним..." (от ненужности); "Ого, какие фигачки...(с радостью) или "Ничего себе, какие по-фигуушечки (шутливо, добродушно).
А мне нравились обнадёживающие слова:
- "Ни фига, Тамара, справимся...".
Как-то Надя ответила мне, что она не Эллочка-людоедочка из романа «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, мне просто иногда лень говорить, в голове мысли гораздо быстрее работают, чем язык, в мыслях всё понятно, уже и говорить не хочется.
Говорят, что у Надежды легкий характер, но я бы с этим не совсем согласилась бы. Врагов у неё не было, от неё всегда исходило спокойствие и уверенность, окружающие воспринимали Надин характер не фальшивым, честным, поэтому с ней делились сокровенными мыслями даже не очень близкие знакомые. И не дай Бог, чтобы она отозвалась о ком-то плохо или по-женски посплетничала. Жизненных советов она не давала, своего мнения не особо высказывала, обычно всегда поддерживала рассказчика, сочувствовала, жалела. Я в шутку её называла:"Наша мать Тереза".
Что-то вспоминаются какие незначительные события. Хотя было самое важное, после моего ухода с университета Надежду Николаевну, не провели по конкурсу, уволили с работы, потому что ставка нужна была одной даме с очень богатым мужем. Эта бывшая студентка-заочница, которая работала лаборанткой, захотела стать преподавателем, а сегодня всем известно, что деньги делают всё, даже покупается кандидатская диссертация на чужом материале, студенческих работах под руководством педагога Надежды Николаевны. А нам так хочется, что за воровство Бог накажет, или иногда Бог спит.
Надя рассказала мне, что нашла очень работу в парикмахерской, находящейся на первом этаже её дома:
- Уборщицей хорошо работать, пылесос мощный за пару часов всё можно убрать, помыть и голова не болит, переживать ни за что не нужно, и хозяйка не очень жадная.
Обидно, когда несправедливость.
Безусловно, сомнений не было, эти слова, которые я услышала ночью, были её прощанием со мной. "Всё", это значит, что земная жизнь Надежды Николаевны закончилась и Надина душа полетела туда, где вечность, красота, любовь, нет боли и страданий.
Я представила хабаровское время, солнечный, почти летний день и Надину комнату на втором этаже, с открытым окном, за которым зеленые деревья, и много птиц. Будто бы около дивана стоит ширма, которую она расписала красивыми цветами, я пытаюсь заглянуть за перегородку, но Надю не вижу.
Печально, нет слёз, в моей голове пустота, мысли путаются, в памяти продолжают всплывать какие-то события, наши разговоры. Перед моим отъездом мы попрощались, по этому случаю выпили несколько стопочек водки, рассмеялись над странным названием на бутылке "Еврейское счастье", привезённой когда-то из Биробиджана. Пожелали друг другу счастья любого, независимо от национальности. Напоследок, понимая, что больше никогда не увидимся и наши дороги идут в один конец, хотелось сказать что-то очень важное, но трудно и больно было говорить, да и без слов многое было понятно, когда рядом более тридцать лет, тогда и молчанием можно разговаривать.
Нужно срочно связаться с Хабаровском, но спешу, не хочется узнать тяжёлую, грустную правду. одно только желание - укрыться с головой под одеялом как, когда-то в детстве, будто бы тебя нет или, когда страшно остаётся где-то за кроватью.
Позвонила Татьяне, нашей общей с Надей знакомой, рассказала про свои плохие предчувствия, она ответила, что давно с ней не встречалась, поэтому не знает, она пообещала тактично всё узнать. Позже, сквозь Татьянины слезы, мои тревожные мысли подтвердилось. И я подумала:
- "Тома, вот и всё", ушла надежда, и больше нет Надежды, а так хотелось услышать другое.
Конечно, я знала , что последние года три, Надя серьёзно заболела, было и успешное лечение, и звучал её оптимизм:
- "Ни фига, не сдамся".
Потом , по её словам, бесконечные капельницы через каждые десять дней уничтожают всё живое и неживое в её организме. Общение в ОК стало односторонним, мне хотелось как-то её поддерживать, я продолжала отправвлять ей сообщения, рисунки, рассказы, вспоминания хорошие и веселые, видела, что она выходит в интернет-пространство, читает, но 15 мая был её последний выход и две недели полного молчания...
Как объяснить моё предчувствие, прозвучавшие, услышанные мной ночью слова? Что это было? Моя интуиция, или телепатия, или случайное совпадение? Не знаю, ответа нет, но я, находясь на большом расстоянии почувствовала день и время ухода человека, с которым много лет были знакомы, вместе работали и были одной, творческой профессии.
Иногда захожу на её не удалённую страничку в ОК, оставила последнюю запись:
- Надежда, прощай, помню...
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №225111602105