Успех восточного шиизма и неудача западного

На картинке изображена карта исламских течений.

Все началось с того что я несколько лет назад прочел умный комментарий идентичный названию данной статьи. И действительно то что можно назвать Персией Нового и Новейшего времени никак иначе чем большим успехом для шиитского ислама назвать нельзя. У шиитов появилось большое государство которое как буфер окружали связанные с ним шиитские территории. Причина данного успеха у восточного шиизма прежде всего на мой взгляд в единстве и монолитности идеологии. То есть в выборе имамитского двунадесятнического шиизма как государственной религии, в начале 16 века через военно-миссионерскую деятельность шиитско-суфийского кызылбашского ордена Сефевийе. В результате на огромном пространстве от аравийской пустыни до гор Афганистана и от гор Кавказа до Персидского залива сложилась огромная тюрко-арабо-персидская общность шиитов имамитов. Приведу краткий энциклопедический список стран и населения прежде чем мы перейдем к рассмотрению западного шиизма.
Иран 90% населения шииты, Ирак 60-65%, Азербайджан 75-80%, Бахрейн 70-80%,Кувейт 30%, Восточная провинция Саудовской Аравии несколько миллионов, а также значительные многомиллионные общины в Афганистане, Пакистане и Индии. Суммарно эта общность насчитывает около 140 млн человек, половина в Иране и половина как бы вокруг.
Теперь перейдем к западному шиизму и рассмотрим в чем причина такой малочисленности и слабости западных шиитов. А она прежде всего в разобщенности и невероятной пестроте представленных течений. Да имели место большие государства такие как Фатимидский Египет, западная ветвь низаритских исмаилитов в Сирии подчиняющееся ассасинам Аламута, да что отрицать первые османы и Орхан и Осман были шиитами что общеизвестно и почитали 12 шиитских имамов. Вообще на рубеже 15-16 века большая часть турецкой анатолии составляло шиитское население примерно 3/4 а потом произошло взаимное бегство шиитов в Сефевидское государство, а суннитов в Османское, а некоторые откровенно шиито-центристкие суфийские ордена как бекташи даже стали инструментом военной экспансии суннитской Турции как идеологическое крыло турецкой пехоты янычар. Вот это отсутствие единства вкупе с разобщенностью турков,арабов,курдов и других малых народов не позволило шиитам создать хотя-бы одно шиитское государство на западе, дожившее до наших дней. Ниже я приведу список западных шиитских общин Ближнего Востока. Турция (алевиты 20% населения),Албания (значительная часть последователи Бекташи), Сирия (арабы-алавиты 10-15% населения), Ливан (шииты имамиты 40-45% населения), Саудовская Аравия (провинция Наджран, исмаилиты-мусталиты племени Бану Ям, большинство населения провинции), Йемен (Северный Йемен почти поголовно Зейдитский 8-10 млн человек вместе со столицей Саной, а также значительная община шиитов имамитов).
Подводя итог хочу подметить что я не считаю западных шиитов какими-то худшими, при такой прекрасной богатой этно-религиозной пестроте региона, а лишь констатирую то что тот успех который проделал восточный шиизм в значительной мере облегчил конфессиональное положение населения, а также и права своих адептов. Наличие большого государства способствовало претворению в жизнь такого явления как Исламская революция в Иране, которая была направлена не только в интересы шиитской конфессии, но и в интересы этнических меньшинств эту форму ислама исповедывающих.      


Рецензии